Как Турксиб повлиял на развитие Алматинского эксплуатационного локомотивного депо

Фоторепортажи
10.08.2020, 22:24
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Период становления железнодорожного транспорта в нашей стране связан со строительством Турксиба. В исторической летописи как в зеркале отразились главные этапы развития Алматинского эксплуатационного локомотивного депо. Без экскурса в прошлое трудно оценить настоящее, а тем более, заглянуть в будущее.

Строители Турксиба к моменту завершения стройки сдали в эксплуатацию два основных депо – на станциях Алма-Ата и Аягуз. Производственные мощности паровозного депо Алма-Ата представляли собой цеха промывочного и текущего ремонта паровозов, цех вспомогательного отделения и подъемочного ремонта. Многие из приехавших поднимать Турксиб остались здесь на постоянное место жительства и впоследствии стали родоначальниками трудовых династий.

К началу постоянной эксплуатации депо было полностью укомплектовано ремонтными и эксплуатационными кадрами. Машинист Мамарбай Умаров одним из первых подхватил почин машиниста Кривоноса, который заключался в движении при открытом большом клапане, что обеспечивало увеличение форсировки котла и мощности паровоза и позволяло водить поезда большого веса и скорости.

Когда началась Великая Отечественная война, многие деповчане ушли на фронт. Их место заняли жены дети. В летопись трудовой славы вошли подвиги женских паровозных бригад, среди которых Евдокия Сарина, Мария Дубова, Любовь Джурина, Мария Быстрова и Мария Лошакова. В первые месяцы войны для быстрой доставки фронтовых эшелонов началось формирование фронтовых паровозных колонн. Одна из таких была сформирована в Алма-Ате. Под ураганным огнем машинисты, подвергая себя риску и смертельной опасности, водили поезда на фронт.

А после войны надо было поднимать народное хозяйство. Росли объемы перевозок народно-хозяйственных грузов. Страна начала выпуск новых серий мощных паровозов. Машинисты Глузман, Прошкуратов, Медведь выступили с инициативой пройти без промывочного ремонта вместо плановых 6 тысяч километров – 20 тысяч. Это позволило увеличить среднесуточный пробег, достичь большой экономии средств, снизить затраты на ремонт.  

Первые тепловозы в Алма-Атинское депо пришли в апреле 1961 года. Руководство депо стремилось быстро вывести предприятие в ряд лучших по сети железных дорог страны. Однако это требовало новых форм организации труда, обучения кадров ремонтников и эксплуатационников. Многие деповчане, получив высшее образование и опыт работы, выросли до крупных руководителей. Среди них Николай Чеховский, Евгений Барановский, Амангельды Табергенев.

С 1995 года депо возглавил Даулет Казбеков. В тяжелейших условиях шла работа, но он сумел настроить коллектив на выполнение плановых заданий и эксплуатационных показателей. Алматинское депо не раз занимало призовые места в соревнованиях с другими предприятиями отрасли. Здесь по праву гордятся славными династиями Кесикбаевых, Балашовых, Садырмановых, Колесниковых, Карамышевых.

Более семнадцати лет алматинских локомотивщиков возглавлял Болат Оспанов, который внес свою лепту в развитие предприятия, широко пропагандируя рационализаторскую деятельность. Сегодня Алматинское эксплуатационное локомотивное депо – современное предприятие, основными задачами которого является обеспечение перевозок груза, выполнение хозяйственной и маневровой работы, технически исправного состояния и устойчивой работы локомотивного парка.

Недавно назначенный начальником депо Болатказы Толекпаев прошел все ступени роста эксплуатационной работы, был помощником машиниста, дежурным по депо, машинистом, машинистоминструктором. Он фанатично влюблен в свою профессию, считая, что не каждому под силу выдержать суровый экзамен под названием железная дорога.

– Я рад, что мне после стольких лет пришлось вновь вернуться в этот коллектив, где всегда на первый план выходило наставничество, а человеческий фактор является одним из важных аспектов в работе на железной дороге. И от того, какие люди придут на смену опытным машинистам, зависит безопасность и качество работы локомотивных бригад, – говорит Болатказы Кадырманович.

Несмотря на сложности нынешнего периода, депо выполняет эксплуатационные показатели, перевозочная работа выполнена на 103,8%, техническая скорость на 102%. Коллектив идет уверенной поступью, работает на перспективу, выполняя поставленные задачи, сохраняя добрые традиции своего предприятия.

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО