Мойынты – Шу: к 70-летнему юбилею со дня открытия ж/д линии выпущено специздание

Инфраструктура
09.01.2024, 14:49

Ветеран железнодорожной отрасли и почетный железнодорожник Даулетбай Есимбеков собрал по крупицам малоизвестные исторические факты о строительстве железнодорожного участка Мойынты – Шу, в котором принимал участие его отец Дасере Есимбеков. В отдельном издании представлены редкие материалы, посвященные строительству железнодорожной линии: копии раритетных исторических документов, схем линии и фотографий.  

Строительство участка началось в 1947 году в тяжелые послевоенные годы и завершилось в 1953 году. Дорога протяженностью 438 км шла по безводной территории Сары-Арки и Мойынкума. Строители всенародной стройки продемонстрировали сплоченность и самоотверженный труд на благо родной страны.

Стальная магистраль имела огромное народно-хозяйственное значение для Казахстана. Она открыла путь карагандинскому углю и целинному хлебу в республики Центральной Азии, соединила север и юг страны.

Строительство железнодорожной линии Мойынты – Шу одновременно стартовало со станции Мойынты Карагандинской железной дороги и со станции Шу Туркестано-Сибирской железной дороги.  На стройке росла производительность труда. В 1953 году этот показатель достиг 130%. 

Здесь развертывались социалистические соревнования за перевыполнение норм выработки, сокращения сроков по вводу в эксплуатацию объектов строительства, за досрочную сдачу линии в постоянную эксплуатацию. Трудовые подвиги ставили стахановцы, ударники и передовики производства.

Благодаря строительству в пустыне, которую прежде называли "голодной степью", выросли поселки. На станциях были построены вокзалы и пассажирские платформы, тепловозные депо, жилые дома, объекты культурного быта и коммунального назначения, общественного питания, торговли и здравоохранения, детские сады и интернаты для детей железнодорожников. 

Было введено в эксплуатацию 22,5 тысяч квадратным метров жилой площади. Малоэтажные помещения и жилые дома для железнодорожников строились поточно-скоростными методами.

Линию Шу - Мойынты строил фактически весь Казахстан, она превратилась в подлинно народную стройку. На стройке действовала особая поощрительная система труда: сдельно-прогрессивная и аккордно-премиальная. Кадры набирались в основном из местного населения. 

Земляное полотно насыпалось тысячами колхозниками, командированными со всей республики. В летние месяцы число занятых на строительстве доходило до 15 тыс. человек.  

Открыл движение по новой линии груженный углем тяжеловесный поезд. Топливо было добыто сверх плана передовыми карагандинскими шахтами. Навстречу грузовому поезду с юга шел другой состав с цистернами для горючего, полувагонами под уголь, крытые с товарами народного потребления и фруктами. Так началось регулярное движение поездов.

В прошлом году по инициативе центрального совета ветеранов и ветеранов Жамбылского отделения КТЖ на станциях, через которые проходила дорога, были установлены мемориальные доски. И в честь завершения строительства железной дороги Мойынты – Шу вычеканена юбилейная медаль. 

Новости / Архив
24.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №44 от 24 мая 2024 года
Главные новости
23.05.2024
Стандарт мягкого съемного инвентаря обновило КТЖ
Пассажирские перевозки
23.05.2024
Контент мультимедийного развлекательного портала в поездах КТЖ будут обновлять ежеквартально
Новости
23.05.2024
КТЖ и PSA усиливают взаимодействие по развитию транспортно-транзитного потенциала Казахстана
Пассажирские перевозки
23.05.2024
Вагонный парк Нацперевозчика практически полностью обновится к 2030 году
Новости
23.05.2024
Партнерство КТЖ и сингапурской компании PSA International отметил Касым-Жомарт Токаев на Казахско-сингапурском бизнес форуме
Регионы
23.05.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Карагандинскую область
Новости
23.05.2024
Благодарственные письма получили железнодорожные объекты за проведение профориентационных экскурсий в Астане
Спорт
23.05.2024
Железнодорожники приняли участие в спартакиаде по летним видам спорта в Уральске
Новости
22.05.2024
Возможности казахстанских логистических услуг представили на международной выставке в Китае
Новости
22.05.2024
Правила провоза багажа в пассажирских поездах напомнило КТЖ
Регионы
22.05.2024
Встреча ветеранов-железнодорожников прошла в Караганде
Новости
22.05.2024
Крупный морской транспортно-логистический кластер создадут на базе портов Актау и Курык
Регионы
22.05.2024
Замечания сделали проверяющие в ходе весеннего комиссионного осмотра в ВКО
Регионы
22.05.2024
Тренеры КТЖ провели выездной тренинг на станции Караганда-Сортировочная
Новости
22.05.2024
ОЮЛ «СТК «KAZLOGISTICS» и Ассоциация организаций промышленного железнодорожного транспорта подписали соглашение о сотрудничестве
Новости
21.05.2024
Строительство железной дороги в обход Алматы идет активными темпами
Новости
21.05.2024
Минпром: В 2,4 раза выросли объемы производства продукции железнодорожного машиностроения в Казахстане
Новости
21.05.2024
Главные инженеры вагонных депо обменялись опытом в области производственной безопасности и охраны труда в Таразе
Новости
21.05.2024
Вопросы наращивания грузоперевозок по ТМТМ обсудили в Прибалтийских странах