Станция Егинсу: 10 лет спустя
Собственный корреспондент по Алматинской области
Когда приезжаешь на станцию Егинсу (ныне разъезд Егинсу), невольно вспоминаешь события десятилетней давности, когда вследствие размыва Кызыл-Агашской плотины в Алматинской области было затоплено несколько железнодорожных станций – Егинсу, Алажиде и Копр. И хотя ужас произошедшего давно позади, местные жители помнят, как в те мартовские дни и ночи железнодорожники сражались с водной стихией.
В тот год за мужество и отвагу начальник станции Егинсу Руслан Туменбаев был представлен к государственной награде «Ерлiгi ушiн».
На момент ЧС он отработал в этой должности всего год. Молодой руководитель приложил все силы для того, чтобы никто из сельчан не пострадал, а его станция возродилась из руин. Даже сейчас, спустя 10 лет, Руслан вспоминает ту ужасную ночь с волнением:
– Паника охватила весь поселок, нужно было срочно принимать меры самим, не дожидаясь службы спасения – вывозить пенсионеров, детей и женщин и размещать в здании трехэтажной школы, а далее вертолетом отправлять в Талдыкорган. Действительно, картина была ужасающая: кругом разруха, одинокие остовы былого жилья, мертвый скот, а во дворах жителей разбросанные уцелевшие вещи. Трехметровый вал воды вперемешку с камнями и глыбами льда смел все на своем пути. Люди в одночасье потеряли все, что имели.
Ощутимый удар, конечно, пришелся на путевое хозяйство. Вышли из берегов река Биже и ее притоки. Из-за размыва было повреждено 16 объектов, 10 мостов, смыто 500 метров земляного полотна. Работники Айнабулакской дистанции пути проявили мужество в отражении водного натиска.
С первых минут трагедии руку помощи пострадавшим протянула железная дорога. Работники магистрали буквально на руках переносили местных жителей из зоны бедствия в безопасные места.
Оставшись на маленьком островке среди бушующей воды, монтер пути Болатхан Акмолданов и электромеханик ПОНАБ Амантай Сегизбаев смастерили самодельный плот и вывозили сельчан к месту эвакуации.
На восстановление пришедших в негодность домов и хозпостроек требовались время, деньги и терпение. Оперативно была организована материальная и спонсорская помощь, железнодорожники охотно откликнулись на беду коллег. Пострадавших временно разместили в вагонах и палатках. На станцию приходили машины с гуманитарными грузами, железнодорожников обеспечили бесплатным питанием, для них строилось жилье.
По решению управляющего директора АО «НК «ҚТЖ» Каната Альмагамбетова были распределены функции каждого руководителя и подразделения по пропуску поездов и их передислокации. Огромный груз ответственности взял на себя Бауыржан Урынбасаров, возглавлявший в то время Алматинское отделение дороги. Его главной заботой было минимизировать потери и сделать все возможное для безопасности людей и грузов. День и ночь под руководством директора Алматинского отделения магистральной сети Аскара Кукузова работали все службы. Ускоренными темпами на станции Егинсу было построено 35 благоустроенных квартир, на станции Копр – двухквартирный дом, на станции Алажиде – один дом. Всего было отремонтировано 25 домов на станции Алажиде, Егинсу и разъезде №47. Но строительство не ограничилось только гражданскими объектами. Была введена новая связь, устройства электрической централизации с микропроцессорной системой МПМ Ebilok 950.
Уже через три месяца поселок Егинсу было не узнать. От былых разрушений не осталось и следа.
Вдоль центральной улицы, словно братья-близнецы, в ряд стояли комфортабельные дома.
Бывший начальник станции Егинсу, ныне почетный житель разъезда Егинсу Сайлаубек Утетляев тоже в далеком марте 2010 года пострадал от наводнения, а осенью того же года, как и другие, получил новое жилье.
– Я ни на минуту не сомневался, что мы не останемся один на один со своей бедой, ведь железная дорога никогда никого не бросает в трудное время, а общее горе еще больше сплотило нас, – говорит аксакал.
Сейчас Егинсу – это маленький разъезд со своей уникальной историей, где живут, трудятся мужественные люди, четко выполняя свое предназначение – обеспечение безопасного движения поездов.
Здесь работают путейцы, вагонники, связисты и движенцы. На улице имени Турусбекова – известного путейца, строителя Турксиба, жители разбили Аллею железнодорожников, засадив ее деревьями и цветами, облагородив территорию.
Теперь на ней проходят собрания, массовые гуляния и праздники. Работники разъезда и сельчане живут общими интересами и заботами, поддерживают и помогают друг другу. Однако поселок испытывает определенные трудности в социальной сфере. Здесь нет торговых точек, амбулатории и аптеки, а за продуктами жителям приходится ездить в Талдыкорган.
За годы работы начальник разъезда Руслан Туменбаев выстроил в коллективе доверительные отношения. Каждый сотрудник добросовестно несет свою службу. К настоящим профессионалам станции можно отнести дежурную Нургуль Нурпеисову.
Разъезд Егинсу, испытавший когда-то железнодорожников на прочность и выдержку, навсегда войдет в историю стальной магистрали Казахстана.