«СТЖ-Комплекс» – шаг в будущее

Цифровизация
26.12.2019, 21:47
Любовь Негембелева

Значительно ускорить время обработки документов, увеличить производительность и точность работы крупнейшего оператора вагонов АО «Қазтеміртранс» позволило внедрение автоматизированной системы «СТЖ-Комплекс». Останавливаться на достигнутом в компании не спешат – система постоянно совершенствуется, уже в следующем году планируется дополнить ее личным кабинетом пользователя и тарифным калькулятором. 

– Ежемесячно мы производим более 130 тысяч вагоноотправок и перевозим более 8 миллионов тонн груза. Если все эти процессы не автоматизировать, то очень легко потеряться и не понять, где у тебя идет провал, поэтому без IT-решений мы никак и никуда, – отметил, выступая на недавней конференции Digital Samruk в столице, генеральный директор АО «Қазтеміртранс» Даурен Бимов. – Мы хотим стать лидирующей операторской компанией с современной IT-платформой, куда будет стекаться весь парк, не только инвентарный, но и, возможно, частный, в том числе попутный. «СТЖ-Комплекс» функционирует в АО «Қазтеміртранс» с февраля уходящего года. Он пришел на смену системе «АСУ Оператор», которая не удовлетворяла всем потребностям компании.

Сегодня в «СТЖ-Комплексе» осуществляется вся операционная работа компании – от заключения договора до выдачи акта выполненных работ. В автоматическом режиме в системе формируются отчеты, телеграммы, инструкции по заполнению накладной, с помощью интерактивной карты можно отслеживать вагоны и в табличной форме видеть их дислокацию. Обновление происходит в режиме «онлайн» всякий раз, когда меняется статус вагона. Сейчас в компании работают над дополнением системы по вагонной части – чтобы контролировать ремонт и запчасти, их сменяемость, учет. Кроме того, разработан сайт, с помощью которого карту дислокации вагонов можно открыть на любом мобильном устройстве.

– Придя в компанию, мы в первый же месяц наладили стопроцентный контроль над своими вагонами. Потому что, не зная статус передвижения своих вагонов, невозможно контролировать себестоимость и достичь доходности, – уверен Даурен Бимов. – Благодаря оптимизации бюджета, правильным переговорам с поставщиками и фокусированию на определенных бизнеспроблемах мы смогли сократить затраты на IT-сопровождение, но при этом раз в десять раскрыть возможности и эффективность использования автоматизированных систем.

К слову, недавний опрос среди сотрудников АО «Қазтеміртранс» и непосредственных пользователей IT-продуктов компании показал, что внедряемые проекты реально работают, облегчая работу рядовых менеджеров, повышая скорость и достоверность обработки данных и исключая человеческий фактор.

УПРОЩАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

О том, как на деле выглядит процесс взаимодействия с клиентом в системе «СТЖ-Комплекс», рассказала директор департамента информационных систем и автоматизации бизнес-процессов АО «Қазтеміртранс» Асель Таукелова. Она и ее команда (департамент) под руководством управляющего директора по информационным технологиям Ержана Малимбаева стояли у истоков внедрения системы, стали инициаторами и авторами ряда улучшений, инструкций для пользователей, а также провели разъяснительную работу и обучение сотрудников компании в разных регионах страны. К слову, по итогам работы за третий квартал текущего года Асель признана лучшим работником АО «Қазтеміртранс».

– Все договора, которые мы заключаем с нашими клиентами, отражаются в «СТЖ-Комплексе». В процессе нам необходимо получить заявку, которую мы тоже заводим в систему, после чего в системе автоматически формируется инструкция по заполнению накладной, – показывает на экране Асель Таукелова. – Клиенту предоставляется счет на оплату тоже через «СТЖ-Комплекс», а через интеграцию с банком-клиентом мы узнаем о поступлении к нам денег. То есть, никуда не обращаясь, менеджер видит в системе оплату. В ноябре в системе заработал внутренний тарифный калькулятор. Менеджер выбирает станцию отправления и назначения, груз и нажимает кнопку «рассчитать», после чего сразу выдается сумма и формируется коммерческое предложение, которое можно отправить клиенту PDF-файлом сразу из системы «СТЖ-Комплекс». После оплаты формируется телеграмма для товарного кассира, чтобы он понимал, что клиент оплатил перевозку. При формировании телеграммы важную роль играет встроенный документооборот: после прохождения внутренней схемы согласования ответственный за телеграммы нажимает кнопку «подписать». Интеграция с действующей в АО «НК «ҚТЖ» системой АСУ ДКР позволяет диспетчерам видеть эти телеграммы и отправлять вагоны в нужном направлении.

– У нас есть прейскурант цен по Казахстану, и АСУ ДКР может автоматически взымать с клиента денежные средства, если же туда поступает телеграмма из «СТЖ-Комплекса», значит, клиент уже оплатил перевозку и деньги АСУ ДКР не спишет, – разъясняет технологию Асель Таукелова. – Некоторые клиенты не обращаются к нам, а оформляют перевозку через товарных кассиров, с них списываются средства по стандартному прейскуранту системой АСУ ДКР, и это их вполне устраивает. Если же грузоотправитель не хочет «ехать» по стандарту в силу разных обстоятельств, то обращается к нашему руководству и присылает заявку сюда. Весь этот процесс прозрачен. После того как перевозка состоялась, накладная попадает обратно в «СТЖ-Комплекс», ее номер автоматически привязывается к номеру отправленной ранее телеграммы, что значительно упрощает процесс выставления счетов-фактур. – Раньше это была огромная работа – поиск накладных и клиентов. Например, у нас были накладные грузоотправителей, которые отправляли груз, но приходилось искать клиента, который заключал договор. Сейчас система понимает, что это за клиент и сразу начисляет деньги, остается только сформировать акты выполненных работ, распечатать и предоставить их клиенту. Это очень экономит время, – отметила Асель Таукелова.

Интеграция с АСУ ДКР позволяет видеть в «СТЖ-Комплексе» также новых контрагентов и договоры с ними.

КОМАНДНЫЙ УСПЕХ

Не секрет, что успех любого IT-проекта во многом зависит от команды, которая его внедряет. Разработчик «СТЖ-Комплекса» – российская компания «Реал Софт» (Москва) – поставила АО «Қазтеміртранс» продукт, однако доработать функционал и довести его до пользователей в понятном виде предстояло департаменту информационных систем и автоматизации бизнес-процессов АО «Қазтеміртранс».

– Мы самостоятельно изучали инструкции, не приглашали к себе разработчиков и не ездили к ним. Чтобы полностью строить «СТЖ-Комплекс» под бизнес-потребности компании, дополнили систему некоторыми блоками, сделали дополнительные инструкции, чтобы каждому пользователю было понятно, как в ней работать. Провели тестирование и обучение наших сотрудников, – сообщила Асель Таукелова.

– Было вложено много нашего умственного труда. И по сей день мы улучшаем работу системы. Блоков много, и физически невозможно внедрить все сразу. В IT нет предела совершенству, уверены в АО «Қазтеміртранс». В данный момент компания занимается разработкой личного кабинета клиента.

– Зарегистрировавшись на нашем сайте и получив доступ к личному кабинету, клиент сможет оформить заявку на заключение договора, то есть менеджерам не придется заводить ее в «СТЖ-комплекс» вручную, как сейчас. При этом у клиента будет возможность следить за дислокацией своих вагонов, видеть статусы, остатки предоплаты на расчетном счете. В планах – обмениваться документами «онлайн», внедрив использование ЭЦП. Тем самым мы будем оперативнее взаимодействовать с нашими клиентами, – поделилась Асель Таукелова.  

«СТЖ-КОМПЛЕКС» ФУНКЦИОНИРУЕТ В АО «ҚАЗТЕМІРТРАНС» С ФЕВРАЛЯ УХОДЯЩЕГО ГОДА. ОН ПРИШЕЛ НА СМЕНУ СИСТЕМЕ «АСУ ОПЕРАТОР», КОТОРАЯ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЛА ВСЕМ ПОТРЕБНОСТЯМ КОМПАНИИ. 

Интервью
16.04.2025
На связи 24/7: О роли коммуникации в работе рассказали в АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.04.2025
Итоги первого квартала 2025 года подвели на координационном совете уральские железнодорожники
Регионы
16.04.2025
Цифровой аппарат для медосвидетельствования работников появился в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
16.04.2025
Центр трансформации бизнеса КТЖ внедряет передовые технологии
Новости
16.04.2025
Глава Минтранса представил стратегию развития ТМТМ на IV Анталийском дипломатическом форуме
Регионы
16.04.2025
Почти 10 тысяч фитинговых платформ были погружены в Костанайском регионе
Регионы
15.04.2025
Более 500 железнодорожников приняли участие в субботнике в Карагандинском регионе
Регионы
15.04.2025
Меры пожарной безопасности усиливают в Алматинской области
Новости
15.04.2025
ВЖДО подвела итоги работы за 2024 год
Новости
15.04.2025
Более 740 тонн рельсов для строительства столичного LRT прибыли на станцию Сороковая
Регионы
15.04.2025
Мужчина погиб под колесами поезда на станции Павлодар
Новости / Архив
15.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №28 от 15 апреля 2025 года
Новости
14.04.2025
Казпрофтранс помог школьнице из Щучинска представить проект «умной остановки» в Актобе
Регионы
14.04.2025
Лекции к 80-летию Победы читают в музее железнодорожников Уральска
Грузовые перевозки / Цифра недели
14.04.2025
Железнодорожные перевозки выросли на 4,4%
Новости
14.04.2025
Минтранс сообщил о начале модернизации 125 железнодорожных вокзалов
Регионы
14.04.2025
Железнодорожники и полицейские продолжают вести профилактические беседы с уральскими школьниками
Пассажирские перевозки
14.04.2025
КТЖ готовит пассажирские поезда к летним перевозкам
Инфраструктура
11.04.2025
КТЖ приступит к модернизации участка Алтынколь – Жетыген в этом году
Новости
11.04.2025
Железнодорожники обсудили развитие логистических маршрутов в Минске