Мойынты – Шу: к 70-летнему юбилею со дня открытия ж/д линии выпущено специздание

Инфраструктура
09.01.2024, 14:49

Ветеран железнодорожной отрасли и почетный железнодорожник Даулетбай Есимбеков собрал по крупицам малоизвестные исторические факты о строительстве железнодорожного участка Мойынты – Шу, в котором принимал участие его отец Дасере Есимбеков. В отдельном издании представлены редкие материалы, посвященные строительству железнодорожной линии: копии раритетных исторических документов, схем линии и фотографий.  

Строительство участка началось в 1947 году в тяжелые послевоенные годы и завершилось в 1953 году. Дорога протяженностью 438 км шла по безводной территории Сары-Арки и Мойынкума. Строители всенародной стройки продемонстрировали сплоченность и самоотверженный труд на благо родной страны.

Стальная магистраль имела огромное народно-хозяйственное значение для Казахстана. Она открыла путь карагандинскому углю и целинному хлебу в республики Центральной Азии, соединила север и юг страны.

Строительство железнодорожной линии Мойынты – Шу одновременно стартовало со станции Мойынты Карагандинской железной дороги и со станции Шу Туркестано-Сибирской железной дороги.  На стройке росла производительность труда. В 1953 году этот показатель достиг 130%. 

Здесь развертывались социалистические соревнования за перевыполнение норм выработки, сокращения сроков по вводу в эксплуатацию объектов строительства, за досрочную сдачу линии в постоянную эксплуатацию. Трудовые подвиги ставили стахановцы, ударники и передовики производства.

Благодаря строительству в пустыне, которую прежде называли "голодной степью", выросли поселки. На станциях были построены вокзалы и пассажирские платформы, тепловозные депо, жилые дома, объекты культурного быта и коммунального назначения, общественного питания, торговли и здравоохранения, детские сады и интернаты для детей железнодорожников. 

Было введено в эксплуатацию 22,5 тысяч квадратным метров жилой площади. Малоэтажные помещения и жилые дома для железнодорожников строились поточно-скоростными методами.

Линию Шу - Мойынты строил фактически весь Казахстан, она превратилась в подлинно народную стройку. На стройке действовала особая поощрительная система труда: сдельно-прогрессивная и аккордно-премиальная. Кадры набирались в основном из местного населения. 

Земляное полотно насыпалось тысячами колхозниками, командированными со всей республики. В летние месяцы число занятых на строительстве доходило до 15 тыс. человек.  

Открыл движение по новой линии груженный углем тяжеловесный поезд. Топливо было добыто сверх плана передовыми карагандинскими шахтами. Навстречу грузовому поезду с юга шел другой состав с цистернами для горючего, полувагонами под уголь, крытые с товарами народного потребления и фруктами. Так началось регулярное движение поездов.

В прошлом году по инициативе центрального совета ветеранов и ветеранов Жамбылского отделения КТЖ на станциях, через которые проходила дорога, были установлены мемориальные доски. И в честь завершения строительства железной дороги Мойынты – Шу вычеканена юбилейная медаль. 

Новости
13.09.2024
Двухсотый контейнерный поезд торжественно прибыл в порт Актау
Новости
13.09.2024
О ходе строительства вторых путей на участке Достык-Мойынты сообщили в КТЖ
Спорт
13.09.2024
Сотрудник военизированной железнодорожной охраны стал чемпионом мира
Регионы
13.09.2024
Ряд вокзалов отремонтировали в Костанайской области
Регионы
13.09.2024
Около 545 тысяч тонн угля запасли на складах в Карагандинской области
Регионы
13.09.2024
Представители КТЖ встретились с кызылординскими грузоотправителями и экспортёрами
Регионы
13.09.2024
Электронными станут привокзальные часы в Павлодаре
Регионы
13.09.2024
Руководство КТЖ осмотрело железнодорожный вокзал Кызылорды
Новости
13.09.2024
Более 600 работников Кедентранссервис вышли на субботники
Новости
13.09.2024
До 10 новых вагонов запустят в направлении «Алматы-Костанай» до конца года — Карабаев
Новости / Архив
13.09.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №78 от 13 сентября 2024 года
Новости
12.09.2024
Тренировочные противоэпидемические учения прошли в порту Курык
Новости
12.09.2024
Сотрудники Кедентранссервис стали донорами костного мозга
Грузовые перевозки
12.09.2024
Организацию эффективного перевозочного процесса обсудили представители КТЖ с шымкентскими грузоотправителями
Новости
12.09.2024
Объем контейнерных перевозок растет в Казахстане
В мире
12.09.2024
Турция проектирует скоростные электропоезда
Новости
12.09.2024
Длинномерный груз по железной дороге транзитом перевезен через Казахстан
Новости
11.09.2024
KTZ Express поделилось деталями сотрудничества с китайскими партнерами
Грузовые перевозки
11.09.2024
Около 2 млн тонн угля доставлено к отопительному сезону для населения по сети КТЖ
Новости
11.09.2024
КТЖ и Антикор усилят взаимодействие