СЕЗОН УГЛЯ

Новости
22.11.2017, 12:35
Казахстан, располагая почти полусотней месторождений угля, по его запасам входит в десятку стран-лидеров. Основная часть месторождений приходится на Карагандинский, Экибастузский, Тургайский угольные бассейны и месторождение Шубарколь. Ежегодная добыча составляет в среднем около 100 миллионов тонн, причем львиная доля добычи приходится на внутренний рынок республики. Эксперты говорят, что при сохранении такого уровня добычи запасов хватит более чем на 300 лет. Учитывая последние тенденции направленности государства на зеленые технологии, возможно, и на больше. В этой связи, по меньшей мере, странно звучат слова о нехватке твердого топлива в крупной угледобывающей стране...  И все же с началом осени и приближением отопительного сезона для казахстанских угольщиков и железнодорожников наступает напряженное время: необходимо снабдить ТЭЦ, коммунальщиков и население необходимыми запасами. В этом году на спросе и цене на твердое топливо сказалось и раннее похолодание в северных и центральных регионах страны. Существенно выросли и цены на уголь для коммунальщиков и населения, которые обычно складываются из цены отгрузки добывающей компании (в пределах 2-5 тысяч тенге за тонну в зависимости от месторождения), железнодорожных тарифов на транспортировку, обслуживание подвижного состава, а также маржи посреднических организаций и физических лиц, доставляющих уголь населению. По данным мониторингового агентства «Energyprom.kz», в среднем по стране тонна угля обошлась казахстанцам в сентябре 2017 года на 6,6% больше, чем в августе, или на 18,9% больше, чем год назад. Министерство энергетики еще в начале октября уведомило о создании необходимых запасов угля на электростанциях и отгрузке на коммунально-бытовые нужды и населению в нужном объеме. В Правительстве акиматы также отчитывались о готовности к отопительному сезону. И все же из некоторых регионов доходили вести о дефиците твердого топлива. Причины при этом назывались разные: ранняя непогода, чрезмерный ажиотаж среди населения, нехватка железнодорожных вагонов и простои. «Непогода нынче в моде» Действительно, еще в середине сентября из-за резкого похолодания в центральных и северных областях увеличился спрос на уголь, спровоцировав небольшой ажиотаж и публикации о нехватке твердого топлива в регионах. Большая часть казахстанских месторождений угля сосредоточена в Центральной части (Карагандинский и Экибастузский угольный бассейны, месторождение Шубарколь) и в Северном Казахстане (Тургайский угольный бассейн). Именно здесь угледобывающими компаниями формируется основной грузопоток, который далее следует, в основном, железнодорожным, а также автотранспортом до баз оптовиков и далее, до конечного потребителя. Министерство энергетики оперативно провело оценку наличия угля на топливных тупиках, проинформировав, что на торговых точках различных регионов остатков угля достаточно, поставка угля бытовым потребителям Казахстана проходит ритмично.  Реализация осуществляется буквально с колес вагонов, а в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях отпуск угля идет напрямую с угледобывающих предприятий. По оперативным данным Минэнерго по состоянию на 26 октября, на внутренний рынок было поставлено 59,8 миллиона тонн угля, из них 44,8 отгружено производителям электроэнергии. Коммунальщикам и населению – 9,0 млн. тонн, что на 12,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года, когда дефицита твердого топлива не наблюдалось. Вагонов для перевозки угля достаточно Действительно, в последнее время объем погрузки угля по стране вырос: крупные грузоотправители, такие как ТОО «Каражыра ЛДТ», ТОО «Богатырь Комир», укладываются и даже перевыполняют план по погрузке угольного сырья. Несмотря на рост объемов, в АО «КТЖ – Грузовые перевозки» проблему нехватки полувагонов, необходимых для перевозки угля в регионы страны, считают надуманной, мотивируя тем, что компании-операторы располагают достаточным количеством вагонов такого типа. Так, по состоянию на октябрь потребность в полувагонах для перевозки грузов, согласно заявкам грузоотправителей, составляла 24665 единиц, в наличии – более 26 тысяч вагонов. Причем эта цифра почти на 6000  превышает потребности прошлогоднего отопительного сезона. В целом, в настоящее время в парке национального железнодорожного перевозчика эксплуатируется более 50 тысяч полувагонов. Специально для перевозки угля с мая был увеличен рабочий парк полувагонов, кроме того, компаниями-операторами проводятся работы по увеличению сроков их службы, заключаются договора лизинга, привлекается дополнительный подвижной состав в рамках сотрудничества с железнодорожными администрациями других стран. Все это положительно сказывается на обеспеченности полувагонами в пиковый период перевозки твердого топлива. Железнодорожники предпринимают все возможные меры для своевременной подачи полувагонов под погрузку коммунально-бытового угля. Так, для обеспечения перевозок в соответствии с заявками грузоотправителей среднесуточный резерв подвижного состава составляет порядка 500 полувагонов. Корни «дефицита» То есть получается, что угледобывающие компании и железнодорожники, которые планируют перевозку и формируют необходимый для перевозки парк, основываются на заявках от местных региональных исполнительных органов, в ведении которых закупка и распределение угля для населения. И твердое топливо в регионы доставляют своевременно. Так в чем же проблема? В определенной степени «виноват» спрос и нерациональное планирование. Оказывается, наиболее востребованным у населения является уголь Шубаркольского разреза. Основной объем погрузки угля АО «Шубарколь Комир» приходится на Южно-Казахстанкую и Алматинскую области. А, к примеру, на Акмолинскую область погрузка составила за сентябрь всего 117 полувагонов, что составляет 2% от общей погрузки данного разреза. То есть уголь на складах имеется, но не всегда шубаркольский… Населением в северных регионах страны создан искусственный ажиотаж на шубаркольский уголь, подтверждает директор департамента породовой погрузки и выгрузки и подвижного состава АО «КТЖ –  Грузовые перевозки» Даулетбек Нигметов. По информации пресс-службы АО «КТЖ – Грузовые перевозки», за десять дней октября этого года погрузка коммунально-бытового угля АО «Шубарколь Комир» на Акмолинскую область составила 11,5 тысячи тонн, Карагандинскую – 18, Костанайскую –15,8, Южно-Казахстанскую – 22,3, Алматинскую область – 27,2 тысячи тонн, для потребителей города Астана – 5 тысяч тонн, Алматы – 5,8 тысяч. Об эффективном планировании вообще речи не идет! Так, в октябре Шубаркольский разрез «запланировал» поставить в столицу почти 12,5 тысячи тонн угля, или 181 полувагон, а по факту было погружено почти 25,8 тысяч, или 376 полувагонов. Разница почти в две сотни(!) полувагонов. Нерациональное планирование приводит к тому, что угледобывающие компании сами иногда не в состоянии «переварить» такое количество подаваемых железнодорожниками полувагонов. Так, к примеру, ТОО «Богатырь Комир» ежесуточно не осваивает 49 полувагонов, ТОО «Майкубен Комир» – 42, ТОО «Каражыра ЛТД»  – 25 полувагонов. Естественно, это ведет к простою так необходимого  в этот период  подвижного состава. За 9 дней ноября в адрес потребителей областных акиматов РК погрузка угля выполнена на 97%. Отставание допущено из-за неприбытия подвижного состава, что в очередной раз доказывает необходимость раннего планирования. Сегодня конструктивное планирование бизнес- и логистических процессов между железнодорожниками, добывающими предприятиями и потребителями – это неотъемлемая часть рынка. В этой связи остается надеяться, что, учитывая сезонность перевозок важных стратегических социальных грузов, большинство заинтересованных сторон найдет возможность учесть предложения железнодорожников и начнет работать на основе планирования и долгосрочных договоров.

Эрик САГИР

Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы
Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ