О роли железнодорожников в военные годы рассказали в Усть-Каменогорске

Новости
09.05.2024, 18:40
Фото Дидара БУРБАЕВА
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Более 280 железнодорожников из нынешнего Оскеменского региона призвали на фронт в годы Великой Отечественной войны. Путейцы, связисты, вагонники, локомотивщики, работники станций, дистанций электро- и водоснабжения, гражданских сооружений встали тогда на защиту страны. 25 июня 1941 года в локомотивном депо станции Защита (ныне – Оскемен-10) создали первые паровозные бригады.

Первой повела свой паровоз по фронтовым дорогам бригада старшего машиниста Сергея Сафонова. Многие бригады направили в паровозные колонны НКПС особого назначения, которые перевозили военную технику, продовольствие, людей, восстанавливали разрушенные взрывами железные дороги, хоронили погибших.

В 1941 году на станции Защита была открыта школа медицинских сестер, которая готовила кадры не только для железнодорожной больницы, но и для фронта. Из коллектива локомотивного депо в ряды Красной Армии призвали 154 человек, из них впоследствии с фронта вернулся только 21 человек.

В начале войны дефицит железнодорожных кадров тут же сказался на работе предприятий стальной магистрали. В 1942 году руководство Защитинского отделения дороги открыло школу фабрично-заводского обучения (ФЗО). Здесь лучшие инженерно-технические работники без отрыва от производства обучали на помощников машинистов, кочегаров паровозов, кондукторов, дежурных стрелочных постов, слесарей.

15-летние подростки бросали учебу в школах и шли в ФЗО. Девушки приходили сюда, чтобы затем заменить отцов и братьев, ушедших на фронт. Для них при локомотивном депо организовали курсы кочегаров. Эта работа для девушек была очень тяжелой: за смену они перебрасывали несколько тонн угля. Потом их стали обучать на помощников машиниста и машинистов. После обучения девушки успешно сдавали экзамены. В Оскеменском регионе до сих пор помнят их имена: Вера Павлова, Анна Гредина, Катя Мохнашкина, Анна Костырева, Клавдия Балмочных.

В военный период на железной дороге была очень строгая дисциплина. По воспоминаниям очевидцев, в локомотивном депо издали приказ, по которому за опоздание на пять минут работников наказывали. Если же человек приходил на работу с опозданием на 20 минут, то ему грозил тюремный срок в пять лет.

После победоносного завершения Великой Отечественной войны перед страной встали новые задачи, связанные с восстановлением разрушенного народного хозяйства и дальнейшим его развитием. Когда железнодорожники возвращались с фронта и подразделений НКПС, то они активно вливались в эту работу.

Сегодня в Оскеменском регионе в живых остался только один ветеран Отечественной войны – 97-летний Василий Снегур. В мае 1945 года его, 17-летнего юношу, сначала хотели отправить на западный фронт воевать с фашистской Германией. Однако там война уже завершилась, и Василия Снегура вместе с другими призывниками перебросили на Дальний Восток, затем – через советско-монгольскую границу. Там, в гористой местности Большой и Малый Хинган, округах Цицикар, Первый Таань они сражались с японскими войсками. Большой бой у них был через несколько дней после капитуляции Японии. В декабре 1945 года советских солдат вернули домой, однако еще семь лет после этого Василий Снегур служил в армии. Впоследствии он работал на станциях Аврора и Защита в Восточном Казахстане. Трудился слесарем в вагонном депо, 18 лет возглавлял грузовой двор станции Защита.

Новости
22.10.2025
Встреча со школьниками - авторами инновационных ж/д решений состоялась в КТЖ
Новости
22.10.2025
В Казахстане отмечают 120-летие профсоюзного движения железнодорожников
Новости
22.10.2025
Казахстан и Германия обсудили развитие Транскаспийского транспортного маршрута
Новости
22.10.2025
Железнодорожники вместе с первоклассниками высадили 250 деревьев у школы №117 в Астане
Новости
22.10.2025
Пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС вышел на финальную стадию подготовки
Грузовые перевозки
21.10.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос до 7,3 млн тонн
Грузовые перевозки
21.10.2025
Казахстан планирует увеличить грузопоток по ТМТМ до 10 млн тонн
Новости
21.10.2025
Президентам Казахстана и Азербайджана презентовали проект «Развитие Среднего коридора»
Новости
21.10.2025
В транспортные коридоры Центральной Азии инвестируют 52 млрд долларов
Новости
21.10.2025
Железнодорожники Акмолинского региона представили 64 рационализаторских предложения
Пассажирские перевозки
21.10.2025
ТОП-5 удобных сервисов для пассажиров поездов назвали в КТЖ
Новости
21.10.2025
ОТЛК ЕРА обслуживает 800 маршрутов на Евразийском континенте
Новости / Архив
21.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №87 от 21 октября 2025 года
Новости
20.10.2025
Руководство КТЖ посетило завод Stadler для проверки готовности к запуску новых вагонов
Регионы
20.10.2025
Акмолинские железнодорожники погрузили 7,2 миллиона тонн грузов
Регионы
20.10.2025
Павлодарские железнодорожники отметили 120-летие профсоюзного движения
Регионы
20.10.2025
Железнодорожники Семейского отделения магистральной сети высадили более 3 тысяч деревьев
Регионы
20.10.2025
Карагандинский филиал «Казпрофтранс» вручил ветеранам памятные медали к 120-летию профсоюзного движения
Пассажирские перевозки
20.10.2025
Нацперевозчик запустил новый пригородный маршрут Аркалык — Державинская
Регионы
20.10.2025
Железнодорожники и полицейские провели профилактический рейд на станции Жетысу