История железной дороги суверенного Казахстана

Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Благодаря мудрой и взвешенной политике страны за 30 лет независимости Казахстан получил международное признание и успешно интегрировался в мировое сообщество. Наша страна стала магнитом для международного транзита. И во многом это стало возможным благодаря тому, что свое достойное развитие получила отечественная железнодорожная отрасль – важнейшая составная часть производственно-логистической и социальной инфраструктуры суверенного Казахстана. Свой весомый вклад в становление и укрепление суверенного государства внесла железная дорога, весь транспортный комплекс, обеспечивая основу для успешного развития экономики страны. Один из ветеранов железнодорожной отрасли Казахстана, Почетный железнодорожник, секретарь Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ» Куаныш Котырев поделился своими воспоминаниями о работе этих лет.

– С обретением республикой суверенитета в сложных условиях переходного периода железная дорога обеспечила главное – бесперебойность перевозок и доступный уровень цен на услуги. С первых дней независимости Елбасы Нурсултан Назарбаев уделял большое внимание деятельности и развитию железнодорожного транспорта. Благодаря этому в отрасли были осуществлены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть негативные последствия трансформации экономики и обеспечить выход отечественной продукции на международные рынки, – рассказывает он.

С распадом СССР и обретением бывшими советскими республиками независимости разрушились налаженные экономические и производственные связи. Казахстану, как и прочим новым государствам, пришлось срочно перестраиваться, переходить от плановой экономики к рыночной.

– Казахская железная дорога была одной из крупнейших в СССР, но у нас не было выхода к морю, и для переработки имеющегося сырья, угля, металлов, нефти, зерна требовалось развитие железной дороги. Когда произошло объединение трех железных дорог Казахстана в одну, это стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная модернизация инфраструктуры, проводилась большая работа – электрификация, прокладывались вторые пути и многое другое. Стройка шла очень быстрыми темпами, делались такие вещи, которые просто казались невозможными в столь короткие сроки. Эти годы – выдающееся время. Сегодня мы пожинаем плоды своего труда, – говорит Куаныш Идрисович.

За этот период работа проделана огромная. Для обеспечения внутренних коммуникаций между регионами, увеличения экспортного и транзитного потенциала Казахстана за годы независимости были построены новые железные дороги общей протяженностью более 2 500 километров – рекордный показатель на постсоветском пространстве. На сегодня по территории Казахстана проходят 11 международных транзитных коридоров – 5 железнодорожных и 6 автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелкового путь», ставший крупнейшим транзитным мостом между Востоком и Западом. Железнодорожное сообщение, построенное за годы независимости, позволило оптимизировать железнодорожную сеть, сократить расстояние и время перевозки грузов, тем самым транспортные расходы грузоотправителей и пассажиров существенно снизились. В целом дороги обеспечили не только внутренние коммуникации между регионами, но и увеличили экспортный и транзитный потенциал Казахстана, стали продолжением славных традиций Турксиба. Такими мегапроектами, которые в народе окрестили «Дорогами независимости», стали железнодорожные линии Аксу – Дегелен, Хромтау – Алтынсарин, Шар – Усть-Каменогорск, Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь и Боржакты – Ерсай. Это не просто инфраструктурные проекты. За ними стоят огромные капиталовложения государства в развитие экономики регионов, создание новых рабочих мест, обеспечение транспортной доступности для населения. На протяжении всей своей истории железнодорожная отрасль являлась флагманом национальной экономики. На заре становления независимости в непростых условиях переходного периода железнодорожный транспорт способствовал успешной адаптации промышленных предприятий и населения, поддерживая бесперебойность перевозок. На магистраль за эти годы было возложено много задач. Ведь Казахстан всегда имел и имеет огромный транзитный потенциал, и ключевым видом перевозок являются железные дороги. И сейчас железнодорожная отрасль Казахстана уверенно смотрит в будущее, став прочным инфраструктурным фундаментом для экономики страны. Почетный железнодорожник отмечает, что гордится трудом настоящих железнодорожников и считает, что было бы хорошо видеть побольше представителей этой мощной, экономикообразующей отрасли в Правительстве.

– И еще хотелось бы, чтобы больше железнодорожников были отмечены государственными наградами. Ведь это большая мотивация за такой тяжелый труд! – делится мыслями Куаныш Идрисович.
Новости
01.08.2025
Более 1400 железнодорожников награждены к профессиональному празднику
Новости
01.08.2025
Работников Дирекции по организации перевозочного процесса наградили за безупречный труд
Новости
01.08.2025
Почти 7100 железнодорожников отмечены наградами к профессиональному празднику в АО «Пассажирские перевозки»
Новости
01.08.2025
Торжественное мероприятие в честь Дня работников транспорта прошло в Министерстве транспорта
Новости
01.08.2025
Председатель ОО «КАЗПРОФТРАНС» поздравил сотрудников с Днем железнодорожника
КТЖ в лицах
01.08.2025
Билетные кассиры задержали грабителя в Караганде
Новости
01.08.2025
Около 200 работникам транспортной отрасли вручат госнаграды и почетные звания
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Здесь нельзя работать вполсилы»: история диспетчера с 30-летним стажем
Новости
01.08.2025
Президент Казахстана вручил госнаграды работникам транспорта
Новости
01.08.2025
Глава государства поздравил работников транспорта
Новости
01.08.2025
КТЖ заняло призовое место в конкурсе «HR-бренд 2025»
КТЖ в лицах
01.08.2025
Почётный железнодорожник Абай Джубаев: 35 лет на благо станции Орал
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Вагоны — это моё»: история приёмщика Ержана Тлембекова
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Мне нравится сам процесс»: осмотрщик Асылжан Ардабаев — о работе
КТЖ в лицах
01.08.2025
Более 826 лет на рельсах: история железнодорожной династии Капишевых
КТЖ в лицах
01.08.2025
Вся жизнь – железная дорога: история проводника Ирины Титовой
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Мне просто нравится моя работа»: история Сайёры Чинпулатовой
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Железная дорога – дело жизни»: история Анатолия Кобзева, рационализатора и спасателя участка в паводок
Новости
01.08.2025
ҚТЖ и Alstom открыли центр компетенции в Астане
Новости
01.08.2025
Калтаю Самбетову присвоено звание «Қазақстанның Еңбек Ері»