Пример достойного пути: 35 лет труда на станции Целиноград
![](https://rail-news.kz/uploads/posts/2019/11/28/1574961108420.jpg)
![](https://rail-news.kz/img/noimg.png)
Люди, всю свою жизнь посвятившие одному предприятию, ставшие частью его истории, всегда на особом счету. За 35 лет добросовестного труда на родной станции Целиноград Тамара Мицута отмечена многими наградами, в том числе высшей на железнодорожном транспорте – знаком «Почетный железнодорожник».
За ее плечами целая эпоха – Великая Отечественная война, строительство новых линий, модернизация локомотивного и вагонного хозяйства, коренное техническое перевооружение стальных магистралей, распад СССР и реорганизация Казахской железной дороги. Но уже с первых минут знакомства с Тамарой Константиновной понимаешь, что возраст – лишь цифры в паспорте. Энергичная, излучающая оптимизм и жизнелюбие, с искрой юного задора в глазах и грациозными движениями, она легко даст фору многим молодым.
Судьба подготовила Тамаре Мицута немало испытаний. В раннем детстве она потеряла отца, который был призван на фронт в мае 1942 года, а уже в августе погиб под Ленинградом. Мама очень тяжело переживала утрату. Она осталась одна с тремя детьми. Старшей Тамаре на тот момент исполнилось всего 5 лет. На ее плечи легли заботы о сестрах и ведение хозяйства.
– Собрав волю в кулак, ради нашего образования и будущего мама перебралась в город. Сначала мы поселились в маленькой комнатке на квартире у местных жителей, потом горсобез выдал нам барак, – вспоминает Тамара Константиновна. – Несмотря на все трудности, мама старалась дать своим девочкам все самое лучшее. Она заказывала нам одежду в мастерской, получив зарплату, всегда хотела чем-то порадовать, особое внимание уделяла нашему обучению. В итоге все мы получили хорошее образование.
– Мама всю свою жизнь посвятила нам. После выхода на пенсию сидела с нашими детьми, чтобы мы спокойно работали. Мы всегда ощущали ее поддержку, – говорит Тамара Константиновна.
Закаленный с детства характер, обостренное чувство ответственности и тяга к знаниям позволили Тамаре Мицута добиться больших успехов в работе. На железную дорогу она попала совершенно случайно. Когда пришло время определяться с профессией, обошла с подружками несколько учебных заведений города, пока не остановила свой выбор на железнодорожном техникуме.
– Он располагался напротив нашего барака, и я выбрала его, скорее, из-за удобства. О стальной магистрали я абсолютно ничего не знала. Стала первым железнодорожником в семье. Потом по моим стопам пошла одна из сестер, – призналась Тамара Константиновна. Учеба по специальности «организация движения поездов» старательной девушке давалась легко. Сильный преподавательский состав не только делился со студентами знаниями, но и сумел зародить в них любовь к отрасли. На практику Тамара Мицута отправилась в Омск.
– Там я впервые увидела электрифицированную линию, автоматический перевод стрелок, все это так меня поразило и увлекло, что я с утра и до позднего вечера наблюдала за работниками станции. Порой они смеялись: «Сходила бы лучше в кино!», а мне перевозочный процесс казался интереснее кино, – вспоминает железнодорожница.
По окончании техникума в 1957 году устроилась на станцию Акмолинск (позже – Целиноград) списчицей вагонов. Вскоре старательную работницу заметили и перевели в техконтору. Сначала младшим техконторщиком, а потом – старшим. В 1962 году ее назначили дежурным по горке. Молодая железнодорожница отлично справлялась с расформированием составов с горки и пользовалась уважением коллег и руководства. С 1963-го по 1966-й Тамара Константиновна была дежурным по парку. А затем накопленный опыт и знания пригодились уже на должности дежурного по станции ЭЦ-2. Половина станции – на пульте дежурного.
– Через год меня назначили подменным станционным диспетчером. В сентябре я заступила на смену, и башмачники, стрелочники, бывшие у меня в подчинении, отнеслись к этому немного скептически: такая молодая девушка – и станционный диспетчер. Зато потом, когда наша смена по итогам месяца получила первое место и самую большую зарплату, они меня зауважали. С наступлением холодов я вернулась на ЭЦ-2. В своей работе Тамара Константиновна всегда руководствовалась инструкциями и правилами. – Я очень серьезно относилась к своим обязанностям и никогда не самовольничала, ничего не придумывала и не добавляла, – рассказывает она. – По итогам работы наша смена всегда попадала в число лучших.
В 1969 году ее назначили старшим помощником начальника станции, а еще через три года – узловым диспетчером отделения дороги. Начальник отделения однажды признался, что когда Тамара Мицута на дежурстве, он спит спокойно. В 1973 году железнодорожницу попросили помочь навести порядок в техконторе, назначив ее начальником. Она сразу предупредила, что потом вернется в движение. Так и сделала спустя три года. Однажды по пути на работу Тамара Мицута увидела свое фото на городской Доске почета – прямо на площади у железнодорожной станции.
– Я так смутилась, что с этого дня стала ходить на работу по другой дороге, – улыбается она. Природная скромность не позволяла ей по-настоящему гордиться собой. Ее отличали требовательность к себе и добродушное и равное отношение ко всем коллегам. Она уверена, что железная дорога сама подбирает себе кадры. Человек невнимательный, ленивый и безответственный здесь никогда не задержится, отрасль не прощает ошибок. – Я никогда не раздражалась, когда к нам приходили практиканты или молодые работники, всегда относилась к их неопытности с пониманием и терпеливо делилась знаниями, если видела, что человек по-настоящему заинтересован, ведь когда-то все мы были на их месте, – говорит Почетный железнодорожник.
В 1992 году с должности дежурного по станции Тамара Мицута вышла на заслуженный отдых. За добросовестное отношение к работе и участие в общественной жизни на протяжении 35 лет она получила 111 поощрений и наград, является победителем Социалистического соревнования 1976-1977 годов, удостоена медали «Ветеран труда» и знака ударной пятилетки (1980). В 1983 году отмечена высшей наградой отрасли – знаком «Почетный железнодорожник». Своего супруга Евгения Мицуту встретила тоже на железной дороге. В счастливом браке они воспитали двоих детей, которые, в свою очередь, подарили им троих внуков.
– У моего внука Кирилла родилась дочь, и он назвал ее в честь меня – Томочкой. Сегодня я окружена заботой своих близких, с благодарностью смотрю на прожитые годы и радуюсь каждому новому дню! – призналась железнодорожница.
Тамара Константиновна поздравила коллег с 90-летием родной станции и пожелала здоровья, благополучия и успехов в работе, отметив ценность вклада каждого железнодорожника в развитие стальной магистрали Казахстана.