Макат-Актау: 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали

Жанна Иссингарина
Ровно 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали Макат-Актау. В середине 60-х годов прошлого столетия главной транспортной артерией в Западном Казахстане была тупиковая линия Гурьев – Кандыагач, построенная в годы Великой Отечественной войны по облегченным нормам.
Необходимость дальнейшего освоения природных ресурсов Западного Казахстана и особенно нефтяных месторождений полуострова Мангышлак требовала создания надежных транспортных связей для планомерного развития региона.
Весной 1961 года на станцию Макат, расположенной на линии Кандагач-Гурьев, приехали строители. От нее они двинулись на юг. На строительстве была привлечена и мощная техника широким фронтом.
Осенью того же года в пустынным берегам Центрального Каспия причалили теплоходы из Баку. На берег стал высаживаться второй отряд строителей дороги.
Километр за километром​ механизаторы отсыпали земляное полотно. За ними мощные краны укладывали 25-метровые рельсовые звенья. Чтобы ускорить укладку и заинтересовать всех рабочих в увеличении производительности труда, на стройке применили новый метод работы – эстафетный. Если раньше укладку вела постоянная группа путейцев, все время удалявшаяся от своей базы, то теперь ее стали производить те строительно-монтажные поезда, к которым ближе всего подходила рельсовая колея. Такая технология ускорила работы.
Наконец, 29 июня 1964 года стальные пути магистрали Макат-Актау протяженностью 706 км сомкнулись.
После стыковки трудящиеся города Шевченко встретили первый эшелон с грузами. И с этого дня отделение временной эксплуатации начало массовые железнодорожные перевозки в адрес многочисленных предприятий и строек Мангышлака. ​ Еще до сдачи дороги в постоянную эксплуатацию к перерабатывающим заводам было перевезено около полутора миллионов тонн мангышлакской нефти.
30 декабря 1966 года государственная комиссия подписала акт о приемке линии в постоянную эксплуатацию.
В целом работниками в ходе строительства было выполнено около 20 миллионов кубометров земляных работ, уложено и забалластировано более 760 км главных и станционных путей, возведено из сборных железобетонных конструкций, изготовленных на полигонах и заводах, 437 мостов и труб, в том числе 19 больших и средних.
Станции и перегоны оборудованы электрической и диспетчерской централизацией, автоблокировкой и радиосвязью, включая поездную. На магистральной линии связи установлено более 1400 железобетонных опор, оборудовано девять домов связи. Вдоль всей линии протянулась линия электропередачи напряжением 10 киловатт, которая полностью обеспечила энергией производственные и жилые здания.
Были построены вокзалы на 100 пассажиров на станциях Макат и Актау, на 50 – на станциях Кульсары, Бейнеу, Шетпе, на 25 пассажиров – по всем остальным станциям и разъездам. Построено девять благоустроенных поселков, множество служебных и культурно-бытовых зданий. Было сделано централизованное водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Больницы, школы, дома отдыха локомотивных бригад были оснащены современной техникой и оборудованием.
Новости
27.06.2025
Планы развития ТМТМ обсудили в Варшаве
Новости
27.06.2025
Объем перевозок по ТМТМ вырос на 62%
Регионы
27.06.2025
О работе по охране труда рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
27.06.2025
Принятие нового Налогового кодекса позволит направить средства на развитие железнодорожных путей
Грузовые перевозки
27.06.2025
«Кедентранссервис» и «Фининвест» обсудили строительство транспортно-логистического комплекса в Астане
Грузовые перевозки
27.06.2025
Объем железнодорожных перевозок через Хоргос вырос на 26,7%
Новости / Архив
27.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №49 от 27 июня 2025 года
Новости
26.06.2025
Представители стран ОДКБ обсудили вопросы обеспечения технической защиты железных дорог
Регионы
26.06.2025
Железнодорожники и полицейские усилили профилактическую работу на станциях Павлодар и Екибастуз
КТЖ в лицах
26.06.2025
«Быть дежурным — значит держать дорогу под контролем»: Гульжан Рымбекова поделилась опытом
Спорт
26.06.2025
Железнодорожники Болатбек Кажаев и Асылхан Какимов стали призерами международного турнира по дзюдо
Пассажирские перевозки
26.06.2025
Видеокамеры появятся во всех пассажирских поездах КТЖ до конца 2025 года
Новости
25.06.2025
Жанибек Тайжанов посетил Атырауский вагоностроительный завод Texol
Новости
25.06.2025
Нурлан Жакупов обсудил дальнейшее сотрудничество с Alstom
Регионы
25.06.2025
О работе машинистов-инструкторов рассказали в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
25.06.2025
Алматинская дистанция пути ведет профилактику наездов на людей и скот
Регионы
25.06.2025
Алматинское отделение железной дороги увеличило объёмы перевозок на 16%
Новости
24.06.2025
Глава государства подчеркнул значение ж/д проектов для транзитного потенциала Казахстана на Совете иностранных инвесторов
Новости
24.06.2025
Президент Казахстана обсудил с руководством Wabtec развитие сотрудничества в железнодорожной отрасли
Регионы
24.06.2025
Более 30 илецких железнодорожников приняли участие в показательном комиссионном осмотре на станции Цвилинга