Как Турксиб повлиял на развитие Алматинского эксплуатационного локомотивного депо

Фоторепортажи
10.08.2020, 22:24
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Период становления железнодорожного транспорта в нашей стране связан со строительством Турксиба. В исторической летописи как в зеркале отразились главные этапы развития Алматинского эксплуатационного локомотивного депо. Без экскурса в прошлое трудно оценить настоящее, а тем более, заглянуть в будущее.

Строители Турксиба к моменту завершения стройки сдали в эксплуатацию два основных депо – на станциях Алма-Ата и Аягуз. Производственные мощности паровозного депо Алма-Ата представляли собой цеха промывочного и текущего ремонта паровозов, цех вспомогательного отделения и подъемочного ремонта. Многие из приехавших поднимать Турксиб остались здесь на постоянное место жительства и впоследствии стали родоначальниками трудовых династий.

К началу постоянной эксплуатации депо было полностью укомплектовано ремонтными и эксплуатационными кадрами. Машинист Мамарбай Умаров одним из первых подхватил почин машиниста Кривоноса, который заключался в движении при открытом большом клапане, что обеспечивало увеличение форсировки котла и мощности паровоза и позволяло водить поезда большого веса и скорости.

Когда началась Великая Отечественная война, многие деповчане ушли на фронт. Их место заняли жены дети. В летопись трудовой славы вошли подвиги женских паровозных бригад, среди которых Евдокия Сарина, Мария Дубова, Любовь Джурина, Мария Быстрова и Мария Лошакова. В первые месяцы войны для быстрой доставки фронтовых эшелонов началось формирование фронтовых паровозных колонн. Одна из таких была сформирована в Алма-Ате. Под ураганным огнем машинисты, подвергая себя риску и смертельной опасности, водили поезда на фронт.

А после войны надо было поднимать народное хозяйство. Росли объемы перевозок народно-хозяйственных грузов. Страна начала выпуск новых серий мощных паровозов. Машинисты Глузман, Прошкуратов, Медведь выступили с инициативой пройти без промывочного ремонта вместо плановых 6 тысяч километров – 20 тысяч. Это позволило увеличить среднесуточный пробег, достичь большой экономии средств, снизить затраты на ремонт.  

Первые тепловозы в Алма-Атинское депо пришли в апреле 1961 года. Руководство депо стремилось быстро вывести предприятие в ряд лучших по сети железных дорог страны. Однако это требовало новых форм организации труда, обучения кадров ремонтников и эксплуатационников. Многие деповчане, получив высшее образование и опыт работы, выросли до крупных руководителей. Среди них Николай Чеховский, Евгений Барановский, Амангельды Табергенев.

С 1995 года депо возглавил Даулет Казбеков. В тяжелейших условиях шла работа, но он сумел настроить коллектив на выполнение плановых заданий и эксплуатационных показателей. Алматинское депо не раз занимало призовые места в соревнованиях с другими предприятиями отрасли. Здесь по праву гордятся славными династиями Кесикбаевых, Балашовых, Садырмановых, Колесниковых, Карамышевых.

Более семнадцати лет алматинских локомотивщиков возглавлял Болат Оспанов, который внес свою лепту в развитие предприятия, широко пропагандируя рационализаторскую деятельность. Сегодня Алматинское эксплуатационное локомотивное депо – современное предприятие, основными задачами которого является обеспечение перевозок груза, выполнение хозяйственной и маневровой работы, технически исправного состояния и устойчивой работы локомотивного парка.

Недавно назначенный начальником депо Болатказы Толекпаев прошел все ступени роста эксплуатационной работы, был помощником машиниста, дежурным по депо, машинистом, машинистоминструктором. Он фанатично влюблен в свою профессию, считая, что не каждому под силу выдержать суровый экзамен под названием железная дорога.

– Я рад, что мне после стольких лет пришлось вновь вернуться в этот коллектив, где всегда на первый план выходило наставничество, а человеческий фактор является одним из важных аспектов в работе на железной дороге. И от того, какие люди придут на смену опытным машинистам, зависит безопасность и качество работы локомотивных бригад, – говорит Болатказы Кадырманович.

Несмотря на сложности нынешнего периода, депо выполняет эксплуатационные показатели, перевозочная работа выполнена на 103,8%, техническая скорость на 102%. Коллектив идет уверенной поступью, работает на перспективу, выполняя поставленные задачи, сохраняя добрые традиции своего предприятия.

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом