История железной дороги в Центральном Казахстане

Светлана Могай

Собственный корреспондент по Карагандинской области

О зарождении железной дороги в Центральном Казахстане можно увидеть на пожелтевших страницах в архивных документах, а также услышать воспоминания от людей, причастных к этим событиям. По словам директора филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Карагандинское отделение ГП» Марлена Кокрекбаева, все важные исторические факты бережно хранятся в музее и периодически пополняются новыми атрибутами, представляющими большую ценность для сотрудников железной дороги, в том числе молодежи. Как стало известно, впервые решение о строительстве железнодорожной дороги в Карагандинской области было принято Советом Народных Комиссаров 5 августа 1920 года, а в 1920-1922 годах построена линия Петропавловск – Кокчетав. В декабре 1925 года, после XVI съезда Компартии, утвердившего план индустриализации страны, для освоения природных богатств Центрального Казахстана было начато строительство железнодорожной линии Курорт-Боровое – Караганда. В 1929 году строители сдали участок этой линии от станции Курорт-Боровое до Акмолинска, и 8 ноября 1929 года первый поезд прибыл на станцию Акмолинск (ныне Нур-Султан). В 1931 году принято постановление о создании в Карагандинском бассейне третьей угольной базы страны. Это решение сыграло значимую роль в дальнейшем строительстве железнодорожной магистрали. Оно потребовало от Наркомата путей сообщения в ударном порядке не позднее 1 ноября 1931 года закончить работы по укладке пути на участке Акмолинск – Караганда и довести пропускную способность участка до размеров, обеспечивающих вывозку добычи угля Карагандинского района в 1932 году. Задание партии было выполнено в срок, и 31 января 1931 года рельсовый путь общей протяженностью 233 километра был подведен в Караганде. Основной индустриализацией, конечно, была железная дорога. Она завершилась станцией Караганда-Угольная Омской железной дороги. Разъезду №55 Омской железной дороги, расположенному на 708-м километре от Петропавловска и имевшему всего три пути, предстояло стать крупнейшей сортировочной станцией на сети железных дорог. Со временем здесь же будет дислоцироваться центр Карагандинского отделения дороги, а пока поезда формируются на станции Нуринск, где имелось небольшое паровозное депо (на 20 паровозов серии Ов и Оа). Поезда водились весом до 800 тонн. Таким образом, пуск железнодорожной линии Акмолинск – Караганда способствовал быстрому наращиванию добычи угля. Уже в 1932 году было добыто 721,5 тысячи тонн (в 1930-м – 12,8 тыс. тонн).

Инфраструктура
04.07.2025
Комплекс мероприятий КТЖ обеспечил снижение числа инцидентов
Новости
04.07.2025
Менеджер Департамента инфраструктурного развития Тулеген Утегенов помог спасти жизнь коллеге
Новости
04.07.2025
ТОО «Теміржол жөндеу» капитально отремонтировало более 120 км путей
Новости / Архив
04.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №51 от 04 июля 2025 года
Новости
03.07.2025
Число инцидентов на железной дороге сократилось вдвое
Новости
03.07.2025
Глава государства обозначил ключевые задачи для министра транспорта
КТЖ в лицах
03.07.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Евгений Журавский отметил 90-летний юбилей
Новости
03.07.2025
Председателем правления КТЖ назначен Талгат Алдыбергенов
Регионы
03.07.2025
Более 103 км скотоизгороди возведено на железнодорожных участках Карагандинского региона
Пассажирские перевозки
03.07.2025
Более 1,2 млн пассажиров перевезено поездами КТЖ в июне
Новости
03.07.2025
XII совещание министров транспорта ШОС «Глобальный устойчивый транспорт» прошло в Тяньзыне
Новости
02.07.2025
Атырауский вагоностроительный завод планирует выпускать до 7 тыс. вагонов к 2026 году
Грузовые перевозки
02.07.2025
Рост экспортных перевозок зафиксирован в первом полугодии на сети КТЖ
Регионы
02.07.2025
Предприятия Оскеменского региона наградили по итогам весеннего осмотра
Новости
02.07.2025
Станция Достык готовится отметить 35-летний юбилей
Грузовые перевозки / Цифра недели
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау
Новости
01.07.2025
Сотрудники пожарной службы КТЖ прошли обучение
Новости
01.07.2025
Навигационные пломбы для отслеживания перевозок на железнодорожном транспорте начали устанавливать в Казахстане