120 лет развития: что произошло в железнодорожной отрасли за годы независимости

С распадом СССР и обретением независимости в Казахстане проведены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть кризисное время начала 90-х прошлого века, передает Rail-news.kz со ссылкой на 1520international.com.

31 января 1997 года на базе трех дорог образовалось РГП «КТЖ», которое в марте 2002 года было преобразовано в ЗАО НК «КТЖ», в затем – АО «НК «Қазақстан темір жолы».

Это событие стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная работа по модернизации инфраструктуры, электрификации, возведению новых линий и укладке вторых путей.  В 1998 году были созданы заводы: на станции Чу – по капитальному ремонту тепловозов, в Атбасаре – электровозов, в Алматы – путевой техники. 


Первой железной дорогой, построенной в независимом Казахстане, стала Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра (2001 год). Через три года в эксплуатацию введена линия Хромтау – Алтынсарин (402 км).  В 2008 году – 151 километр железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. 

С 2009 по 2015 год в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию построены железнодорожные линии Узень – Государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь. Таким образом, появились новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг, обеспечен прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива. В 2014-м порт Курык с магистральной железнодорожной сетью соединила новая линия Боржакты – Ерсай. 
Кроме того, в 2015 году был дан старт проекту по строительству более 110 километров главных путей и сопутствующей инфраструктуры в рамках строительства вторых путей дороги Шу – Алматы-1.

В целом за годы независимости Казахстана построено более 2 500 километров новых дорог. В течение ближайших трех лет планируется проложить еще 1 300 километров, открыть третий железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем и построить новые сухие порты «Бахты» и «Калжат».
 Железнодорожный транспорт за эти годы прошел большой путь масштабных преобразований – налажено собственное производство локомотивов, рельсов и комплектующих для предприятий отрасли. ҚТЖ трансформируется в крупный транспортно-логистический хаб. Развиваются порты Актау и Курык, на границе с Китаем сформирована СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», совместно с китайскими партнерами Ляньюньган создан логистический терминал в порту Ляньюньган. 

Казахстан успешно интегрировался в мировое сообщество и получил международное признание. Сегодня через страну проходит 11 международных транзитных коридоров – пять железнодорожных и шесть автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелковый путь», коридоры ТМТМ, Север – Юг. Растут объемы перевозок – по итогам этого года ҚТЖ может поставить новый рекорд в истории независимого Казахстана по грузообороту – порядка 260 миллионов тонно-километров.
Спустя 120 лет интенсивного поступательного развития железнодорожная отрасль продолжает вносить свой весомый вклад в становление и укрепление экономики суверенного Казахстана.

Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Пассажирские перевозки
19.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Петропавловск через день
Регионы
19.11.2025
Семинар по профилактике коррупции провели для железнодорожников в Усть-Каменогорске
Новости
18.11.2025
КТЖ приняло участие во II Форуме международного сотрудничества по железнодорожному маршруту «Китай – Европа»
Новости
18.11.2025
КТЖ и Эстония обсудили развитие сотрудничества и перспективы ТМТМ
Новости
18.11.2025
АО «Кедентранссервис» обновило 19 км железнодорожных путей в 2025 году
Новости
18.11.2025
До конца года ж/д перевозки ЕАЭС – Китай перейдут на цифровой документооборот
Новости
18.11.2025
Казахстан и Узбекистан согласовали меры по стабилизации вагонопотока
Новости / Архив
18.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №96 от 18 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
17.11.2025
Почетный железнодорожник Абдуали Базаркулов отметил 70-летний юбилей
Регионы
17.11.2025
Более 300 саженцев березы высадили сотрудники ВЖДО в Костанайском регионе
Новости
17.11.2025
XXI Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России прошел в Уральске
Новости
17.11.2025
Более 3,5 тысячи сельчан получили помощь юристов поезда «Саламатты Қазақстан»
Грузовые перевозки
17.11.2025
Более 38 млн тонн угля перевезено железнодорожным транспортом за сезон
Регионы
17.11.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген увеличит пропускную способность до 33 пар поездов в сутки
Пассажирские перевозки
17.11.2025
Поезд Атырау–Алматы будет курсировать ежедневно
Грузовые перевозки
17.11.2025
КТЖ проинформировало участников рынка о ходе перевозок зерна
Новости
14.11.2025
Лучших практиков по безопасности движения поездов определили на конкурсе в Астане