Айгуль Жайлаубаева: профсоюзный лидер по Защитинскому региону

КТЖ в лицах
20.03.2023, 15:14
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Айгуль Жайлаубаева работает в профсоюзном движении ОО "Казпрофтранс" уже 10 лет. Возможно, это не так много. Но уже и немало, чтобы получить важный опыт по защите трудовых прав работников железной дороги, общению с людьми. Представитель Центрального совета ОО "Казпрофтранс" по Защитинскому региону, яркий лидер, прекрасный организатор, сильная и энергичная женщина, она заметно смутилась, когда я пришла с редакционным заданием – написать о ней. Но разговор получился интересным и содержательным. 

Она пришла на железную дорогу, как тысячи других казахстанцев. У нее – целая династия из тружеников стальной магистрали. 

- Со стороны мамы у нас все – железнодорожники. Это династия Азимхановых. Со стороны папы не было никого, кроме него самого. Зато его железнодорожный стаж насчитывал более 40 лет. Когда я очно окончила Восточно-Казахстанский государственный университет, у меня встал выбор, куда идти на работу. Это был 2000 год. Времена непростые. Папа работал в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо (ТЧЭ-22), предложил мне: "Пойдешь работать к нам?" С этого все и началось. 

Сначала Айгуль попала в группу учета, где работала оператором по обработке перевозочных документов. Потом ее перевели в отдел кадров депо, спустя время – инженером в службу охраны труда. За это время она успела получить второе высшее образование, окончила заочно КазАТК, получила железнодорожную специальность. Потом Айгуль Жайлаубаева возглавила производственно-технический отдел ТЧЭ-22. В 2012 году она ушла из локомотивного депо в производственно-технический отдел Восточно-Казахстанского отделения дороги инженером-экологом. Год спустя представитель ОО "Казпрофтранс" по Защитинскому региону Валерий Сидельников предложил ей возглавить профсоюзный комитет Восточно-Казахстанского отделения дороги. Кандидатуру Айгуль Жайлаубаевой поддержали на выборах председателя профкома.

- Профсоюзная деятельность мне всегда нравилась - общением с людьми, возможностью быть для них полезной в защите трудовых прав. Как представителю техотдела ТЧЭ-22, мне приходилось участвовать в производственных разборах. Нередко наблюдала, что работодатель оказывает давление на работников. Меня возмущала несправедливость в принятии некоторых решений. Когда в ТЧЭ-22 проходили выборы председателя профкома депо, я раздумывала, не подать ли и мне заявку. Но кандидатами в то время были люди в зрелом возрасте. И свои планы мне пришлось отложить. А в 2012 году я уже сама повзрослела, созрела для такой работы, - вспоминает Айгуль Жайлаубаева. 

Она считает, что председатель профсоюзного комитета должен быть связующим звеном между работодателем и работниками. Объяснять им, что руководитель предприятия делает для улучшения условий труда, передавать ему чаяния трудовых коллективов, подсказывать, как можно решить эти задачи. Важно находить компромисс, чтобы ничьи права не ущемлялись, говорит Айгуль Жайлаубаева. И все же она уверена, что отношение к профсоюзам надо менять в целом по стране. Они не должны быть культмассовым сектором, благотворительной организацией. Уставные задачи профсоюза - совсем другие. 

- Мы должны защищать работников, в соответствии с трудовым законодательством. И вот здесь работу еще предстоит наладить. Одна из причин, что она до сих пор пробуксовывает, – у нас почти все руководители профкомов являются неосвобожденными, свою работу на предприятиях они совмещают с профсоюзной деятельностью. Поэтому зависят от своих работодателей. В таких случаях сложно сказать своему руководителю, что он не прав и неправильно поступает. Мы постоянно поднимаем этот вопрос по освобождению руководителей профкомов от работы на предприятиях, - объясняет Айгуль Жайлаубаева.

Одна из значимых задач ОО "Казпрофтранс" в Защитинском регионе, по ее словам, - добиться предоставления дополнительного экологического отпуска для работников железнодорожных предприятий, проживающих в Восточном Казахстане, области Абай – тех регионах, которые пострадали от испытаний на бывшем Семипалатинском ядерном полигоне. Позади – уже огромная часть работы с руководством АО "НК "КТЖ", ОО "Казпрофтранс", органами прокуратуры, территориальным объединением профсоюзов ВКО. Пока вопрос упирается в деньги. 

Сейчас именно профсоюзные работники предприятий железной дороги Защитинского региона продолжили инициативы о помощи своим патронажным воспитанникам из Детской деревни семейного типа ВКО. С 2011 года в Восточном Казахстане действует Комплексный план по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором участвуют многие предприятия, организации региона, включая железнодорожников. Основная цель - сбор средств на счета детей, которыми они смогут воспользоваться для покупки жилья после достижения совершеннолетия. 

- Сейчас у нас на патронажном воспитании находятся шесть детей, - объясняет Айгуль Жайлаубаева. – Помимо сбора средств, мы постоянно ездим к ним в гости, поздравляем с праздниками, днем рождения, дарим им нужные подарки. В прошлом году организовали для них "Веселые старты", турнир по футболу.

- В прошлом году Вы проводили в Усть-Каменогорске яркие, незабываемые, важные форумы – женский, семейный. На побережье Бухтарминского водохранилища прошел молодежный форум. Эти мероприятия получили большой резонанс среди работников железнодорожных предприятий региона, немало положительных откликов. А что является самым сложным в организации таких мероприятий? —спрашиваю я Айгуль Жайлаубаеву.

- Когда начинаешь их организовывать, поначалу немного желающих попасть на них. Сложно добиться освобождения людей на этот день от работы.  Поэтому есть сложности. Но все равно можно вопрос решить. Когда люди узнают, что было на этих форумах, им тоже становится интересно. Мы сейчас будем проводить женский форум на Бухтарме, чтобы в нем смогли принять участие работницы на участке Оскемен-1-Алтай. В целом, хочу те форумы, которые мы проводили в Усть-Каменогорске, организовывать на линии, и каждый год - на разных участках, - рассказала профсоюзный лидер. 

В планах работы представителя ЦС "Казпрофтранс" по Защитинскому региону – проводить больше встреч с трудовыми коллективами. Тогда будет налажен конструктивный диалог, считает она, и профсоюз будет слышать все запросы работников, объяснять их работодателю. Такие встречи "без галстука", без руководителей уже прошли с коллективами железнодорожных предприятий в Кумыстау, Шемонаихе. А в апреле встречи с трудовыми коллективами состоятся на станциях Риддер и Алтай. 

- Чаще всего люди обращаются к нам за защитой трудовых прав, когда не согласны с дисциплинарным взысканием. Были случаи, когда я помогала работникам написать заявление в согласительную комиссию. Также к нам идут за материальной поддержкой, если вдруг дети заболели, произошел пожар, подтопление, какой-то форс-мажор. Как правило, всем помогаем, - говорит Айгуль. – Мы проводим консультации по трудовому законодательству, коллективным договорам в своем аккаунте Instagram. Все вопросы, которые мы там разместили - от реальных людей. Мы стараемся оперативно предоставлять ответы. 

В прошлом году в ОО "Казпрофтранс" проводил конкурс профсоюзной рекламы "Алга, Proбивный Proфсоюз", в котором первое место заняла команда "Авангард" Кумыстауской дистанции пути. Ежегодным в Защитинском регионе стал региональный творческий конкурс "Минута Славы "Казпрофтранс", в котором участвуют работники железной дороги и их дети, показывают свои таланты. 

Сейчас в ОО "Казпрофтранс" составили дорожную карту на 2023 год совместно с профсоюзом Западно-Сибирской железной дороги. В апреле в режиме онлайн пройдет семинар по охране труда. Летом вместе с россиянами запланировали проведение турниров по футболу, волейболу, форум для молодых семей, который будет проходить в Восточном Казахстане. 

Айгуль Жайлаубаева – хорошая мама для дочери-студентки Арины и в свободное от работы время - талантливая швея. Она сама придумала дизайн своей форменной одежды со знаком ОО "Казпрофтранс", сшила ее и теперь носит на работу. 

- А что для Вас самое ценное в жизни? – спросила я ее напоследок. 

- В первую очередь, это моя семья. Чтобы все мои родные и близкие были всегда здоровы, находились рядом, - отвечает она. - Для меня очень важно идти правильным путем, поступать справедливо, добиваться всего без наглости. Быть честной перед самой собой, чтобы мне за себя не было стыдно. Моя дочь Арина – такая же упрямая, упертая, как я. Мне в ней это нравится. Она намечает цель и идет к ней, но не по головам. Вообще-то, я такая же. 

Новости
26.04.2024
Для столичных студентов организовали экскурсии на объекты КТЖ
Грузовые перевозки
26.04.2024
Казахстан, Россия и Китай создают новый транспортный хаб
Регионы
26.04.2024
Железнодорожники провели профилактические беседы со старшеклассниками в ЗКО
Новости
26.04.2024
Разъяснительную беседу с женами машинистов провели в Кокшетау
Новости
26.04.2024
КТЖ готовится отметить Всемирный день охраны труда
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам
Регионы
25.04.2024
Материальную помощь направили локомотивщики из Кокшетау в Атбасар
Регионы
24.04.2024
Работу по повышению безопасности движения поездов ведут в Алматинской области
Регионы
24.04.2024
Коллективный договор обсудили в Балхашском вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.04.2024
КТЖ рекомендует пассажирам планировать свои поездки заранее
Новости
24.04.2024
Вопросы цифровизации железнодорожной отрасли обсудили в Минтрансе