Легенда вагонного депо Мадрасуль Гайфуллин

КТЖ в лицах
14.05.2020, 14:51
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Уральские железнодорожники с большой любовью и почтением относятся к ветеранам Великой Отечественной войны, а к старейшему вагоннику области, Почетному железнодорожнику Мадрасулю Гайфуллину особенно. Он является для них примером воинской доблести, самоотверженного служения своему делу и лучших человеческих качеств. В этом году Мадрасуль Гайфуллович отметил 95-летие со дня рождения, а также 70 лет совместной жизни с любимой Гульзиган.

Мадрасуль-ага родился под Казанью в 1925 году, в 16 лет переехал с семьей в Казахстан. С началом войны в тылу на тяжелых работах остались женщины и дети. Мадрасуль по окончании семилетки устроился слесарем в Шалкарское паровозное депо. На фронт смог уйти лишь в 1944 году и после обучения на минера в Харькове в составе сформированного маршрутного батальона 610 полка 32 инженерной бригады был отправлен на Забайкальский фронт.

– С самого начала, как прибыли на Дальний Восток, мы понимали, что война с Японией неизбежна, – делится воспоминаниями ветеран. – Вместе со всем советским народом мы ликовали, когда пришло известие о победе над фашистской Германией. А ровно через 3 месяца после победы антигитлеровской коалиции в Европе, 9 августа 1945 года, началась война с союзником Германии – Японией. План советского командования, охарактеризованный как «стратегические клещи», был прост по замыслу и грандиозен по масштабу. Планировалось окружение противника на территории площадью в полтора миллиона квадратных километров. Красная Армия начала вторжение одновременно на трех фронтах к востоку, западу и северу от Маньчжурии. Монгольскими войсками командовал маршал МНР Чойбалсан. – Замысел операции состоял в том, чтобы рассекающими ударами Забайкальского фронта со стороны Монголии и Первого Дальневосточного фронта из Приморья окружить и вынудить к капитуляции Квантунскую армию Японии. Бои начали с города Жалайнур, через пески пустыни Гоби с боем дошли до Хайлара. Хотя вооружение японцев на этом фронте было морально устаревшим, воевать с ними было тяжело – хорошо обученные, выносливые, эти «самураи» были беспощадны к врагу. Нас непрерывно обстреливали из минометов и огнеметов, а мы шли, теряя боевых товарищей, – вспоминает Мадрасуль-ага со слезами на глазах.

Войска Забайкальского фронта вместе с армией Чойбалсана прорвали укрепленные районы японцев, перешли горный хребет Большой Хинган и продвинулись на 950 километров. За прорыв Маньчжуро-Чжалайнурского и Ха лун-Аршанского укрепленных районов японцев, форсирование горного хребта Большой Хинган, овладение городов Маньчжурии Чан-Чун, Мукден, Цицикар, Жэхэ, Дайрен, Порт-Артур оставшимся в живых, в том числе рядовому Гайфуллину, была объявлена благодарность Верховного главнокомандующего Советского Союза Сталина. И хотя неохотно вспоминает ветеран военные походы, его награды говорят сами за себя: медаль «За победу над Японией», орден Отечественной войны I степени, 6 юбилейных медалей, медаль Маршала Советского союза Жукова.

Война для него закончилась в 1949 году. После демобилизации вернулся на станцию Шалкар, где устроился в вагонное депо поездным вагонным мастером. Здесь он встретил и свою половинку Гульзиган, труженицу тыла. Их знакомство было недолгим. Она привезла из Казани гостинцы от родственников Мадрасуля и как-то сразу пришлась по душе герою войны и его родителям. В январе 1950-го сыграли свадьбу, народили четверых деток.

В Уральск семья перебралась в 1964 году после закрытия Шалкарского вагонного депо. Мадрасуль-ага продолжил трудовую деятельность осмотрщиком-ремонтником вагонов в Уральском вагонном депо. Полвека он прослужил железной дороге. На трудовом фронте тоже полно наград: медаль «За доблестный труд», орден Трудового Красного Знамени, дважды ему присвоено звание «Лучший по профессии Казахской железной дороги».

Его имя вписано в «Книгу трудовой славы Уральской области», за добросовестный труд и достигнутые успехи в работе железнодорожного транспорта вручен знак «Почетный железнодорожник». Своими руками построили дом, поставили на ноги детей, все – отличные специалисты. Вырастили четырех внуков, 6 правнуков и правнучек, в мае ждут появления еще одного правнука.

После выхода на заслуженный отдых Мадрасульага обустроил дачный участок с инженерной смекалкой, укрепив берег шинами и пустыми пластиковыми бутылками, так что никакое половодье не страшно, соорудил мостки и загоны для водоплавающей птицы.

Ежегодно активисты молодежной организации железнодорожников помогают ветерану на даче. В этом году здоровье подводит, карантин из-за коронавируса не позволил выехать за город. Дочь Фаима – медик, живет сейчас с родителями, обеспечивая им уход. Помощь волонтеров в этот период особенно пригодилась. Молодое поколение уральских вагонников частенько навещает своего ветерана, помогает ему с радостью: – Мадрасуль-ага много отличных специалистов воспитал, ко всем относился по-отечески. Мы благодарны ему и за мирное небо, и за переданный опыт. На таких как он земля держится. 

Грузовые перевозки
02.05.2025
Почти 72 млн тонн угля доставлено железнодорожным транспортом в отопительном сезоне 2024–2025 годов
Новости
02.05.2025
Представители Минтранса проводят профориентационную работу
Пассажирские перевозки
30.04.2025
Более 120 пассажиров отправились в путешествие на туристическом поезде «Jibek Joly»
Новости
30.04.2025
Казахстан и Пакистан расширяют транспортное сотрудничество
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстанское зерно отправили по железной дороге в Марокко
Регионы
30.04.2025
Память фронтовиков-железнодорожников почтили в Караганде
Интервью
30.04.2025
Жером Бойе рассказал о миссии Alstom, новых депо и будущем железнодорожной отрасли Казахстана
Регионы
30.04.2025
Вокзалы реконструируют на 6 станциях в Костанайском регионе
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстан значительно нарастил поставки зерна в Иран и Азербайджан
Регионы
30.04.2025
Отчетно-выборная конференция профсоюзного комитета прошла в Алматинском отделении ГП
Регионы
30.04.2025
Стали известны подробности о системе видеоаналитики, испытанной КТЖ на переездах
Новости
29.04.2025
Заседание профсоюзного актива железнодорожного узла «Астана» посвятили Дню охраны труда
Регионы
29.04.2025
Павлодарские железнодорожники обсудили важность использования современных технологий в День охраны труда
Регионы
29.04.2025
Железнодорожники провели викторину ко Дню охраны труда в Усть-Каменогорске
Новости
29.04.2025
KTZ Express представил планы развития на форуме ESE ASIA 2025
Новости
29.04.2025
Повышение конкурентоспособности ТМТМ обсудили в Бишкеке
Новости / Архив
29.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №33 от 29 апреля 2025 года
Новости
28.04.2025
КТЖ и РЖД подвели итоги сотрудничества и наметили планы до 2027 года
Новости
28.04.2025
Итоги работы по предупреждению несчастных случаев на железной дороге подвели в Кокшетау
Новости
28.04.2025
Встреча с ветеранами-железнодорожниками прошла в Высшем колледже транспорта и коммуникаций