История железной дороги в Центральном Казахстане

Светлана Могай

Собственный корреспондент по Карагандинской области

О зарождении железной дороги в Центральном Казахстане можно увидеть на пожелтевших страницах в архивных документах, а также услышать воспоминания от людей, причастных к этим событиям. По словам директора филиала ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Карагандинское отделение ГП» Марлена Кокрекбаева, все важные исторические факты бережно хранятся в музее и периодически пополняются новыми атрибутами, представляющими большую ценность для сотрудников железной дороги, в том числе молодежи. Как стало известно, впервые решение о строительстве железнодорожной дороги в Карагандинской области было принято Советом Народных Комиссаров 5 августа 1920 года, а в 1920-1922 годах построена линия Петропавловск – Кокчетав. В декабре 1925 года, после XVI съезда Компартии, утвердившего план индустриализации страны, для освоения природных богатств Центрального Казахстана было начато строительство железнодорожной линии Курорт-Боровое – Караганда. В 1929 году строители сдали участок этой линии от станции Курорт-Боровое до Акмолинска, и 8 ноября 1929 года первый поезд прибыл на станцию Акмолинск (ныне Нур-Султан). В 1931 году принято постановление о создании в Карагандинском бассейне третьей угольной базы страны. Это решение сыграло значимую роль в дальнейшем строительстве железнодорожной магистрали. Оно потребовало от Наркомата путей сообщения в ударном порядке не позднее 1 ноября 1931 года закончить работы по укладке пути на участке Акмолинск – Караганда и довести пропускную способность участка до размеров, обеспечивающих вывозку добычи угля Карагандинского района в 1932 году. Задание партии было выполнено в срок, и 31 января 1931 года рельсовый путь общей протяженностью 233 километра был подведен в Караганде. Основной индустриализацией, конечно, была железная дорога. Она завершилась станцией Караганда-Угольная Омской железной дороги. Разъезду №55 Омской железной дороги, расположенному на 708-м километре от Петропавловска и имевшему всего три пути, предстояло стать крупнейшей сортировочной станцией на сети железных дорог. Со временем здесь же будет дислоцироваться центр Карагандинского отделения дороги, а пока поезда формируются на станции Нуринск, где имелось небольшое паровозное депо (на 20 паровозов серии Ов и Оа). Поезда водились весом до 800 тонн. Таким образом, пуск железнодорожной линии Акмолинск – Караганда способствовал быстрому наращиванию добычи угля. Уже в 1932 году было добыто 721,5 тысячи тонн (в 1930-м – 12,8 тыс. тонн).

Новости
03.07.2024
Си Цзиньпин: «Поставлена новая цель – удвоить товарооборот в кратчайшие сроки»
В мире
03.07.2024
Китайский мост-тоннель установил 10 мировых рекордов
Новости
03.07.2024
Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин подписали ряд документов
Новости
03.07.2024
Главы Казахстана и Китая приняли участие в церемонии отправки железнодорожных контейнеров по ТМТМ
Регионы
03.07.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Западно-Казахстанскую область
Новости
03.07.2024
Токаев о Китае: «У нас есть все возможности для того, чтобы увеличить взаимный товарооборот»
Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ