Макат-Актау: 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали
История железной дороги
01.07.2021, 14:30
Жанна Иссингарина
Ровно 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали Макат-Актау. В середине 60-х годов прошлого столетия главной транспортной артерией в Западном Казахстане была тупиковая линия Гурьев – Кандыагач, построенная в годы Великой Отечественной войны по облегченным нормам.
Необходимость дальнейшего освоения природных ресурсов Западного Казахстана и особенно нефтяных месторождений полуострова Мангышлак требовала создания надежных транспортных связей для планомерного развития региона.
Весной 1961 года на станцию Макат, расположенной на линии Кандагач-Гурьев, приехали строители. От нее они двинулись на юг. На строительстве была привлечена и мощная техника широким фронтом.
Осенью того же года в пустынным берегам Центрального Каспия причалили теплоходы из Баку. На берег стал высаживаться второй отряд строителей дороги.
Километр за километром механизаторы отсыпали земляное полотно. За ними мощные краны укладывали 25-метровые рельсовые звенья. Чтобы ускорить укладку и заинтересовать всех рабочих в увеличении производительности труда, на стройке применили новый метод работы – эстафетный. Если раньше укладку вела постоянная группа путейцев, все время удалявшаяся от своей базы, то теперь ее стали производить те строительно-монтажные поезда, к которым ближе всего подходила рельсовая колея. Такая технология ускорила работы.
Наконец, 29 июня 1964 года стальные пути магистрали Макат-Актау протяженностью 706 км сомкнулись.
После стыковки трудящиеся города Шевченко встретили первый эшелон с грузами. И с этого дня отделение временной эксплуатации начало массовые железнодорожные перевозки в адрес многочисленных предприятий и строек Мангышлака. Еще до сдачи дороги в постоянную эксплуатацию к перерабатывающим заводам было перевезено около полутора миллионов тонн мангышлакской нефти.
30 декабря 1966 года государственная комиссия подписала акт о приемке линии в постоянную эксплуатацию.
В целом работниками в ходе строительства было выполнено около 20 миллионов кубометров земляных работ, уложено и забалластировано более 760 км главных и станционных путей, возведено из сборных железобетонных конструкций, изготовленных на полигонах и заводах, 437 мостов и труб, в том числе 19 больших и средних.
Станции и перегоны оборудованы электрической и диспетчерской централизацией, автоблокировкой и радиосвязью, включая поездную. На магистральной линии связи установлено более 1400 железобетонных опор, оборудовано девять домов связи. Вдоль всей линии протянулась линия электропередачи напряжением 10 киловатт, которая полностью обеспечила энергией производственные и жилые здания.
Были построены вокзалы на 100 пассажиров на станциях Макат и Актау, на 50 – на станциях Кульсары, Бейнеу, Шетпе, на 25 пассажиров – по всем остальным станциям и разъездам. Построено девять благоустроенных поселков, множество служебных и культурно-бытовых зданий. Было сделано централизованное водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Больницы, школы, дома отдыха локомотивных бригад были оснащены современной техникой и оборудованием.
Новости
19.11.2025
Экспортеры ознакомились с инфраструктурой портов и терминалов Мангистауского региона
Новости
19.11.2025
Советник премьер-министра ознакомился с ходом строительства линии «Бахты – Аягоз» в области Абай
Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Пассажирские перевозки
19.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Петропавловск через день
Регионы
19.11.2025
Семинар по профилактике коррупции провели для железнодорожников в Усть-Каменогорске
Новости
18.11.2025
КТЖ приняло участие во II Форуме международного сотрудничества по железнодорожному маршруту «Китай – Европа»
Новости
18.11.2025
КТЖ и Эстония обсудили развитие сотрудничества и перспективы ТМТМ
Новости
18.11.2025
АО «Кедентранссервис» обновило 19 км железнодорожных путей в 2025 году
Новости
18.11.2025
До конца года ж/д перевозки ЕАЭС – Китай перейдут на цифровой документооборот
Новости
18.11.2025
Казахстан и Узбекистан согласовали меры по стабилизации вагонопотока
Новости / Архив
18.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №96 от 18 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
17.11.2025
Почетный железнодорожник Абдуали Базаркулов отметил 70-летний юбилей
Регионы
17.11.2025
Более 300 саженцев березы высадили сотрудники ВЖДО в Костанайском регионе
Новости
17.11.2025
XXI Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России прошел в Уральске
Новости
17.11.2025
Более 3,5 тысячи сельчан получили помощь юристов поезда «Саламатты Қазақстан»
Грузовые перевозки
17.11.2025
Более 38 млн тонн угля перевезено железнодорожным транспортом за сезон
Регионы
17.11.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген увеличит пропускную способность до 33 пар поездов в сутки