Как Турксиб повлиял на развитие Алматинского эксплуатационного локомотивного депо

Фоторепортажи
10.08.2020, 22:24
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Период становления железнодорожного транспорта в нашей стране связан со строительством Турксиба. В исторической летописи как в зеркале отразились главные этапы развития Алматинского эксплуатационного локомотивного депо. Без экскурса в прошлое трудно оценить настоящее, а тем более, заглянуть в будущее.

Строители Турксиба к моменту завершения стройки сдали в эксплуатацию два основных депо – на станциях Алма-Ата и Аягуз. Производственные мощности паровозного депо Алма-Ата представляли собой цеха промывочного и текущего ремонта паровозов, цех вспомогательного отделения и подъемочного ремонта. Многие из приехавших поднимать Турксиб остались здесь на постоянное место жительства и впоследствии стали родоначальниками трудовых династий.

К началу постоянной эксплуатации депо было полностью укомплектовано ремонтными и эксплуатационными кадрами. Машинист Мамарбай Умаров одним из первых подхватил почин машиниста Кривоноса, который заключался в движении при открытом большом клапане, что обеспечивало увеличение форсировки котла и мощности паровоза и позволяло водить поезда большого веса и скорости.

Когда началась Великая Отечественная война, многие деповчане ушли на фронт. Их место заняли жены дети. В летопись трудовой славы вошли подвиги женских паровозных бригад, среди которых Евдокия Сарина, Мария Дубова, Любовь Джурина, Мария Быстрова и Мария Лошакова. В первые месяцы войны для быстрой доставки фронтовых эшелонов началось формирование фронтовых паровозных колонн. Одна из таких была сформирована в Алма-Ате. Под ураганным огнем машинисты, подвергая себя риску и смертельной опасности, водили поезда на фронт.

А после войны надо было поднимать народное хозяйство. Росли объемы перевозок народно-хозяйственных грузов. Страна начала выпуск новых серий мощных паровозов. Машинисты Глузман, Прошкуратов, Медведь выступили с инициативой пройти без промывочного ремонта вместо плановых 6 тысяч километров – 20 тысяч. Это позволило увеличить среднесуточный пробег, достичь большой экономии средств, снизить затраты на ремонт.  

Первые тепловозы в Алма-Атинское депо пришли в апреле 1961 года. Руководство депо стремилось быстро вывести предприятие в ряд лучших по сети железных дорог страны. Однако это требовало новых форм организации труда, обучения кадров ремонтников и эксплуатационников. Многие деповчане, получив высшее образование и опыт работы, выросли до крупных руководителей. Среди них Николай Чеховский, Евгений Барановский, Амангельды Табергенев.

С 1995 года депо возглавил Даулет Казбеков. В тяжелейших условиях шла работа, но он сумел настроить коллектив на выполнение плановых заданий и эксплуатационных показателей. Алматинское депо не раз занимало призовые места в соревнованиях с другими предприятиями отрасли. Здесь по праву гордятся славными династиями Кесикбаевых, Балашовых, Садырмановых, Колесниковых, Карамышевых.

Более семнадцати лет алматинских локомотивщиков возглавлял Болат Оспанов, который внес свою лепту в развитие предприятия, широко пропагандируя рационализаторскую деятельность. Сегодня Алматинское эксплуатационное локомотивное депо – современное предприятие, основными задачами которого является обеспечение перевозок груза, выполнение хозяйственной и маневровой работы, технически исправного состояния и устойчивой работы локомотивного парка.

Недавно назначенный начальником депо Болатказы Толекпаев прошел все ступени роста эксплуатационной работы, был помощником машиниста, дежурным по депо, машинистом, машинистоминструктором. Он фанатично влюблен в свою профессию, считая, что не каждому под силу выдержать суровый экзамен под названием железная дорога.

– Я рад, что мне после стольких лет пришлось вновь вернуться в этот коллектив, где всегда на первый план выходило наставничество, а человеческий фактор является одним из важных аспектов в работе на железной дороге. И от того, какие люди придут на смену опытным машинистам, зависит безопасность и качество работы локомотивных бригад, – говорит Болатказы Кадырманович.

Несмотря на сложности нынешнего периода, депо выполняет эксплуатационные показатели, перевозочная работа выполнена на 103,8%, техническая скорость на 102%. Коллектив идет уверенной поступью, работает на перспективу, выполняя поставленные задачи, сохраняя добрые традиции своего предприятия.

Социум
21.11.2025
Железнодорожники приняли участие в открытии коррекционно-образовательной школы
Регионы
21.11.2025
Железнодорожники прошли обучение по безопасности и охране труда в Оскеменском регионе
Регионы
21.11.2025
Ревизорский аппарат усиливает профилактику несчастных случаев на ж/д в Алматинском регионе
Пассажирские перевозки
21.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Костанай по чётным дням
Инфраструктура
21.11.2025
Теміржол жөндеу обновило 244,382 км железнодорожных путей
Социум
21.11.2025
Столичным железнодорожникам рассказали о новых мерах по предотвращению семейно-бытового насилия
Новости / Архив
21.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №97 от 21 ноября 2025 года
Инфраструктура
20.11.2025
Завершена реконструкция здания вокзала станции Макинск
Регионы
20.11.2025
Более 100 км скотоизгороди возведут в Карагандинском регионе в 2025 году
Регионы
20.11.2025
Более 150 уральских железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
20.11.2025
Лучшие посты КТСМ определил конкурс среди подразделений сигнализации и связи КТЖ
Инфраструктура
20.11.2025
Руководство КТЖ проинспектировало ход строительства обводной железнодорожной линии вокруг Алматы
Новости
20.11.2025
КТЖ подписало ряд документов в Китае
Новости
19.11.2025
Экспортеры ознакомились с инфраструктурой портов и терминалов Мангистауского региона
Новости
19.11.2025
Советник премьер-министра ознакомился с ходом строительства линии «Бахты – Аягоз» в области Абай
Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Пассажирские перевозки
19.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Петропавловск через день