Станция Егинсу: 10 лет спустя

Фоторепортажи
07.11.2020, 17:23
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Когда приезжаешь на станцию Егинсу (ныне разъезд Егинсу), невольно вспоминаешь события десятилетней давности, когда вследствие размыва Кызыл-Агашской плотины в Алматинской области было затоплено несколько железнодорожных станций – Егинсу, Алажиде и Копр. И хотя ужас произошедшего давно позади, местные жители помнят, как в те мартовские дни и ночи железнодорожники сражались с водной стихией. 

В тот год за мужество и отвагу начальник станции Егинсу Руслан Туменбаев был представлен к государственной награде «Ерлiгi ушiн». 

На момент ЧС он отработал в этой должности всего год. Молодой руководитель приложил все силы для того, чтобы никто из сельчан не пострадал, а его станция возродилась из руин. Даже сейчас, спустя 10 лет, Руслан вспоминает ту ужасную ночь с волнением: 

– Паника охватила весь поселок, нужно было срочно принимать меры самим, не дожидаясь службы спасения – вывозить пенсионеров, детей и женщин и размещать в здании трехэтажной школы, а далее вертолетом отправлять в Талдыкорган. Действительно, картина была ужасающая: кругом разруха, одинокие остовы былого жилья, мертвый скот, а во дворах жителей разбросанные уцелевшие вещи. Трехметровый вал воды вперемешку с камнями и глыбами льда смел все на своем пути. Люди в одночасье потеряли все, что имели. 

Ощутимый удар, конечно, пришелся на путевое хозяйство. Вышли из берегов река Биже и ее притоки. Из-за размыва было повреждено 16 объектов, 10 мостов, смыто 500 метров земляного полотна. Работники Айнабулакской дистанции пути проявили мужество в отражении водного натиска.

С первых минут трагедии руку помощи пострадавшим протянула железная дорога. Работники магистрали буквально на руках переносили местных жителей из зоны бедствия в безопасные места. 

Оставшись на маленьком островке среди бушующей воды, монтер пути Болатхан Акмолданов и электромеханик ПОНАБ Амантай Сегизбаев смастерили самодельный плот и вывозили сельчан к месту эвакуации. 

На восстановление пришедших в негодность домов и хозпостроек требовались время, деньги и терпение. Оперативно была организована материальная и спонсорская помощь, железнодорожники охотно  откликнулись на беду коллег. Пострадавших временно разместили в вагонах и палатках. На станцию приходили машины с гуманитарными грузами, железнодорожников обеспечили бесплатным питанием, для них строилось жилье. 

По решению управляющего директора АО «НК «ҚТЖ» Каната Альмагамбетова были распределены функции каждого руководителя и подразделения по пропуску поездов и их передислокации. Огромный груз ответственности взял на себя Бауыржан Урынбасаров, возглавлявший в то время Алматинское отделение дороги. Его главной заботой было минимизировать потери и сделать все возможное для безопасности людей и грузов. День и ночь под руководством директора Алматинского отделения магистральной сети Аскара Кукузова работали все службы. Ускоренными темпами на станции Егинсу было построено 35 благоустроенных квартир, на станции Копр – двухквартирный дом, на станции Алажиде – один дом. Всего было отремонтировано 25 домов на станции Алажиде, Егинсу и разъезде №47. Но строительство не ограничилось только гражданскими объектами. Была введена новая связь, устройства электрической централизации с микропроцессорной системой МПМ Ebilok 950.

Уже через три месяца поселок Егинсу было не узнать. От былых разрушений не осталось и следа.

Вдоль центральной улицы, словно братья-близнецы, в ряд стояли комфортабельные дома.

Бывший начальник станции Егинсу, ныне почетный житель разъезда Егинсу Сайлаубек Утетляев тоже в далеком марте 2010 года пострадал от наводнения, а осенью того же года, как и другие, получил новое жилье.

– Я ни на минуту не сомневался, что мы не останемся один на один со своей бедой, ведь железная дорога никогда никого не бросает в трудное время, а общее горе еще больше сплотило нас, – говорит аксакал.

Сейчас Егинсу – это маленький разъезд со своей уникальной историей, где живут, трудятся мужественные люди, четко выполняя свое предназначение – обеспечение безопасного движения поездов.

Здесь работают путейцы, вагонники, связисты и движенцы. На улице имени Турусбекова – известного путейца, строителя Турксиба, жители разбили Аллею железнодорожников, засадив ее деревьями и цветами, облагородив территорию.

Теперь на ней проходят собрания, массовые гуляния и праздники. Работники разъезда и сельчане живут общими интересами и заботами, поддерживают и помогают друг другу. Однако поселок испытывает определенные трудности в социальной сфере. Здесь нет торговых точек, амбулатории и аптеки, а за продуктами жителям приходится ездить в Талдыкорган.

За годы работы начальник разъезда Руслан Туменбаев выстроил в коллективе доверительные отношения. Каждый сотрудник добросовестно несет свою службу. К настоящим профессионалам станции можно отнести дежурную Нургуль Нурпеисову.

Разъезд Егинсу, испытавший когда-то железнодорожников на прочность и выдержку, навсегда войдет в историю стальной магистрали Казахстана. 

Социум
21.11.2025
Железнодорожники приняли участие в открытии коррекционно-образовательной школы
Регионы
21.11.2025
Железнодорожники прошли обучение по безопасности и охране труда в Оскеменском регионе
Регионы
21.11.2025
Ревизорский аппарат усиливает профилактику несчастных случаев на ж/д в Алматинском регионе
Пассажирские перевозки
21.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Костанай по чётным дням
Инфраструктура
21.11.2025
Теміржол жөндеу обновило 244,382 км железнодорожных путей
Социум
21.11.2025
Столичным железнодорожникам рассказали о новых мерах по предотвращению семейно-бытового насилия
Новости / Архив
21.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №97 от 21 ноября 2025 года
Инфраструктура
20.11.2025
Завершена реконструкция здания вокзала станции Макинск
Регионы
20.11.2025
Более 100 км скотоизгороди возведут в Карагандинском регионе в 2025 году
Регионы
20.11.2025
Более 150 уральских железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
20.11.2025
Лучшие посты КТСМ определил конкурс среди подразделений сигнализации и связи КТЖ
Инфраструктура
20.11.2025
Руководство КТЖ проинспектировало ход строительства обводной железнодорожной линии вокруг Алматы
Новости
20.11.2025
КТЖ подписало ряд документов в Китае
Новости
19.11.2025
Экспортеры ознакомились с инфраструктурой портов и терминалов Мангистауского региона
Новости
19.11.2025
Советник премьер-министра ознакомился с ходом строительства линии «Бахты – Аягоз» в области Абай
Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Пассажирские перевозки
19.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Петропавловск через день