Мойынты – Шу: к 70-летнему юбилею со дня открытия ж/д линии выпущено специздание

Инфраструктура
09.01.2024, 14:49

Ветеран железнодорожной отрасли и почетный железнодорожник Даулетбай Есимбеков собрал по крупицам малоизвестные исторические факты о строительстве железнодорожного участка Мойынты – Шу, в котором принимал участие его отец Дасере Есимбеков. В отдельном издании представлены редкие материалы, посвященные строительству железнодорожной линии: копии раритетных исторических документов, схем линии и фотографий.  

Строительство участка началось в 1947 году в тяжелые послевоенные годы и завершилось в 1953 году. Дорога протяженностью 438 км шла по безводной территории Сары-Арки и Мойынкума. Строители всенародной стройки продемонстрировали сплоченность и самоотверженный труд на благо родной страны.

Стальная магистраль имела огромное народно-хозяйственное значение для Казахстана. Она открыла путь карагандинскому углю и целинному хлебу в республики Центральной Азии, соединила север и юг страны.

Строительство железнодорожной линии Мойынты – Шу одновременно стартовало со станции Мойынты Карагандинской железной дороги и со станции Шу Туркестано-Сибирской железной дороги.  На стройке росла производительность труда. В 1953 году этот показатель достиг 130%. 

Здесь развертывались социалистические соревнования за перевыполнение норм выработки, сокращения сроков по вводу в эксплуатацию объектов строительства, за досрочную сдачу линии в постоянную эксплуатацию. Трудовые подвиги ставили стахановцы, ударники и передовики производства.

Благодаря строительству в пустыне, которую прежде называли "голодной степью", выросли поселки. На станциях были построены вокзалы и пассажирские платформы, тепловозные депо, жилые дома, объекты культурного быта и коммунального назначения, общественного питания, торговли и здравоохранения, детские сады и интернаты для детей железнодорожников. 

Было введено в эксплуатацию 22,5 тысяч квадратным метров жилой площади. Малоэтажные помещения и жилые дома для железнодорожников строились поточно-скоростными методами.

Линию Шу - Мойынты строил фактически весь Казахстан, она превратилась в подлинно народную стройку. На стройке действовала особая поощрительная система труда: сдельно-прогрессивная и аккордно-премиальная. Кадры набирались в основном из местного населения. 

Земляное полотно насыпалось тысячами колхозниками, командированными со всей республики. В летние месяцы число занятых на строительстве доходило до 15 тыс. человек.  

Открыл движение по новой линии груженный углем тяжеловесный поезд. Топливо было добыто сверх плана передовыми карагандинскими шахтами. Навстречу грузовому поезду с юга шел другой состав с цистернами для горючего, полувагонами под уголь, крытые с товарами народного потребления и фруктами. Так началось регулярное движение поездов.

В прошлом году по инициативе центрального совета ветеранов и ветеранов Жамбылского отделения КТЖ на станциях, через которые проходила дорога, были установлены мемориальные доски. И в честь завершения строительства железной дороги Мойынты – Шу вычеканена юбилейная медаль. 

Новости
13.12.2025
Реконструкция вокзалов в Алматинской области идет высокими темпами
Новости
12.12.2025
Ж/д линия Дарбаза – Мактаарал снизит нагрузку на станцию Сарыагаш на 40%
Регионы
12.12.2025
Железнодорожники проводят профилактическую работу с населением в Павлодаре
Регионы
12.12.2025
Илецкие железнодорожники подготовились к зимнему периоду
Интервью
12.12.2025
Ревизорский аппарат усиливает комплексные меры по повышению безопасности движения: показатели улучшились в Акмолинском регионе
Регионы
12.12.2025
Капитальный ремонт Дома отдыха локомотивных бригад завершён на станции Кызылжар
Новости
12.12.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген выходит на решающий этап
Новости / Архив
12.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №103 от 12 декабря 2025 года
Новости
11.12.2025
Вице-министр транспорта рассказал таразским школьникам о новых возможностях отрасли
Новости
11.12.2025
ҚТЖ признан самым доброжелательным коллективом страны
КТЖ в лицах
11.12.2025
Повышение квалификации онлайн, знакомые маршруты и уважение пассажиров: будни проводника Асель Казиевой
Регионы
11.12.2025
Костанайское отделение ГП увеличило погрузку до 26 миллионов тонн
Пассажирские перевозки
10.12.2025
Дополнительные пригородные поезда перевезут более 3 тысяч пассажиров в период новогодних праздников
Новости
10.12.2025
Технический семинар с участием Alstom прошёл в КТЖ
Новости
10.12.2025
ВЖДО внедряет систему Qorgau для охраны грузов в Казахстане
Регионы
10.12.2025
Первые обильные снегопады потребовали усиленной очистки путей в ВКО
Новости
10.12.2025
Контейнерный поезд Сиань – Санкт-Петербург проследовал через Казахстан
Новости
09.12.2025
Карту цифровой трансформации транспортной отрасли утвердили в Казахстане
Новости
09.12.2025
Минтранс: объем транзитных грузов достиг 29,4 млн тонн
Новости
09.12.2025
В Минтрансе обсудили меры для бесперебойного экспорта зерновых в страны Центральной Азии