Железнодорожной линии Аксу – Дегелен: 20 лет со дня открытия

Жанар Жусупова

Собственный корреспондент по Павлодарской области

В этом году исполняется 20 лет со дня открытия железнодорожной линии Аксу – Дегелен, связавшей север страны с восточными регионами. Это одна из крупнейших строек за годы независимости Казахстана. О том, как реализовывался этот масштабный проект, нам рассказали железнодорожники, благодаря которым он и появился. Напомним, возведение железной дороги общей протяженностью 184 километра стартовало 17 июня 1998 года. Строительство продолжалось три года. 19 июня 2001 года состоялось официальное открытие, в котором принял участие Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Благодаря появлению железнодорожной ветки Аксу – Дегелен на 600 километров сократилось расстояние между северными и восточными регионами. Она связала области между собой. До этого они были отдаленными друг от друга, транспортная связь осуществлялась через южный регион Казахстана или по железной дороге России. Как сообщали тогда СМИ, при перевозках грузов по новому маршруту транспортные расходы сократились на 15-20%, а со сдачей линии в постоянную эксплуатацию – в три раза по сравнению с существовавшим уровнем. Как рассказывают железнодорожники, жизнь в Майском районе после запуска линии, можно сказать, расцвела. Сельчане теперь имеют возможность, не приезжая в Павлодар, купить билеты, из Коктобе без пересадок добраться до Нур-Султана, Алматы, Усть-Каменогорска, сейчас по этому участку курсируют пассажирские и скоростные электропоезда «Тальго». Кроме этого, было создано более 150 новых рабочих мест. В организацию строительства железнодорожной ветки большой вклад внесли известные железнодорожники Аби Саркыншаков, Калтай Самбетов, Кадыл Таласпеков. Кроме того заместитель начальника ДГП «Акмолинская железная дорога» по Павлодарскому региону Ерик Жидилов, начальник Павлодарской дистанции пути Олег Цой, руководитель Павлодарской путевой машинной станции Тулебай Буебаев, начальник станции Аксу Николай Федоришин, директора (в разные годы) Павлодарского отделения грузовых перевозок Канат Альмагамбетов и Шагдарбек Жайсанбаев, главный инженер Павлодарского отделения грузовых перевозок Рафаил Сабаров, главный инженер Павлодарской дистанции электро- снабжения Станислав Потовский, начальник Павлодарской дистанции сигнализации и связи Юрий Жупинский, директор ДГП «Строительство линии Аксу – Дегелен» Базарбай Конурбаев, начальник главного управления пути РГП «Казахстан темир жолы» Елемес Альжанов и заместитель начальника Екибастузского локомотивного депо Николай Шкет. Олег Цой принимал непосредственное участие в строительстве этой железной дороги. Он 13 лет проработал начальником Павлодарской дистанции пути, которая оказывала всестороннюю помощь подрядной организации. – На стальной магистрали я начал работать дорожным мастером в 1980 году в Целиноградской дистанции пути после окончания Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. В Павлодарское отделение дороги перешел через два года ревизором по безопасности движения путевого хозяйства, а в январе 1985-го стал главным инженером Павлодарской дистанции пути, – вспоминает Олег Иванович. – В то время коллектив имел право выбирать руководителя, меня коллеги избрали начальником этого предприятия. В 2002 году перешел в отдел пути, который только создали в отделении дороги. 14 лет занимал должность заместителя директора отделения магистральной сети, открывшегося в 2002 году. Оттуда и ушел на пенсию. К слову, более половины коллектива железнодорожников линии Аксу – Дегелен работают на участке с момента его запуска в эксплуатацию. Это электромеханики СЦБ Мейрам Быхин, Рашит Жапишев, Мурат Сулейменов, работники Павлодарской дистанции электроснабжения Ардак Каппасов, Толеу Байбатин, Каирболат Каббасов, сотрудники путевого хозяйства Фердинанд Байер, Нуржан Булатов, Нуркаир Бакенов и многие другие.

Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети
Новости
19.06.2025
Около тысячи пассажиров получили первую помощь в поездах КТЖ за три года
Новости
19.06.2025
Касым-Жомарт Токаев посетил завод Stadler Kazakhstan
Грузовые перевозки
19.06.2025
Около 15 тысяч тонн пшеницы экспортирует Казахстан во Вьетнам
Регионы
19.06.2025
Воспитанники детского дома побывали на экскурсии на станции Павлодар
Пассажирские перевозки
19.06.2025
Новый электропоезд выйдет на маршрут «Астана – Курорт Бурабай» к началу июля
Пассажирские перевозки
18.06.2025
Около 240 тысяч пассажиров планируется перевезти железнодорожным транспортом этим летом на Алаколь
Новости
18.06.2025
Меморандум по углублению сотрудничества по ж/д экспрессам «Китай – Центральная Азия – Европа» подписан на саммите «Китай – Центральная Азия»
Регионы
18.06.2025
Итоги двухмесячника «Руководитель — гарант безопасности» подвели на станции Алматы-1
Новости
18.06.2025
Железнодорожники проводят противопожарные рейды в Карагандинском регионе
Новости
17.06.2025
Казахстан предложил Китаю создать совместный грузовой терминал в порту Курык
Новости
17.06.2025
Жумангарин: через Казахстан проходит более 80% наземных грузов из Китая в Европу
Грузовые перевозки
17.06.2025
Казахстан стал главным поставщиком зерна в Азербайджан