Лекции к 80-летию Победы читают в музее железнодорожников Уральска

Регионы
14.04.2025, 12:47
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В музее железнодорожников в Уральске стартовал цикл лекций, посвященных вкладу казахстанских железнодорожников в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, передает Rail-news.kz.

Для уральских железнодорожников этот праздник особенно дорог, ведь Уральск был ближним тылом Сталинградского фронта и единственным городом в Казахстане, включенным во фронтовую зону.

Большая часть лекций, приуроченных к дате окончания Сталинградской битвы, прошла в конце января – начале февраля. Начало положили работники АУР филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Актобинское отделение ГП» по Уральскому региону. К ним присоединились коллективы других подразделений. Встречи со школьниками начались со старшеклассников одной из лучших школ города – областного лицея №11 для одаренных детей им. Сакена Сейфуллина.

Лекции о Сталинградской битве и об участии в ней уральских железнодорожников подготовлены тружеником тыла, почетным железнодорожником, ветераном труда Михаилом Надточим. Он читает их лично.

«16 октября 1942 года Уральск был включен во фронтовую зону. Работники железной дороги обеспечивали всем необходимым войска Красной Армии, участвующие в Сталинградской битве. На станциях Сайхин, Жанибек и Шунгай (ныне они относятся к РЖД) формировались фронты, дивизии отправлялись по железной дороге к Волге. Фашистские самолеты регулярно бомбили эти станции, так что железнодорожные работники жили в землянках, которые выкапывали в степи. За время бомбежек погибли тысячи мирных жителей. Есть статистические данные: только за сентябрь 1942 года на станциях Сайхин и Шунгай было совершено 22 групповых и 12 одиночных налетов, сброшено 538 авиабомб. Самолеты охотились за поездами, расстреливали их из пулеметов. Железнодорожники защищались – на вагонах устанавливали ракетные орудия, из которых сбивали самолеты. Труд железнодорожников с полным правом можно было назвать ратным, однако в те суровые годы они не считались участниками войны, так как не числились в рядах Красной Армии. С июля по декабрь 1942 года в результате налетов было повреждено более 100 паровозов, погибли 1 393 и ранено 1 800 железнодорожников. Однако за всю войну западноказахстанские железнодорожники не допустили ни одной аварии или задержки поезда. С 1 по 19 ноября 1942 года на Сталинградский фронт было переправлено 160 тысяч солдат, 10 тысяч лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 тысяч автомашин», – рассказывает Михаил Тихонович, параллельно указывая на экспонаты по теме – макеты паровозов, вагонов, фотографии военных лет, боевые награды железнодорожников, осколки авиационных бомб и снарядов.

Менеджер музея Гульбарши Мангитаева добавила, что на перекидных стендах музея собраны фотографии практически всех сотрудников Уральского отделения железной дороги.

«Вглядитесь в их лица. Эти пожилые женщины в молодости расчищали пути от снега и восстанавливали после налетов, выживали в бомбежках, стояли под дождем и на морозе, провожая и встречая фронтовые поезда. Эти ветераны с фото 70-80-х годов доставляли грузы в пекло сталинградских боев, отстреливались от фашистских самолетов», – сказала она.

Посетители музея после этих лекций признаются, что чувствуют причастность к подвигу своих предшественников, приходит понимание, сколько было 80 лет назад вложено сил в борьбу с фашизмом, не жалея здоровья и самой жизни ради спасения Родины. Лекции к 80-летию Победы читают еженедельно.

Новости
14.11.2025
Лучших практиков по безопасности движения поездов определили на конкурсе в Астане
Инфраструктура
14.11.2025
Более 1400 км железнодорожного пути отремонтировано в Казахстане
Новости
14.11.2025
Профактив железнодорожников обсудил внедрение новой системы оценки профессиональных рисков в Астане
Новости
14.11.2025
Опасная попытка пересечения путей в Таразе: КТЖ напоминает о правилах безопасности
Регионы
14.11.2025
Парк эксплуатационного локомотивного депо Актогай пополнился 12 локомотивами ТЭ36А
Новости / Архив
14.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №95 от 14 ноября 2025 года
Новости
13.11.2025
Мультимодальный транспортный форум ОТГ прошел в Ташкенте
Новости
13.11.2025
О ходе реализации крупнейших инфраструктурных проектов рассказали в КТЖ
КТЖ в лицах
13.11.2025
Бейсембай Каранеев — пример мастерства и преданности железной дороге
Регионы
13.11.2025
Учения по ликвидации возгорания цистерны прошли на станции Илецк
Пассажирские перевозки
13.11.2025
Маршрут поезда Тальго «Астана-Жезказган» продлят до Кызылорды
Новости
13.11.2025
ҚТЖ и РЖД подписали соглашение о развитии стыковых пунктов до 2030 года
Новости
13.11.2025
Президенты Казахстана и России обсудили транспортные проекты
Новости
13.11.2025
Казахстан и Россия подписали соглашения о развитии транспортного партнёрства
Новости
12.11.2025
Участников программы развития «Лидеров профессий» наградили в КТЖ
Грузовые перевозки
12.11.2025
Первая партия казахстанской пшеницы прибыла в Армению
Новости
12.11.2025
КТЖ проводит обучение по энергоэффективности и цифровым системам управления
Регионы
12.11.2025
Два состава в час: как работает станция Казанбасы
Регионы
12.11.2025
Узловое совещание по безопасности движения поездов прошло на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
11.11.2025
Встреча с корпоративным омбудсменом прошла в Усть-Каменогорске