История железной дороги суверенного Казахстана

Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Благодаря мудрой и взвешенной политике страны за 30 лет независимости Казахстан получил международное признание и успешно интегрировался в мировое сообщество. Наша страна стала магнитом для международного транзита. И во многом это стало возможным благодаря тому, что свое достойное развитие получила отечественная железнодорожная отрасль – важнейшая составная часть производственно-логистической и социальной инфраструктуры суверенного Казахстана. Свой весомый вклад в становление и укрепление суверенного государства внесла железная дорога, весь транспортный комплекс, обеспечивая основу для успешного развития экономики страны. Один из ветеранов железнодорожной отрасли Казахстана, Почетный железнодорожник, секретарь Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ» Куаныш Котырев поделился своими воспоминаниями о работе этих лет.

– С обретением республикой суверенитета в сложных условиях переходного периода железная дорога обеспечила главное – бесперебойность перевозок и доступный уровень цен на услуги. С первых дней независимости Елбасы Нурсултан Назарбаев уделял большое внимание деятельности и развитию железнодорожного транспорта. Благодаря этому в отрасли были осуществлены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть негативные последствия трансформации экономики и обеспечить выход отечественной продукции на международные рынки, – рассказывает он.

С распадом СССР и обретением бывшими советскими республиками независимости разрушились налаженные экономические и производственные связи. Казахстану, как и прочим новым государствам, пришлось срочно перестраиваться, переходить от плановой экономики к рыночной.

– Казахская железная дорога была одной из крупнейших в СССР, но у нас не было выхода к морю, и для переработки имеющегося сырья, угля, металлов, нефти, зерна требовалось развитие железной дороги. Когда произошло объединение трех железных дорог Казахстана в одну, это стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная модернизация инфраструктуры, проводилась большая работа – электрификация, прокладывались вторые пути и многое другое. Стройка шла очень быстрыми темпами, делались такие вещи, которые просто казались невозможными в столь короткие сроки. Эти годы – выдающееся время. Сегодня мы пожинаем плоды своего труда, – говорит Куаныш Идрисович.

За этот период работа проделана огромная. Для обеспечения внутренних коммуникаций между регионами, увеличения экспортного и транзитного потенциала Казахстана за годы независимости были построены новые железные дороги общей протяженностью более 2 500 километров – рекордный показатель на постсоветском пространстве. На сегодня по территории Казахстана проходят 11 международных транзитных коридоров – 5 железнодорожных и 6 автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелкового путь», ставший крупнейшим транзитным мостом между Востоком и Западом. Железнодорожное сообщение, построенное за годы независимости, позволило оптимизировать железнодорожную сеть, сократить расстояние и время перевозки грузов, тем самым транспортные расходы грузоотправителей и пассажиров существенно снизились. В целом дороги обеспечили не только внутренние коммуникации между регионами, но и увеличили экспортный и транзитный потенциал Казахстана, стали продолжением славных традиций Турксиба. Такими мегапроектами, которые в народе окрестили «Дорогами независимости», стали железнодорожные линии Аксу – Дегелен, Хромтау – Алтынсарин, Шар – Усть-Каменогорск, Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь и Боржакты – Ерсай. Это не просто инфраструктурные проекты. За ними стоят огромные капиталовложения государства в развитие экономики регионов, создание новых рабочих мест, обеспечение транспортной доступности для населения. На протяжении всей своей истории железнодорожная отрасль являлась флагманом национальной экономики. На заре становления независимости в непростых условиях переходного периода железнодорожный транспорт способствовал успешной адаптации промышленных предприятий и населения, поддерживая бесперебойность перевозок. На магистраль за эти годы было возложено много задач. Ведь Казахстан всегда имел и имеет огромный транзитный потенциал, и ключевым видом перевозок являются железные дороги. И сейчас железнодорожная отрасль Казахстана уверенно смотрит в будущее, став прочным инфраструктурным фундаментом для экономики страны. Почетный железнодорожник отмечает, что гордится трудом настоящих железнодорожников и считает, что было бы хорошо видеть побольше представителей этой мощной, экономикообразующей отрасли в Правительстве.

– И еще хотелось бы, чтобы больше железнодорожников были отмечены государственными наградами. Ведь это большая мотивация за такой тяжелый труд! – делится мыслями Куаныш Идрисович.
Регионы
04.06.2025
Воспитанникам детской деревни и дома «Үміт» организовали экскурсию на станции Оскемен-1
Регионы
04.06.2025
Уральские железнодорожники отметили Международный день защиты детей
Регионы
04.06.2025
Праздник ко Дню защиты детей провели на станции Караганда-Сортировочная
Новости
03.06.2025
Экспорт растительных масел и кормов в Китай вырос в 10 раз за пять лет
Инфраструктура
03.06.2025
Обводная железная дорога разгрузит Алматинский узел на 40%
Новости
03.06.2025
Павлодарские железнодорожники провели благотворительную акцию в Доме ребёнка
Новости
03.06.2025
Первый контейнерный поезд примет новый контейнерный терминал Zhetysu
Пассажирские перевозки
03.06.2025
Пятимиллионного пассажира торжественно встретили на столичном вокзале
Новости
03.06.2025
Более 240 наездов на скот зафиксировано на железной дороге в Казахстане
Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей
Новости
02.06.2025
Участие ÖBB в развитии ТМТМ обсудили в Астане
Новости
02.06.2025
Казахстан представил транспортный потенциал на AIF-2025
Новости
02.06.2025
Минтранс РК и CMA CGM обсудили развитие перевозок по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Школьникам напомнили о правилах безопасности на железной дороге в Костанае
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Более 484 тысяч детей перевезено поездами КТЖ
Новости
01.06.2025
Водитель бросил авто на железнодорожных путях в Туркестанской области