Безопасность начинается с диагностики

Цифровизация
24.12.2018, 17:58

Современная эксплуатация железных дорог требует повышенной безопасности, увеличения скоростей движения поездов и пропускной способности. От качества проводимой диагностики и постоянного мониторинга состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства зависит точность прогнозирования предотказного состояния железнодорожного пути, а также достоверная оценка эффективности выполняемых ремонтных работ.  

За счет комплексной диагностики пути планируется осуществлять оценку качества выполнения отдельных ремонтных работ и своевременное выявление опасных неисправностей, дефектов компонентов железнодорожных путей и дальнейший переход на ремонт по фактическому состоянию пути.

– На сегодняшний день на магистральных сетях АО «НК «ҚТЖ» для диагностики пути применяются съемные и мобильные средства диагностики, – сообщает директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Центр диагностики» Аслан Акашов.

Ежегодно проверяются более 900 тысяч километров рельсового пути и сварные стыки рельсов. Периодичность контроля – от 2 до 6 раз в месяц.

В 2014-2015 годах проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по проекту АСУ «Магистраль». При реализации НИОКР в целях модернизации средств диагностики рельсов в январе 2015 года был разработан и передан в опытную эксплуатацию мобильный диагностический комплекс (МДК) с расширенными параметрами на базе одного вагона, оснащенный путеизмерительным оборудованием ЗАО «ПИК ПРОГРЕСС» и дефектоскопным оборудованием «Авикон-03М», производства ОАО «Радиоавионика» (Россия). За счет применения современной лазерной системы измерения геометрических параметров рельсовой колеи и автоматизации процессов обработки и формирования отчетных форм было обеспечено совмещение двух независимых друг от друга диагностических оборудований (дефектоскопное и путеизмерительное). До изготовления МДК путеизмерительный вагон эксплуатировался отдельно со штатом работников 15 человек и дефектоскопный вагон – 16 человек. Итого для эксплуатации двух диагностических вагонов одновременно использовали две локомотивные тяги и привлекали специалистов в количестве 31 человека, что приводило к дополнительным затратам.

На сегодняшний день по результатам удачного совмещения двух систем и автоматизации процессов обработки данных, МДК содержится штат работников 18 человек (а также штат в количестве 3 человек занимается постобработкой данных в отделе) и соответственно используется одна локомотивная тяга. Эксплуатация МДК не только обеспечивает безопасность движения поездов, но и приносит экономию средств за счет снижения расходов в 2 раза на локомотивную тягу и содержание вагонной части, а также повышение производительности труда на 22%. К тому же, дополнительные параметры измерения МДК позволяют с помощью сопоставления данных в единой координатной системе проводить полноценный анализ для определения истинной причины появления дефектов в компонентах железнодорожного пути и дальнейшего планирования ремонтных работ по фактическому его состоянию.

С момента опытной эксплуатации МДК, приобретенного в рамках НИОКР с сентября 2015 года по ноябрь 2018 года продиагностировано более 79 тыс.км пути. В результате выявлено порядка 2 453 километров с неудовлетворительной оценкой состояния пути, обнаружено более 899 штук остродефектных рельсов, то есть предотвращено более 899 мест изломов рельсов.

Учитывая положительный опыт эксплуатации МДК на заседании Научно-технического совета АО «НК «ҚТЖ» от 6 января 2016 года под председательством вице-президента компании № НТС/1 было принято решение о тиражировании проекта АСУ «Магистраль» в путевом хозяйстве филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети».

Реализация проекта проводится в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан». Проект позволит повысить уровень качества контроля состояния пути и обеспечения безопасности движения поездов, своевременно выявлять неисправности пути и дефекты рельсов, а также проводить комплексную диагностику пути для перехода на ремонт по фактическому состоянию пути. В рамках данного проекта планируется достичь следующих результатов: увеличение производительности труда и нормы выработки мобильных средств диагностики в 2 раза за счет автоматизации процессов обработки данных диагностики и повышения скоростей контроля состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства; проведение комплексной диагностики железнодорожной инфраструктуры, обработка данных диагностики в реальном времени и передача в режиме онлайн в ремонтные предприятия для своевременного устранения неисправностей.

Маржан БАКИЕВА, Астана

Новости
05.02.2025
Семинар по расследованию железнодорожных происшествий провели транспортные полицейские в КТЖ (ФОТО)
Новости
05.02.2025
Вопросы сотрудничества обсудили руководство АО «Самрук-Қазына» и Wabtec
Новости
05.02.2025
КТЖ снизило выбросы в атмосферу и объем отходов в 2024 году
Регионы
05.02.2025
Практические технические занятия провели в Кушмурунской дистанции сигнализации и связи
Регионы
04.02.2025
Контролируемый спуск лавин провели железнодорожники ВКО
Регионы
04.02.2025
Обновления внедрили после открытия движения поездов по второму пути на участке Балхаш-1 – Мойынты
Регионы
04.02.2025
О работе по профилактике производственных рисков рассказали в Достыкском эксплуатационном вагонном депо
Грузовые перевозки
04.02.2025
Экспорт зерна нового урожая в страны Центральной Азии по сети КТЖ увеличился на 36%
Новости / Архив
04.02.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №8 от 4 февраля 2025 года
Новости
03.02.2025
Более 166 тысяч человек прослушали лекции о правилах поведения на железной дороге в Казахстане
Спорт
03.02.2025
Турнир по шахматам памяти почетного железнодорожника Омиртая Сахтанова прошел в Уральске
Регионы
03.02.2025
Итоги 2024 году подвели в РЦУП-2 Алматы
Регионы
03.02.2025
Профилактическую работу со школьниками продолжают вести железнодорожники в Уральске
Грузовые перевозки / Цифра недели
03.02.2025
Около 54 млн тонн угля доставлено по сети КТЖ для казахстанских потребителей
Новости
03.02.2025
О ходе строительства хаба в порту Актау рассказали в КТЖ
Новости
03.02.2025
Цифровые полигоны для апробации разработок для железной дороги на основе ИИ создает КТЖ
Новости
31.01.2025
Почти 2,5 млн тонн грузов планируют перевалить в 2025 году через порт Курык
Новости
31.01.2025
Практические технические занятия провели в Акмолинском отделении магистральной сети
Регионы
31.01.2025
О работе по улучшению условий труда сотрудников рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
31.01.2025
Более 437,1 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом в 2024 году