Как работает Региональный центр управления перевозками (РЦУП) Алматы
Собственный корреспондент по Алматинской области
Региональный центр управления перевозками (РЦУП) Алматы объединил диспетчерские круги четырех отделений юго-восточного региона. Благодаря новейшим технологиям и автоматизации рабочих мест поездные диспетчеры полностью отслеживают ситуацию на вверенных участках, поддерживают связь со всеми службами, получают информацию о вагонопотоке и координатах любого вагона на путях. Корреспондент Rail-news.kz ознакомилась с работой Центра.
Создание РЦУП позволило повысить эффективность управления и качество эксплуатационной работы, снять вопрос регулирования локомотивного парка, приема и сдачи поездов по внутренним стыкам отделения. Более того, полная картина поездного положения по всему юго-восточному региону дает возможность оперативно принимать решения по возникающим проблемам.
Утро начальника РЦУП Максатбека Казахбаева начинается с обхода и читки поездной ситуации – он узнает о состоянии безопасности движения поездов, задержке составов, причинах опоздания, преследовании контейнерных поездов, выполнении грузовой работы за смену, предоставлении технологических «окон».
24 круга «диспетчерского храма» – всегда под особым контролем. Сегодня на кругу участка Жетыген – Алтынколь в смене поездной диспетчер Улан Тукешев. Его рабочий день рассчитан буквально по минутам, ведь при большом количестве поездов, высоких скоростях движения необходимо непрерывно следить за меняющимися условиями на табло и мгновенно принимать решения. Поэтому поговорить с Уланом Тукешевым так и не удалось.
На ярких мониторах высвечиваются станции Шелек, Таскарасу, Кундызды и разъезды Екпенды, Нуры, Жинишкесу и Ортакудык. Поездная обстановка регулируется на участке по радиоканалам через систему Ebilok-950, которая фиксирует неполадки, малейшие погрешности, возникающие в ходе движения поездов, отслеживая все светофоры, стрелки, релейные входы и закрепление составов.
«Диспетчер!» – постоянно звучит из динамиков. Такое короткое слово, но как много оно значит для работы дороги. Это одна из самых ответственных железнодорожных профессий. Находясь за несколько десятков или сотен километров от движущегося состава, поездной диспетчер обеспечивает правильное исполнение графика движения поездов на линии. От четкости его команд зависит безопасность перевозочного процесса.
Работа диспетчеров удивляет и восхищает одновременно. Взять, к примеру, участок Чу – Турксиб – Тараз, где в день визита в смене был поездной диспетчер Ерсен Жетписбай, или круг Арыс – Туркестан под диспетчерским управлением Бауыржана Сарсенова. Все их действия отточены буквально до автоматизма. Разноцветные графики на табло, словно авангардный рисунок, отражают переплетения железнодорожных артерий региона. Параллельно ведется селекторная связь, по которой звучат знакомые диспетчерам голоса всех причастных к перевозочному процессу. Такой регламент переговоров для них – обычный рабочий процесс. Руки тем временем ловко красным карандашом отмечают на графике пассажирский поезд, далее черным – транзитные, синим – участковые, зеленым – порожние составы. Контролирует ситуацию и работу диспетчеров начальник смены Азамат Кыдырбаев.
Находясь в круговороте селекторной связи, сводок, звонков и графиков движения, по-настоящему ощущаешь энергичный ритм оперативной работы. Работники движения не имеют права на ошибку, ведь цена их халатности слишком высока. Поэтому каждый сотрудник РЦУП Алматы осознает свою личную ответственность за организацию безопасного и бесперебойного движения поездов.