Платформу АТТИС для организации перевозок товаров запустят в Казахстане
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Организация перевозок товаров становится проще. Так, Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан объявило о предстоящем запуске новой платформы – Автоматизированной трансграничной торгово-расчетной интегрированной системы (АТТИС). Она позволит получать полный комплекс информационных услуг всем участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках инициативы «Один пояс – Один путь». По словам специалистов, система будет представлена в виде «единого окна», что поможет участникам ВЭД пройти все этапы внешнеэкономической операции – от заключения внешнеэкономического контракта до проведения расчетов за поставленные товары и оказанные услуги. Суть подхода системы АТТИС – создание единой информационной платформы, в основе которой – интеграция с системами государственных органов (ИС «АСТАНА-1», eFreight, ИС национального перевозчика, ИС Международного союза автомобильных перевозок IRU). В результате новшество позволит сократить поиск соответствующих контрагентов и последующее заключение сделок в единой информационной системе, а также сократить временные и ресурсные издержки участников ВЭД при предоставлении сведений в государственные органы. ATTIS Group уже проведены основные мероприятия по техническому взаимодействию с информационными системами по железнодорожным и авиаперевозкам eFreight. Как сообщили в Минторговле, участники НПП «Атамекен» также будут иметь доступ к платформе АТТИС, о чем было заключено соглашение об информационном взаимодействии с НПП «Атамекен». На сегодня на платформе АТТИС зарегистрировано 19 пользователей. Также специалисты отмечают, что есть отличие новой системы от государственных. Так, электронные системы государственных органов, участвующих в регулировании внешнеэкономической деятельности, предназначены для получения от резидентов – участников внешнеэкономической деятельности электронных сведений, официально утвержденных документов только в рамках своих полномочий.
СИСТЕМА АТТИС БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА В ВИДЕ «ЕДИНОГО ОКНА», ЧТО ПОМОЖЕТ УЧАСТНИКАМ ВЭД ПРОЙТИ ВСЕ ЭТАПЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ – ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРАКТА ДО ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ ЗА ПОСТАВЛЕННЫЕ ТОВАРЫ И ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ.
Проект АТТИС, ставя своей задачей в первую очередь объединить участников внешнеэкономической сделки по обе стороны границы, позволит им обеспечить взаимодействие с государственными системами по принципу «одного окна». При этом очень важна правильная регистрация в системе. От того, насколько полно и актуально содержатся сведения об участниках ВЭД в системе АТТИС по обе стороны границы, зависит эффективность прохождения всех последующих этапов. Для актуализации набора сведений о пользователе и о субъекте хозяйствования система АТТИС получает данные из государственных и открытых информационных ресурсов на основании введенной пользователем регистрационной информации. Пользователь в качестве официального представителя участника АТТИС подтверждает своей электронно-цифровой подписью актуальность сведений, как при регистрации, так и при осуществлении последующих действий в системе. Далее после регистрации контракта сведения из него будут использоваться для формирования экспортером электронного инвойса (счета-фактуры) в системе АТТИС, формирования электронных документов экспедитором (перевозчиком) и другое. Все это позволит сократить временные издержки и избежать несоответствий в документах при отправке груза. Также важным фактором сокращения времени прохождения таможенных формальностей при пересечении границы является возможность предварительного информирования таможенных органов о транспортном средстве и грузе. Финальной фазой сделки после прохождения всех процедур таможенной очистки является проведение расчетов за поставленные товары.