Стальной путь настоящего СЦБиста

КТЖ в лицах
12.06.2020, 13:26
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Кульжамбай Байкенов был единственным среди сверстников родного поселка, кто выбрал путь железнодорожника. Он родился и вырос на станции Кызыл-Тан. Здесь же прошел путь от монтера пути Алма-Атинской дистанции пути до начальника станции – электромеханика СЦБ станции Кызыл-Тан Алма-Атинской дистанции сигнализации и связи.

Родился наш герой в Жамбульском районе Алма-Атинской области в 1950 году. После окончания средней школы в 1967 году, не раздумывая, устроился монтером пути в Алма-Атинскую дистанцию пути.

С 1969 года работал в Алма-Атинской дистанции сигнализации и связи электромонтером СЦБ 3-го разряда – дежурным по станции Кызыл-Тан.

Окончил курсы повышения квалификации электромехаников СЦБ в АлмаАтинской дорожно-технической школе, после чего его перевели электромонтером СЦБ 5-го разряда.

Сначала было трудно, но способность адаптироваться в новых условиях помогли вчерашнему выпускнику быстро освоиться.

В те времена, прежде чем стать электромехаником СЦБ – начальником станции были необходимы знания двух профессий.

Их основа – обеспечение безопасности перевозочного процесса и сохранность перевозимых грузов. Кульжамбай успешно сдал экзамены на электромеханика СЦБ – начальника станции, кем и проработал до 1994 года. Успешно справляясь с должностными обязанностями, он занимался организацией перевозочного процесса в момент технологических окон и производил техническое обслуживание устройств, устранял неисправности устройств СЦБ в любое время суток, круглый год.

С 1994 года Кульжамбай Байкенов перевелся электромехаником СЦБ на станцию Отар, куда по семейным обстоятельствам переехал на постоянное место жительства и проработал три года до выхода на пенсию. Он принимал непосредственное участие в реализации программ по развитию и модернизации участка Отар – Алма-Ата, в том числе внедрению числовой кодовой автоблокировки, электрической централизации на малых станциях и блокпостах, диспетчерской централизации системы «Нева» в 1977 году.

Он освоил новые методы работы эксплуатации устройств СЦБ в период технического перевооружения Алма-Атинской дистанции сигнализации и связи, участвовал в пуске и наладке ЭЦ станции Отар на 84 стрелок. По воспоминаниям Кульжамбая Байкенова, в те времена в Краснознаменной Алма-Атинской дистанции сигнализации и связи работали высококвалифицированные специалисты.

Поэтому всю свою жизнь он не уставал учиться у коллег и сам с удовольствием делился своими знаниями. Воспитал не одно поколение железнодорожников, которые в последующем занимали различные должности на стальной магистрали.

Активное участие Кульжамбая Байкенова в строительстве и развитии устройств сигнализации, централизации и блокировки отмечено в книге «Развитие автоматики, телемеханики и связи на железной дороге Казахстана» Нигматжана Исингарина и Каната Суюндикова.

Кульжамбай Байкенов – один из представителей семейной династи, общий стаж которой составляет 105 лет. Его супруга Айткуль Байкенова отдала железной дороге 20 лет, трудилась электромонтером СЦБ – дежурным по станции Кызыл-Тан.

Супружеская пара железнодорожников вырастила 4 детей – дочь и троих сыновей. Все они пошли по стопам родителей. Дочь Гульзинат 8 лет проработала в вокзальном хозяйстве станции Алматы-1 диктором и инженером первой категории, товарным кассиром.

А на сегодняшний день трудится в сфере оказания услуг по перевозке грузов. Все трое сыновей также, как и отец, связали свою жизнь с профессией СЦБистов.

И также, как он, гордятся этим. В канун своего 70-летия ветеран железной дороги принимает поздравления не только от своей семьи, но и от коллег-железнодорожников из самых разных точек нашей страны. 

КТЖ в лицах
19.12.2025
Почетного железнодорожника Сергея Балашова проводили на пенсию
Новости
19.12.2025
Итоги инфраструктурных работ подвели в Акмолинском отделении магистральной сети
Регионы
19.12.2025
Железнодорожников наградили ко Дню Независимости в Усть-Каменогорске
Грузовые перевозки
19.12.2025
Перевозки зерна по железной дороге за 11 месяцев выросли на треть
Новости
19.12.2025
Около 47 тысяч кубометров снега убрали железнодорожники с начала снегоборьбы
Новости / Архив
19.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №106 от 19 декабря 2025 года
Новости
18.12.2025
Проектно-конструкторское бюро инфраструктуры открылось в КТЖ
Регионы
18.12.2025
Уральские железнодорожники отметили День Независимости в отраслевом музее
Регионы
18.12.2025
Круглый стол ко Дню Независимости прошел в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
18.12.2025
День Независимости отметили в Астанинском эксплуатационном депо
Регионы
18.12.2025
Строительство современного перрона на Сарыбеле выходит на финишную прямую
КТЖ в лицах
18.12.2025
Общественная работа и профессионализм: путь Кенеса Дюсекеева на железной дороге
Регионы
18.12.2025
На Кумистауской дистанции пути усилили очистку инфраструктуры от снега
Регионы
18.12.2025
Карагандинские железнодорожники разработали план работы в зимний период
Новости
18.12.2025
Интермодальные перевозки и цифровизацию обсудили на конференции в Актау
Новости
17.12.2025
Представители России, Армении, Монголии и Кыргызстана впервые приняли участие в форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 250 молодых специалистов приняли участие в XIV форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Молодёжь ҚТЖ научили действовать в условиях перемен
Новости
17.12.2025
Командное взаимодействие отработали участники форума молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 10 детей получили подарки на «Елке детских желаний»