Как работает Региональный центр управления перевозками (РЦУП) Алматы

Регионы
25.02.2022, 09:05
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Региональный центр управления перевозками (РЦУП) Алматы объединил  диспетчерские круги четырех отделений юго-восточного региона. Благодаря новейшим технологиям и автоматизации рабочих мест поездные диспетчеры полностью отслеживают ситуацию на вверенных участках, поддерживают связь со всеми службами, получают информацию о вагонопотоке и координатах любого вагона на путях. Корреспондент Rail-news.kz ознакомилась с работой Центра.

Создание РЦУП позволило повысить эффективность управления и качество эксплуатационной работы, снять вопрос регулирования локомотивного парка, приема и сдачи поездов по внутренним стыкам отделения. Более того, полная  картина поездного положения по всему юго-восточному региону дает возможность оперативно принимать решения по возникающим проблемам.

Утро начальника РЦУП Максатбека Казахбаева начинается с обхода  и читки поездной ситуации – он узнает о состоянии безопасности движения поездов, задержке составов, причинах опоздания, преследовании контейнерных поездов, выполнении грузовой работы за смену, предоставлении технологических «окон».

24 круга «диспетчерского храма» – всегда  под особым контролем. Сегодня на  кругу участка Жетыген – Алтынколь в смене  поездной диспетчер Улан Тукешев. Его рабочий день рассчитан буквально по минутам, ведь при большом количестве поездов, высоких скоростях движения необходимо непрерывно следить за меняющимися условиями на табло и мгновенно принимать решения. Поэтому поговорить с Уланом Тукешевым  так и не удалось.

На ярких мониторах высвечиваются  станции Шелек, Таскарасу, Кундызды и разъезды Екпенды, Нуры, Жинишкесу и Ортакудык. Поездная обстановка регулируется на участке по радиоканалам через систему Ebilok-950, которая фиксирует неполадки,  малейшие погрешности, возникающие в ходе движения поездов, отслеживая все светофоры, стрелки, релейные входы и закрепление составов.

– От наших специалистов требуются  концентрация внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти большой объем информации, быстро принимать решения,  при этом сохраняя самообладание и выдержку в аварийных и экстремальных ситуациях, – говорит Максатбек Казахбаев.

«Диспетчер!» – постоянно звучит из динамиков. Такое короткое слово,  но как много оно значит для работы дороги. Это одна из самых ответственных железнодорожных профессий. Находясь за несколько десятков или сотен километров от движущегося состава, поездной диспетчер обеспечивает правильное исполнение графика движения поездов на линии.  От четкости его команд зависит безопасность перевозочного процесса.

Работа диспетчеров удивляет и восхищает одновременно. Взять, к примеру, участок Чу – Турксиб – Тараз,  где в день визита в смене был  поездной диспетчер Ерсен Жетписбай, или круг Арыс – Туркестан  под диспетчерским управлением  Бауыржана Сарсенова. Все их действия отточены буквально до автоматизма. Разноцветные графики на табло, словно авангардный рисунок, отражают переплетения железнодорожных артерий региона. Параллельно ведется селекторная связь, по которой звучат знакомые диспетчерам голоса всех причастных к перевозочному процессу.  Такой регламент переговоров для них –  обычный рабочий процесс. Руки тем временем ловко красным карандашом отмечают на графике пассажирский поезд, далее черным – транзитные, синим – участковые, зеленым – порожние составы. Контролирует ситуацию и работу диспетчеров  начальник смены Азамат Кыдырбаев.

– За прошедшую смену нарушений безопасности не допущено. Все пассажирские поезда прибыли на станцию назначения по расписанию, – отметил он.

Находясь в круговороте  селекторной связи,  сводок, звонков и графиков  движения, по-настоящему ощущаешь энергичный ритм оперативной работы. Работники движения не имеют права на ошибку, ведь цена их халатности слишком высока. Поэтому каждый сотрудник РЦУП Алматы осознает свою личную ответственность за организацию безопасного и бесперебойного движения поездов.


Новости / Архив
06.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №43 от 06 июня 2025 года
Грузовые перевозки
05.06.2025
Перевозку более 70 млн тонн угля обеспечило КТЖ в прошедшем отопительном сезоне
Новости
05.06.2025
Развитие Транскаспийского коридора обсудили в Мюнхене
Новости
05.06.2025
Курык побил собственный рекорд по перевалке грузов
Регионы
05.06.2025
Уральские железнодорожники вышли на субботник
Регионы
05.06.2025
Ревизоры устроили внезапную проверку на станции Алматы-1
Регионы
04.06.2025
Воспитанникам детской деревни и дома «Үміт» организовали экскурсию на станции Оскемен-1
Регионы
04.06.2025
Уральские железнодорожники отметили Международный день защиты детей
Регионы
04.06.2025
Праздник ко Дню защиты детей провели на станции Караганда-Сортировочная
Новости
03.06.2025
Экспорт растительных масел и кормов в Китай вырос в 10 раз за пять лет
Инфраструктура
03.06.2025
Обводная железная дорога разгрузит Алматинский узел на 40%
Новости
03.06.2025
Павлодарские железнодорожники провели благотворительную акцию в Доме ребёнка
Новости
03.06.2025
Первый контейнерный поезд примет новый контейнерный терминал Zhetysu
Пассажирские перевозки
03.06.2025
Пятимиллионного пассажира торжественно встретили на столичном вокзале
Новости
03.06.2025
Более 240 наездов на скот зафиксировано на железной дороге в Казахстане
Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей