Названы важные события и интересные факты о стальной магистрали
История железной дороги
16.04.2024, 12:24
Фото ТАСС и rail-news.kz
В 2024 году железная дорога Казахстана отмечает 120-летний юбилей. Мы собрали важные события и интересные факты о стальной магистрали, передает Rail-news.kz.
- Годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане считается 1904 год, когда началось строительство Оренбург- Ташкентской железной дороги, которая соединила Россию со Средней Азией и проходила по территории Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР. Первая стальная магистраль способствовала развитию торговли, промышленности, социальной сферы региона. Однако первая железная дорога на территории Казахстана была открыта для движения поездов раньше - в ноябре 1894 года. Она соединила Покровскую Слободу (ныне Энгельс) с Уральском и стала продолжением линии Москва — Рязань — Саратов.

- Вокзал станции Шипово (ныне Таскала Западно-Казахстанская области) считается одним из старейших на сети КТЖ. Здание построено в 1897 году.
- Первая в Казахстане женщина-машинист Злиха Темиршиева управляла паровозом на участке Уральск-Илецк.

- Строительство Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиб) стало одной из важных строек первой пятилетки СССР. Железная дорога соединила Сибирь и Центральную Азию. Магистраль была построена в 1927—1930 годах и способствовала значительному росту экономики и культуры республик региона.

- В этом году исполнится 145 лет со дня рождения первого казахского инженера-железнодорожника, общественного деятеля, премьера-министра Туркестанской автономии, члена партии «Алаш Орды» Мухамеджана Тынышпаева.

- Первая железная дорога советского периода - участок Петропавловск – Кокчетав, построенный в 1920–1922 годах. Затем путь был продолжен через станцию Курорт-Боровое и Акмолинск (Астана) до Караганды.

- 1 июля 1958 года образована самая крупная в СССР Казахская железная дорога протяженностью свыше 11 тысяч километров. Она состояла из 15 отделений и соединяла Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией. В том же году по железной дороге начали курсировать первые тепловозы.
- Первой железной дорогой, построенной в независимом Казахстане, стал участок Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра. В 2004 году в эксплуатацию введена линия Хромтау – Алтынсарин (402 километра). В 2008 году – 151 километр железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. С 2009 до 2015 год построены железнодорожные линии Узень – Государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь. Появились новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг, обеспечен прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива. В 2014-м порт Курык с магистральной железнодорожной сетью соединила новая линия Боржакты – Ерсай.
- В целом за годы независимости построено более 2 500 километров новых дорог.

- В 2004 году по маршруту Мангистау — Кульсары установлен мировой рекорд по перевозке негабаритного груза - оборудования для постройки нового завода компании ТенгизШевройл. Размер тяжеловеса с четырехэтажного дома, вес - 506 тонн. Груз двигался в течение трех суток с минимальной скоростью — 10 километров в час. За короткий срок был проложен новый путь на станции Сай-Утес с укладкой трех стрелочных переводов.

- Первый международный контейнерный поезд отправлен 19 марта 2011 года в Европу через пограничный переход Алашанькоу - Достык со станции Чунцин (КНР). В 36 сорокафутовых крупнотоннажных контейнерах везли дорогостоящий товар: продукцию транснациональных IT- компаний. Поезд пересек государственные границы Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши и Германии. Расстояние более 11 тысяч километров он преодолел за 16 суток.
- В 2021 году впервые транзитные перевозки в контейнерах превысили один миллион ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в год.

- С 2022 года на казахстанской железной дороге начался новый период больших строек. Было начато строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты, железнодорожных линий в обход Алматы, Дарбаза – Мактаарал и Бахты-Аягоз с открытием третьего пограничного перехода с КНР.
- Через Казахстан проходит пять международных железнодорожных транзитных коридоров. Интенсивно развивается коридоры: Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), Север – Юг, Китай -Европа -Китай.
Новости
29.10.2025
Глава КТЖ наградил футбольную команду – победителя Международного корпоративного кубка
Новости
29.10.2025
Мультимодальный маршрут связал Пекин и Алматы
Спорт
29.10.2025
Забег среди железнодорожников прошёл в Кокшетау
Спорт
29.10.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл на станции Акадыр
Спорт
29.10.2025
Турнир по дартсу провели ко Дню Республики в Уральске
Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года
Регионы
28.10.2025
Отдел первой линии поддержки проводил на пенсию ведущего инженера Флюру Колузаеву
Регионы
28.10.2025
Историю профсоюза железнодорожников собрали в одном фотоальбоме в Усть-Каменогорске
Новости
28.10.2025
Внутренние тренеры КТЖ прошли тренинг по применению ИИ в работе
Регионы
28.10.2025
Железнодорожный подъездной путь к аэропорту «Сары-Арка» построят в Караганде
Пассажирские перевозки
27.10.2025
Прямое железнодорожное сообщение возобновили между Алматы и Москвой
Новости
25.10.2025
В «КТЖ-Грузовые перевозки» наградили работников ко Дню Республики
Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1
Новости
24.10.2025
Искусственный интеллект в КТЖ — новый уровень управления железной дорогой
Регионы
24.10.2025
Работники локомотивного хозяйства приступили к обучению в рамках Корпоративной программы развития
Регионы
24.10.2025
Алматинское отделение магистральной сети завершает подготовку к зиме
Новости
24.10.2025
Около 60 студентов колледжа побывали на экскурсии в Центральном музее КТЖ
Новости / Архив
24.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №88-89 от 24 октября 2025 года
Интервью
23.10.2025
Жамбул Байдельдинов: внедряется система видеожетонов