Безопасность начинается с диагностики

Цифровизация
24.12.2018, 17:58

Современная эксплуатация железных дорог требует повышенной безопасности, увеличения скоростей движения поездов и пропускной способности. От качества проводимой диагностики и постоянного мониторинга состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства зависит точность прогнозирования предотказного состояния железнодорожного пути, а также достоверная оценка эффективности выполняемых ремонтных работ.  

За счет комплексной диагностики пути планируется осуществлять оценку качества выполнения отдельных ремонтных работ и своевременное выявление опасных неисправностей, дефектов компонентов железнодорожных путей и дальнейший переход на ремонт по фактическому состоянию пути.

– На сегодняшний день на магистральных сетях АО «НК «ҚТЖ» для диагностики пути применяются съемные и мобильные средства диагностики, – сообщает директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Центр диагностики» Аслан Акашов.

Ежегодно проверяются более 900 тысяч километров рельсового пути и сварные стыки рельсов. Периодичность контроля – от 2 до 6 раз в месяц.

В 2014-2015 годах проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по проекту АСУ «Магистраль». При реализации НИОКР в целях модернизации средств диагностики рельсов в январе 2015 года был разработан и передан в опытную эксплуатацию мобильный диагностический комплекс (МДК) с расширенными параметрами на базе одного вагона, оснащенный путеизмерительным оборудованием ЗАО «ПИК ПРОГРЕСС» и дефектоскопным оборудованием «Авикон-03М», производства ОАО «Радиоавионика» (Россия). За счет применения современной лазерной системы измерения геометрических параметров рельсовой колеи и автоматизации процессов обработки и формирования отчетных форм было обеспечено совмещение двух независимых друг от друга диагностических оборудований (дефектоскопное и путеизмерительное). До изготовления МДК путеизмерительный вагон эксплуатировался отдельно со штатом работников 15 человек и дефектоскопный вагон – 16 человек. Итого для эксплуатации двух диагностических вагонов одновременно использовали две локомотивные тяги и привлекали специалистов в количестве 31 человека, что приводило к дополнительным затратам.

На сегодняшний день по результатам удачного совмещения двух систем и автоматизации процессов обработки данных, МДК содержится штат работников 18 человек (а также штат в количестве 3 человек занимается постобработкой данных в отделе) и соответственно используется одна локомотивная тяга. Эксплуатация МДК не только обеспечивает безопасность движения поездов, но и приносит экономию средств за счет снижения расходов в 2 раза на локомотивную тягу и содержание вагонной части, а также повышение производительности труда на 22%. К тому же, дополнительные параметры измерения МДК позволяют с помощью сопоставления данных в единой координатной системе проводить полноценный анализ для определения истинной причины появления дефектов в компонентах железнодорожного пути и дальнейшего планирования ремонтных работ по фактическому его состоянию.

С момента опытной эксплуатации МДК, приобретенного в рамках НИОКР с сентября 2015 года по ноябрь 2018 года продиагностировано более 79 тыс.км пути. В результате выявлено порядка 2 453 километров с неудовлетворительной оценкой состояния пути, обнаружено более 899 штук остродефектных рельсов, то есть предотвращено более 899 мест изломов рельсов.

Учитывая положительный опыт эксплуатации МДК на заседании Научно-технического совета АО «НК «ҚТЖ» от 6 января 2016 года под председательством вице-президента компании № НТС/1 было принято решение о тиражировании проекта АСУ «Магистраль» в путевом хозяйстве филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети».

Реализация проекта проводится в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан». Проект позволит повысить уровень качества контроля состояния пути и обеспечения безопасности движения поездов, своевременно выявлять неисправности пути и дефекты рельсов, а также проводить комплексную диагностику пути для перехода на ремонт по фактическому состоянию пути. В рамках данного проекта планируется достичь следующих результатов: увеличение производительности труда и нормы выработки мобильных средств диагностики в 2 раза за счет автоматизации процессов обработки данных диагностики и повышения скоростей контроля состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства; проведение комплексной диагностики железнодорожной инфраструктуры, обработка данных диагностики в реальном времени и передача в режиме онлайн в ремонтные предприятия для своевременного устранения неисправностей.

Маржан БАКИЕВА, Астана

Новости
29.08.2025
«PRO//Движение.Экспо»: лидерам отрасли представили инновации и новые проекты
Новости
29.08.2025
Более 96 тысяч железнодорожников приняли участие в отчетно-выборной кампании профсоюза
Регионы
29.08.2025
Итоги отчетно-выборной кампании профсоюза железнодорожников подвели в Караганде
Социум
29.08.2025
Железнодорожники могут получить выходной на первый звонок и выпускной детей
Инфраструктура
29.08.2025
Первый стрелочный перевод уложен на перегоне Сарыагаш – Дарбаза
Новости / Архив
29.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №70 от 29 августа 2025 года
Новости
28.08.2025
KTZ Express приступит к строительству 6 современных морских судов
Регионы
28.08.2025
Около 100 школьников стали участниками проекта «Железная дорога глазами детей» в Караганде
Регионы
28.08.2025
«Дорога в школу»: в Екибастузской дистанции пути поддержали 117 детей железнодорожников
Новости
28.08.2025
КТЖ обсуждает возможность совместных проектов с ведущими логистическими компаниями Сычуаня и Чэнду
Регионы
27.08.2025
Дорожный мастер Сейтжан Касенов предотвратил угрозу движению поезда
Новости
27.08.2025
Создание совместных сухих портов обсуждают КТЖ и Сычуань
Регионы
27.08.2025
Ревизоры подвели итоги работы за семь месяцев в Алматинском регионе
Новости
27.08.2025
Министр энергетики рассказал о подготовке к отопительному сезону
Новости
27.08.2025
Дорожную карту сотрудничества готовят Казахстан и СУАР
Регионы
27.08.2025
О борьбе с выходом бродячего скота на ж/д пути рассказали в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
26.08.2025
Более 130 пассажиров отправились в путешествие на турпоезде «Keruen Express»
Новости
26.08.2025
КТЖ и CRRC обсудили стратегическое партнерство в локомотивостроении
Регионы
26.08.2025
О своевременной закупке угля к зиме напомнили карагандинцам
Регионы
26.08.2025
Железнодорожники обсудили охрану труда и экологические стандарты на семинаре в Усть-Каменогорске