О роли железнодорожников в военные годы рассказали в Усть-Каменогорске

Новости
09.05.2024, 18:40
Фото Дидара БУРБАЕВА
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Более 280 железнодорожников из нынешнего Оскеменского региона призвали на фронт в годы Великой Отечественной войны. Путейцы, связисты, вагонники, локомотивщики, работники станций, дистанций электро- и водоснабжения, гражданских сооружений встали тогда на защиту страны. 25 июня 1941 года в локомотивном депо станции Защита (ныне – Оскемен-10) создали первые паровозные бригады.

Первой повела свой паровоз по фронтовым дорогам бригада старшего машиниста Сергея Сафонова. Многие бригады направили в паровозные колонны НКПС особого назначения, которые перевозили военную технику, продовольствие, людей, восстанавливали разрушенные взрывами железные дороги, хоронили погибших.

В 1941 году на станции Защита была открыта школа медицинских сестер, которая готовила кадры не только для железнодорожной больницы, но и для фронта. Из коллектива локомотивного депо в ряды Красной Армии призвали 154 человек, из них впоследствии с фронта вернулся только 21 человек.

В начале войны дефицит железнодорожных кадров тут же сказался на работе предприятий стальной магистрали. В 1942 году руководство Защитинского отделения дороги открыло школу фабрично-заводского обучения (ФЗО). Здесь лучшие инженерно-технические работники без отрыва от производства обучали на помощников машинистов, кочегаров паровозов, кондукторов, дежурных стрелочных постов, слесарей.

15-летние подростки бросали учебу в школах и шли в ФЗО. Девушки приходили сюда, чтобы затем заменить отцов и братьев, ушедших на фронт. Для них при локомотивном депо организовали курсы кочегаров. Эта работа для девушек была очень тяжелой: за смену они перебрасывали несколько тонн угля. Потом их стали обучать на помощников машиниста и машинистов. После обучения девушки успешно сдавали экзамены. В Оскеменском регионе до сих пор помнят их имена: Вера Павлова, Анна Гредина, Катя Мохнашкина, Анна Костырева, Клавдия Балмочных.

В военный период на железной дороге была очень строгая дисциплина. По воспоминаниям очевидцев, в локомотивном депо издали приказ, по которому за опоздание на пять минут работников наказывали. Если же человек приходил на работу с опозданием на 20 минут, то ему грозил тюремный срок в пять лет.

После победоносного завершения Великой Отечественной войны перед страной встали новые задачи, связанные с восстановлением разрушенного народного хозяйства и дальнейшим его развитием. Когда железнодорожники возвращались с фронта и подразделений НКПС, то они активно вливались в эту работу.

Сегодня в Оскеменском регионе в живых остался только один ветеран Отечественной войны – 97-летний Василий Снегур. В мае 1945 года его, 17-летнего юношу, сначала хотели отправить на западный фронт воевать с фашистской Германией. Однако там война уже завершилась, и Василия Снегура вместе с другими призывниками перебросили на Дальний Восток, затем – через советско-монгольскую границу. Там, в гористой местности Большой и Малый Хинган, округах Цицикар, Первый Таань они сражались с японскими войсками. Большой бой у них был через несколько дней после капитуляции Японии. В декабре 1945 года советских солдат вернули домой, однако еще семь лет после этого Василий Снегур служил в армии. Впоследствии он работал на станциях Аврора и Защита в Восточном Казахстане. Трудился слесарем в вагонном депо, 18 лет возглавлял грузовой двор станции Защита.

Новости
18.04.2025
Более 20 инфраструктурных проектов на общую сумму 1,9 трлн тенге реализуют в Мангистау
Новости
18.04.2025
Глава государства ознакомился с ходом развития транспортно-логистической инфраструктуры в Мангистау
Регионы
18.04.2025
Весенний комиссионный осмотр проходит в Алматинском регионе
Новости
18.04.2025
KTZ Express и Всемирный банк обсудили развитие логистики и методику оценки LPI
Регионы
18.04.2025
Экспозиция к 80-летию Победы открылась в Центральном музее железнодорожного транспорта РК
Регионы
18.04.2025
Ветеран Великой Отечественной войны Григорий Степенко отметил вековой юбилей
Инфраструктура
18.04.2025
Пролетные строения 90 мостов смонтированы на участке Достык – Мойынты
Новости / Архив
18.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №29 от 18 апреля 2025 года
Новости
17.04.2025
Международная ассоциация «ТМТМ» опровергла информацию о предполагаемом назначении генсекретаря
Новости
17.04.2025
О масштабной реконструкции железнодорожных вокзалов рассказали в КТЖ
Новости
17.04.2025
Весенний комиссионный осмотр стартовал в КТЖ
Новости
17.04.2025
Работники Акмолинского отделения ГП провели весеннюю уборку
Новости
17.04.2025
Техническое занятие по пожарной безопасности провели на станции Жіңішке
Грузовые перевозки
17.04.2025
Казахстан экспортировал около 7 млн тонн зерна с начала сезона
Регионы
17.04.2025
Школьники побывали на экскурсиях на железнодорожных предприятиях Оскеменского региона
Инфраструктура
17.04.2025
Капитальный ремонт пути ведут в шести регионах Казахстана
Интервью
16.04.2025
На связи 24/7: О роли коммуникации в работе рассказали в АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.04.2025
Итоги первого квартала 2025 года подвели на координационном совете уральские железнодорожники
Регионы
16.04.2025
Цифровой аппарат для медосвидетельствования работников появился в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
16.04.2025
Центр трансформации бизнеса КТЖ внедряет передовые технологии