Безопасность начинается с диагностики

Цифровизация
24.12.2018, 17:58

Современная эксплуатация железных дорог требует повышенной безопасности, увеличения скоростей движения поездов и пропускной способности. От качества проводимой диагностики и постоянного мониторинга состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства зависит точность прогнозирования предотказного состояния железнодорожного пути, а также достоверная оценка эффективности выполняемых ремонтных работ.  

За счет комплексной диагностики пути планируется осуществлять оценку качества выполнения отдельных ремонтных работ и своевременное выявление опасных неисправностей, дефектов компонентов железнодорожных путей и дальнейший переход на ремонт по фактическому состоянию пути.

– На сегодняшний день на магистральных сетях АО «НК «ҚТЖ» для диагностики пути применяются съемные и мобильные средства диагностики, – сообщает директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Центр диагностики» Аслан Акашов.

Ежегодно проверяются более 900 тысяч километров рельсового пути и сварные стыки рельсов. Периодичность контроля – от 2 до 6 раз в месяц.

В 2014-2015 годах проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по проекту АСУ «Магистраль». При реализации НИОКР в целях модернизации средств диагностики рельсов в январе 2015 года был разработан и передан в опытную эксплуатацию мобильный диагностический комплекс (МДК) с расширенными параметрами на базе одного вагона, оснащенный путеизмерительным оборудованием ЗАО «ПИК ПРОГРЕСС» и дефектоскопным оборудованием «Авикон-03М», производства ОАО «Радиоавионика» (Россия). За счет применения современной лазерной системы измерения геометрических параметров рельсовой колеи и автоматизации процессов обработки и формирования отчетных форм было обеспечено совмещение двух независимых друг от друга диагностических оборудований (дефектоскопное и путеизмерительное). До изготовления МДК путеизмерительный вагон эксплуатировался отдельно со штатом работников 15 человек и дефектоскопный вагон – 16 человек. Итого для эксплуатации двух диагностических вагонов одновременно использовали две локомотивные тяги и привлекали специалистов в количестве 31 человека, что приводило к дополнительным затратам.

На сегодняшний день по результатам удачного совмещения двух систем и автоматизации процессов обработки данных, МДК содержится штат работников 18 человек (а также штат в количестве 3 человек занимается постобработкой данных в отделе) и соответственно используется одна локомотивная тяга. Эксплуатация МДК не только обеспечивает безопасность движения поездов, но и приносит экономию средств за счет снижения расходов в 2 раза на локомотивную тягу и содержание вагонной части, а также повышение производительности труда на 22%. К тому же, дополнительные параметры измерения МДК позволяют с помощью сопоставления данных в единой координатной системе проводить полноценный анализ для определения истинной причины появления дефектов в компонентах железнодорожного пути и дальнейшего планирования ремонтных работ по фактическому его состоянию.

С момента опытной эксплуатации МДК, приобретенного в рамках НИОКР с сентября 2015 года по ноябрь 2018 года продиагностировано более 79 тыс.км пути. В результате выявлено порядка 2 453 километров с неудовлетворительной оценкой состояния пути, обнаружено более 899 штук остродефектных рельсов, то есть предотвращено более 899 мест изломов рельсов.

Учитывая положительный опыт эксплуатации МДК на заседании Научно-технического совета АО «НК «ҚТЖ» от 6 января 2016 года под председательством вице-президента компании № НТС/1 было принято решение о тиражировании проекта АСУ «Магистраль» в путевом хозяйстве филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети».

Реализация проекта проводится в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан». Проект позволит повысить уровень качества контроля состояния пути и обеспечения безопасности движения поездов, своевременно выявлять неисправности пути и дефекты рельсов, а также проводить комплексную диагностику пути для перехода на ремонт по фактическому состоянию пути. В рамках данного проекта планируется достичь следующих результатов: увеличение производительности труда и нормы выработки мобильных средств диагностики в 2 раза за счет автоматизации процессов обработки данных диагностики и повышения скоростей контроля состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства; проведение комплексной диагностики железнодорожной инфраструктуры, обработка данных диагностики в реальном времени и передача в режиме онлайн в ремонтные предприятия для своевременного устранения неисправностей.

Маржан БАКИЕВА, Астана

Новости
29.11.2024
Глава правительства посетил ЛКЗ и оценил развитие железнодорожного машиностроения
Новости
29.11.2024
Впервые произвели замену стрелочного перевода по узкой колее шириной 1435 мм на станции Достык
Новости
29.11.2024
Развитие инфраструктурных проектов между Казахстаном и Россией обсудили в Уфе
Инфраструктура
29.11.2024
О восстановлении северного парка станции Мойынты рассказали в КТЖ
Новости
29.11.2024
КТЖ: кража материалов пути может привести к сходам поездов, авариям и крушениям подвижного состава
Новости / Архив
29.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №101 от 29 ноября 2024 года
Новости
28.11.2024
Казахстан, Россия и Китай намерены совместно разработать и внедрить инновационные решения в сфере e-commerce
Грузовые перевозки
28.11.2024
Более 1 млн тонн зерна отгрузили в ноябре по сети КТЖ
Регионы
28.11.2024
Турнир по настольному теннису прошел на станции Акадыр Карагандинской области
История железной дороги
28.11.2024
Более тысячи экспонатов хранит музей боевой и трудовой славы в здании вокзала Кокшетау
Регионы
28.11.2024
Мелкое хулиганство совершили четверо мужчин на вокзале Казалы
Новости
28.11.2024
КТЖ и ФинИнвест планируют построить мультимодальный транспортно-логистический центр в Астане
Новости
28.11.2024
Казахстан, Россия и Китай намерены использовать единую цифровую платформу
Новости
28.11.2024
Казахстан и Россия намерены модернизировать железнодорожную инфраструктуру приграничных станций
Новости
28.11.2024
Важность создания за рубежом сети современных мультимодальных центров и «сухих портов» отметил президент Казахстана
Инфраструктура
27.11.2024
Более 250 км железнодорожного полотна капитально отремонтировало ТОО «Теміржол жөндеу»
Регионы
27.11.2024
Меры предотвращения наездов на людей и скот обсудили в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
27.11.2024
Обеспечение безопасности движения проверят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
27.11.2024
Казахстан намерен увеличить пропускную способность коридора «Север-Юг» до 20 млн тонн