Премьер-министр Казахстана прокомментировал повышение тарифов КТЖ

Мажилисмены адресовали премьер-министру Казахстана Олжасу Бектенову депутатский запрос, который касался установления повышающих коэффициентов к тарифу магистральной железнодорожной сети для экспортных перевозок. На него глава правительства ответил, что КТЖ все делает верно, передает Rail-news.kz.

В своем запросе депутаты особо акцентировали внимание на то, что  АО "НК "Казақстан темір жолы" подало заявку  в Миннацэкономики на повышение ценовых пределов (коэффициентов, на основе которых рассчитываются тарифы) на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) для экспортеров в 3,89 раза в 2024 году и в 4,42 раза – в 2025 году.  

По мнению мажилисменов, данная заявка КТЖ вызывает глубокую обеспокоенность отечественных экспортеров и создает им высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств.

Рассмотрев обращение, премьер-министр Олжас Бектенов  ответил , что компания все делает верно.

«Унифицированный тариф Казахстана является самым низким по сравнению со странами ЕАЭС и СНГ (с Российской Федерацией – в 2,2, с Беларусью – в 1,6 и Кыргызстаном – в 2,4 раза меньше), что делает его выгодным для экспортеров и соседних стран, импортирующих сырье по низким железнодорожным тарифам. Это привело к тому, что в 2023 году размер полученного убытка КТЖ составил 329 миллиардов тенге, из них 172 миллиарда тенге от перевозок грузов горнорудного сектора», — сказал глава правительства.

По его словам, это привело к тому, что в 2023 году размер полученного убытка национального оператора инфраструктуры составил 329 миллиардов тенге, из них 172 миллиарда тенге от перевозок грузов горнорудного сектора.

В свою очередь, доход от транзитных перевозок (высокомаржинальных) направляется на возмещение не покрываемых унифицированным тарифом затрат (временная балансирующая плата, расходы, связанные с транзитными перевозками, капитальным ремонтом, инвестиционными программами и обслуживанием займов).

«Вместе с тем КТЖ за счет заемных средств с 2010 года реализованы проекты строительства и реконструкции новых железных дорог: Жезказган — Бейнеу, Аркалык — Шубарколь, Хоргос — Жетыген и Узень — Болашак — общей протяженностью 1870 км. Также реализуются крупные инфраструктурные проекты по строительству путей Достык — Мойынты, обводной станции города Алматы, Дарбаза — Мактаарал, Бахты — Аягоз. При этом в соответствии с требованиями действующего законодательства КТЖ применяет механизм ценовых пределов к экспортным перевозкам по родам грузов по рекомендации Государственной комиссии по модернизации экономики Республики Казахстан», — отметил премьер-министр.

Он также отметил, что до вынесения на Комиссию необходимо получить положительные заключения отраслевых министерств с оценкой влияния на отрасль, инфляцию и тому подобное.

«Данный механизм ценовых пределов выработан для обеспечения снижения долговой нагрузки КТЖ, в том числе путем совершенствования тарифной политики. На начальном этапе в целях поддержки отечественных производителей предлагается довести тариф до уровня окупаемости для сырьевого экспорта, не затрагивая товары среднего и высокого переделов. В этой связи приостановление действия приказа министра национальной экономики от 27 ноября 2023 года 179 «О внесении изменений и дополнений в Правила формирования тарифов» считаем нецелесообразным», — добавил Бектенов.

Речь идет о приказе, который позволил КТЖ увеличить тариф для покрытия своих убытков.

Новости
27.06.2025
Объем перевозок по ТМТМ вырос на 62%
Регионы
27.06.2025
О работе по охране труда рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
27.06.2025
Принятие нового Налогового кодекса позволит направить средства на развитие железнодорожных путей
Грузовые перевозки
27.06.2025
«Кедентранссервис» и «Фининвест» обсудили строительство транспортно-логистического комплекса в Астане
Грузовые перевозки
27.06.2025
Объем железнодорожных перевозок через Хоргос вырос на 26,7%
Новости / Архив
27.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №49 от 27 июня 2025 года
Новости
26.06.2025
Представители стран ОДКБ обсудили вопросы обеспечения технической защиты железных дорог
Регионы
26.06.2025
Железнодорожники и полицейские усилили профилактическую работу на станциях Павлодар и Екибастуз
КТЖ в лицах
26.06.2025
«Быть дежурным — значит держать дорогу под контролем»: Гульжан Рымбекова поделилась опытом
Спорт
26.06.2025
Железнодорожники Болатбек Кажаев и Асылхан Какимов стали призерами международного турнира по дзюдо
Пассажирские перевозки
26.06.2025
Видеокамеры появятся во всех пассажирских поездах КТЖ до конца 2025 года
Новости
25.06.2025
Жанибек Тайжанов посетил Атырауский вагоностроительный завод Texol
Новости
25.06.2025
Нурлан Жакупов обсудил дальнейшее сотрудничество с Alstom
Регионы
25.06.2025
О работе машинистов-инструкторов рассказали в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
25.06.2025
Алматинская дистанция пути ведет профилактику наездов на людей и скот
Регионы
25.06.2025
Алматинское отделение железной дороги увеличило объёмы перевозок на 16%
Новости
24.06.2025
Глава государства подчеркнул значение ж/д проектов для транзитного потенциала Казахстана на Совете иностранных инвесторов
Новости
24.06.2025
Президент Казахстана обсудил с руководством Wabtec развитие сотрудничества в железнодорожной отрасли
Регионы
24.06.2025
Более 30 илецких железнодорожников приняли участие в показательном комиссионном осмотре на станции Цвилинга
Пассажирские перевозки
24.06.2025
Более 240 тысяч пассажиров с особыми потребностями воспользовались поездами КТЖ