Легенда вагонного депо Мадрасуль Гайфуллин

КТЖ в лицах
14.05.2020, 14:51
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Уральские железнодорожники с большой любовью и почтением относятся к ветеранам Великой Отечественной войны, а к старейшему вагоннику области, Почетному железнодорожнику Мадрасулю Гайфуллину особенно. Он является для них примером воинской доблести, самоотверженного служения своему делу и лучших человеческих качеств. В этом году Мадрасуль Гайфуллович отметил 95-летие со дня рождения, а также 70 лет совместной жизни с любимой Гульзиган.

Мадрасуль-ага родился под Казанью в 1925 году, в 16 лет переехал с семьей в Казахстан. С началом войны в тылу на тяжелых работах остались женщины и дети. Мадрасуль по окончании семилетки устроился слесарем в Шалкарское паровозное депо. На фронт смог уйти лишь в 1944 году и после обучения на минера в Харькове в составе сформированного маршрутного батальона 610 полка 32 инженерной бригады был отправлен на Забайкальский фронт.

– С самого начала, как прибыли на Дальний Восток, мы понимали, что война с Японией неизбежна, – делится воспоминаниями ветеран. – Вместе со всем советским народом мы ликовали, когда пришло известие о победе над фашистской Германией. А ровно через 3 месяца после победы антигитлеровской коалиции в Европе, 9 августа 1945 года, началась война с союзником Германии – Японией. План советского командования, охарактеризованный как «стратегические клещи», был прост по замыслу и грандиозен по масштабу. Планировалось окружение противника на территории площадью в полтора миллиона квадратных километров. Красная Армия начала вторжение одновременно на трех фронтах к востоку, западу и северу от Маньчжурии. Монгольскими войсками командовал маршал МНР Чойбалсан. – Замысел операции состоял в том, чтобы рассекающими ударами Забайкальского фронта со стороны Монголии и Первого Дальневосточного фронта из Приморья окружить и вынудить к капитуляции Квантунскую армию Японии. Бои начали с города Жалайнур, через пески пустыни Гоби с боем дошли до Хайлара. Хотя вооружение японцев на этом фронте было морально устаревшим, воевать с ними было тяжело – хорошо обученные, выносливые, эти «самураи» были беспощадны к врагу. Нас непрерывно обстреливали из минометов и огнеметов, а мы шли, теряя боевых товарищей, – вспоминает Мадрасуль-ага со слезами на глазах.

Войска Забайкальского фронта вместе с армией Чойбалсана прорвали укрепленные районы японцев, перешли горный хребет Большой Хинган и продвинулись на 950 километров. За прорыв Маньчжуро-Чжалайнурского и Ха лун-Аршанского укрепленных районов японцев, форсирование горного хребта Большой Хинган, овладение городов Маньчжурии Чан-Чун, Мукден, Цицикар, Жэхэ, Дайрен, Порт-Артур оставшимся в живых, в том числе рядовому Гайфуллину, была объявлена благодарность Верховного главнокомандующего Советского Союза Сталина. И хотя неохотно вспоминает ветеран военные походы, его награды говорят сами за себя: медаль «За победу над Японией», орден Отечественной войны I степени, 6 юбилейных медалей, медаль Маршала Советского союза Жукова.

Война для него закончилась в 1949 году. После демобилизации вернулся на станцию Шалкар, где устроился в вагонное депо поездным вагонным мастером. Здесь он встретил и свою половинку Гульзиган, труженицу тыла. Их знакомство было недолгим. Она привезла из Казани гостинцы от родственников Мадрасуля и как-то сразу пришлась по душе герою войны и его родителям. В январе 1950-го сыграли свадьбу, народили четверых деток.

В Уральск семья перебралась в 1964 году после закрытия Шалкарского вагонного депо. Мадрасуль-ага продолжил трудовую деятельность осмотрщиком-ремонтником вагонов в Уральском вагонном депо. Полвека он прослужил железной дороге. На трудовом фронте тоже полно наград: медаль «За доблестный труд», орден Трудового Красного Знамени, дважды ему присвоено звание «Лучший по профессии Казахской железной дороги».

Его имя вписано в «Книгу трудовой славы Уральской области», за добросовестный труд и достигнутые успехи в работе железнодорожного транспорта вручен знак «Почетный железнодорожник». Своими руками построили дом, поставили на ноги детей, все – отличные специалисты. Вырастили четырех внуков, 6 правнуков и правнучек, в мае ждут появления еще одного правнука.

После выхода на заслуженный отдых Мадрасульага обустроил дачный участок с инженерной смекалкой, укрепив берег шинами и пустыми пластиковыми бутылками, так что никакое половодье не страшно, соорудил мостки и загоны для водоплавающей птицы.

Ежегодно активисты молодежной организации железнодорожников помогают ветерану на даче. В этом году здоровье подводит, карантин из-за коронавируса не позволил выехать за город. Дочь Фаима – медик, живет сейчас с родителями, обеспечивая им уход. Помощь волонтеров в этот период особенно пригодилась. Молодое поколение уральских вагонников частенько навещает своего ветерана, помогает ему с радостью: – Мадрасуль-ага много отличных специалистов воспитал, ко всем относился по-отечески. Мы благодарны ему и за мирное небо, и за переданный опыт. На таких как он земля держится. 

Новости
10.04.2025
КТЖ выявило хищение дизельного топлива в Карагандинской области
Новости
10.04.2025
Глава государства принял министра транспорта
Грузовые перевозки
10.04.2025
Более 67 млн тонн угля перевезено железнодорожным транспортом за отопительный сезон 2024–2025 годов
Новости
10.04.2025
Казахстан готов экспортировать в Иран до 2 млн тонн пшеницы в год
Регионы
10.04.2025
Более 2,2 млн тонн отгрузили в марте в Костанайском отделении ГП
Новости
09.04.2025
Всемирный день здоровья отметили в КТЖ
Регионы
09.04.2025
Противопожарную защиту усилили в пожароопасный период в Карагандинском отделении ГП
Новости
09.04.2025
Корпоративная программа развития «Профессионал пути» стартовала в КТЖ
Пассажирские перевозки
09.04.2025
Современные пассажирские вагоны начали производить на заводе «Stadler Қазақстан»
Регионы
09.04.2025
Пожарный поезд станции Тобол привлекли для тушения степного пожара
Новости
08.04.2025
Стали известны детали строительства обводной железнодорожной линии в обход узла станции Алматы
Новости
08.04.2025
ЕЭК и СНГ настраивают координацию в сфере логистики и инфраструктуры
Новости
08.04.2025
Руководство КТЖ ознакомилось с ходом строительства ключевых инфраструктурных объектов в Алматы
Грузовые перевозки
08.04.2025
Новую модель ремонта подвижного состава сформировали в АО «Қазтеміртранс»
Регионы
08.04.2025
Акмолинские железнодорожники подготовились к пропуску талых вод
Новости / Архив
08.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №26 от 08 апреля 2025 года
Регионы
07.04.2025
Совет ветеранов уральских железнодорожников подвел итоги 2024 года
КТЖ в лицах
07.04.2025
«Здесь случайных людей нет»: Поездной диспетчер Райхан Сейтенова - о своей работе
Новости
07.04.2025
Более 250 собраний о безопасном переходе через ж/д пути провели на станциях и в школах
Регионы
07.04.2025
Тактические учения по тушению тепловоза провели в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо