Ушёл на фронт мальчишкой, вернулся героем: путь ветерана Великой Отечественной войны Бориса Шолубая

Регионы
08.05.2025, 11:56
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

С каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше. К 80-летию Победы в Уральске их осталось всего девять. Из тех, кто перешагнул вековой юбилей, – первоцелинник, мастер спорта по футболу, ветеран Уральской дистанции сигнализации и связи Борис Шолубай.

Родился Борис Сергеевич 13 февраля 1924 года в Немирове Винницкой области (Украина). К началу войны успел окончить семилетку. Парней 1922-1925 годов рождения военкомат направил на Донбасс на замену ушедшим на фронт шахтерам, рабочим, колхозникам.

Первый раз мама его оплакала в 1941-м. В сентябре фашисты прорвали оборону и форсировали Днепр. Начался артобстрел.

«Кругом паника. Нас было пятеро с одного двора, все разных национальностей. Еврей, поляк и я, русский, решили пробираться в войска. Затаились в воронке до окончания артобстрела и рванули к дороге. А нашим семьям сообщили, что мы погибли», – вспоминает ветеран.

Отчаянной троице удалось добраться до райкома комсомола. Их отправили в Астрахань, потом в Златоуст Челябинской области на крупнейший металлургический комбинат имени Сталина, где работали 75 тысяч человек, а они написали письмо Сталину: «Просим направить в военное училище, хотим Родину защищать». Бориса направили в Башкирию в военно-пехотное училище, его земляков – в авиацию.

На передовую Шолубай попал в мае 1943 года. Сначала на 2-й Украинский фронт, в легендарную 50-ю стрелковую дивизию 8-й гвардейской армии под командованием генерала Чуйкова. Освобождая Запорожье, получил первое ранение в ногу. Полтора месяца провел в полевом госпитале и только тогда смог сообщить родным, что жив. Потом его отправили в запасной стрелковый полк 239-й армии 4-го Украинского фронта, с которым прошел всю Западную Украину.

Второе ранение получил на территории Венгрии. Их часть заняла стратегическую высоту, Борис заменил убитого пулеметчика, и вскоре его самого накрыло из миномета. Осколком разворотило все плечо, до сердца чуть-чуть не достало, потерял слух и речь. В сознание пришел только в госпитале, а домой в третий раз ушла похоронка: «Погиб смертью храбрых...» Четыре месяца он провел в московском госпитале. Когда речь стала понемногу восстанавливаться, медсестра под его диктовку написала письмо маме.

Домой вернулся старшим лейтенантом и инвалидом II группы в феврале 1945. Восстанавливал разрушенное хозяйство, затем восемь лет служил в частях МВД в Коми АССР, где активно играл в футбол, выступая в команде мастеров. В 1951 женился, вернулся в Украину, работал физруком. А в 1955 отправился в Казахстан на освоение Целины. К тому времени у него было двое сыновей. В Бурлинском районе Уральской области в 1961 году родилась дочка, ставшая для отца ангелом-хранителем. Борис Сергеевич и здесь создал крепкую футбольную команду.

На железную дорогу он пришел в 1975 электромонтером СЦБ на разъезд Санкыбай, где проработал до самого выхода на пенсию. Это был тяжелый участок по ландшафту и логистике. Его неоднократно поощряли за отличный труд, предотвращение крушения пассажирского поезда Алма-Ата – Москва.

На его кителе множество наград: орден Отечественной войны 1 степени, медали Жукова и «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», юбилейные медали в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также ордена и медали Украины «За освобождение города Запорожье», орден «За заслуги перед Запорожским краем» первой степени от президентов Леонида Кучмы, Виктора Ющенко, Виктора Януковича, а также медаль «Ветеран труда СССР», которую он получил в 1984 году перед выходом на заслуженный отдых в Уральской дистанции сигнализации и связи.

Долгие годы Борис Сергеевич был активным общественником, контактировал со многими организациями и объединениями, принимал участие во встречах со школьниками, студентами и военнослужащими, проходивших в стенах музея железнодорожников. Сегодня ветеран полон энтузиазма встретить свой самый главный праздник – День Победы.

 

Новости
01.10.2025
Месячник безопасности движения проходит в Акмолинском отделении ГП
Новости
01.10.2025
Более 1 500 школьников и студентов прошли лекции о безопасности вблизи железной дороги
Новости
01.10.2025
Почетный железнодорожник Калтай Самбетов поздравил железнодорожников с 35-летием станции Достык
Социум
01.10.2025
Спортивный комплекс для железнодорожников открыт на станции Бершугир
Новости
01.10.2025
Обучение экологов филиалов ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» прошло в Алматы
Регионы
30.09.2025
О значении семейной поддержки для безопасности труда рассказали в Алматинском отделении магистральной сети
Социум
30.09.2025
Более 50 новых модульных зданий для путевого хозяйства введут до конца года
Новости
30.09.2025
Глава государства запустил вторую линию железной дороги Достык – Мойынты
Регионы
30.09.2025
Осенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Социум
30.09.2025
Всемирный день сердца отметили в КТЖ
Новости / Архив
30.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №80 от 30 сентября 2025 года
Новости
29.09.2025
Модернизацию инфраструктуры и жилого фонда завершили в Достыкской дистанции пути
Новости
29.09.2025
Автомобильный мост под железнодорожными путями обновили на станции Достык
Регионы
29.09.2025
Илецкие железнодорожники и полиция провели профилактические занятия в школах
Регионы
29.09.2025
Медицинский поезд «Саламатты Қазақстан» побывал на станциях ВКО
Грузовые перевозки / Цифра недели
29.09.2025
Более 1 млн тонн зерна перевезено железнодорожным транспортом в сентябре
Регионы
29.09.2025
О стабильной работе и ключевых результатах рассказали в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
29.09.2025
Учебный полигон для подготовки осмотрщиков вагонов открыт на станции Акбулак
Регионы
29.09.2025
Костанайский филиал ВЖДО усилил охрану зерновых перевозок в период уборочной кампании
Новости
29.09.2025
Казахстан и Китай обсудили перспективы перевозок на 2026 год