Мойынты – Шу: к 70-летнему юбилею со дня открытия ж/д линии выпущено специздание

Инфраструктура
09.01.2024, 14:49

Ветеран железнодорожной отрасли и почетный железнодорожник Даулетбай Есимбеков собрал по крупицам малоизвестные исторические факты о строительстве железнодорожного участка Мойынты – Шу, в котором принимал участие его отец Дасере Есимбеков. В отдельном издании представлены редкие материалы, посвященные строительству железнодорожной линии: копии раритетных исторических документов, схем линии и фотографий.  

Строительство участка началось в 1947 году в тяжелые послевоенные годы и завершилось в 1953 году. Дорога протяженностью 438 км шла по безводной территории Сары-Арки и Мойынкума. Строители всенародной стройки продемонстрировали сплоченность и самоотверженный труд на благо родной страны.

Стальная магистраль имела огромное народно-хозяйственное значение для Казахстана. Она открыла путь карагандинскому углю и целинному хлебу в республики Центральной Азии, соединила север и юг страны.

Строительство железнодорожной линии Мойынты – Шу одновременно стартовало со станции Мойынты Карагандинской железной дороги и со станции Шу Туркестано-Сибирской железной дороги.  На стройке росла производительность труда. В 1953 году этот показатель достиг 130%. 

Здесь развертывались социалистические соревнования за перевыполнение норм выработки, сокращения сроков по вводу в эксплуатацию объектов строительства, за досрочную сдачу линии в постоянную эксплуатацию. Трудовые подвиги ставили стахановцы, ударники и передовики производства.

Благодаря строительству в пустыне, которую прежде называли "голодной степью", выросли поселки. На станциях были построены вокзалы и пассажирские платформы, тепловозные депо, жилые дома, объекты культурного быта и коммунального назначения, общественного питания, торговли и здравоохранения, детские сады и интернаты для детей железнодорожников. 

Было введено в эксплуатацию 22,5 тысяч квадратным метров жилой площади. Малоэтажные помещения и жилые дома для железнодорожников строились поточно-скоростными методами.

Линию Шу - Мойынты строил фактически весь Казахстан, она превратилась в подлинно народную стройку. На стройке действовала особая поощрительная система труда: сдельно-прогрессивная и аккордно-премиальная. Кадры набирались в основном из местного населения. 

Земляное полотно насыпалось тысячами колхозниками, командированными со всей республики. В летние месяцы число занятых на строительстве доходило до 15 тыс. человек.  

Открыл движение по новой линии груженный углем тяжеловесный поезд. Топливо было добыто сверх плана передовыми карагандинскими шахтами. Навстречу грузовому поезду с юга шел другой состав с цистернами для горючего, полувагонами под уголь, крытые с товарами народного потребления и фруктами. Так началось регулярное движение поездов.

В прошлом году по инициативе центрального совета ветеранов и ветеранов Жамбылского отделения КТЖ на станциях, через которые проходила дорога, были установлены мемориальные доски. И в честь завершения строительства железной дороги Мойынты – Шу вычеканена юбилейная медаль. 

Пассажирские перевозки
10.02.2025
Прямой поезд Алматы-Балхаш запустит КТЖ
Новости
10.02.2025
Казахстан и Узбекистан расширят сотрудничество в сфере железнодорожных перевозок
Регионы
10.02.2025
Практическое занятие по осмотру мест происшествий прошло на станции Павлодар
Регионы
10.02.2025
Бухгалтера расчетного стола Жанааркинской дистанции пути Даригу Бабасову проводили на пенсию
Регионы
10.02.2025
Более 2 млн тонн отгрузили в январе в Костанайском отделении ГП
Пассажирские перевозки
07.02.2025
Более 3 тысяч участников молодежного форума «Жаңа адамдар» перевезло КТЖ
Новости
07.02.2025
КТЖ проведет пожарно-тактическое учение в административном здании
Регионы
07.02.2025
К паводковому сезону начали активно готовиться в Карагандинском регионе
Новости
07.02.2025
Страны ЕАЭС реализуют соглашение о применении навигационных пломб для отслеживания перевозок до 31 мая
Регионы
07.02.2025
Специальные бригады для очистки станционных путей от снега создали на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки
07.02.2025
Более 1300 камер видеонаблюдения установлено в пассажирских поездах КТЖ
Новости / Архив
07.02.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №9 от 7 февраля 2025 года
Грузовые перевозки
06.02.2025
Более 26,5 млн тонн грузов погружено в 2024 году на сети Костанайского отделения ГП
Новости
06.02.2025
Глава правительства Грузии ознакомился с цифровыми решениями в области ж/д перевозок в Казахстане
Регионы
06.02.2025
Отсутствующую более года питьевую воду провели на станции Караганозек
Регионы
06.02.2025
Рейдовые проверки вдоль железнодорожных путей продолжают проводить сотрудники ВЖДО в Костанае
Пассажирские перевозки
06.02.2025
Туристические поезда «Керуен Экспресс» и «Jibek Joly» к празднику Наурыз запустит КТЖ
Новости
05.02.2025
Семинар по расследованию железнодорожных происшествий провели транспортные полицейские в КТЖ (ФОТО)
Новости
05.02.2025
Вопросы сотрудничества обсудили руководство АО «Самрук-Қазына» и Wabtec
Новости
05.02.2025
КТЖ снизило выбросы в атмосферу и объем отходов в 2024 году