Музей железнодорожников в Уральске: времен, связующая нить

Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Музей железнодорожников в Уральске был открыт в октябре 1994 года в честь 100-летия первой железной дороги в Казахстане. Да, официально годом основания железнодорожного транспорта Казахстана считается 1904-й, когда началось строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги, но все же первая железная дорога по территории современного Казахстана прошла в 1894 году от Покровской Слободы до Уральска.

Инициатором создания музея был начальник Уральского отделения дороги Омиртай Сахтанов, а возглавил его Почетный железнодорожник КазССР Михаил Надточий. Первоначально музей располагался в одной комнате в 24 квадратных метра. Более четверти века Михаил Тихонович бережно собирал экспонаты, возраст которых от 20 до 110 лет. Коллеги ему помогали изготавливать макеты и альбомы, оформлять и устанавливать стенды и витрины.

Из альбомов со старинными фотографиями и документами, стендов и настенных карт можно узнать историю железной дороги на Уральском участке с первых ее дней. Строительства железной дороги уральцы добивались с 1865 года, поднимая данный вопрос перед императором России с периодичностью в 2-3 года. Добиться разрешения удалось губернатору Уральской области генерал-лейтенанту Шипову, и в 1892 году началось строительство железной дороги Покровская Слобода (ныне г. Энгельс Саратовской области) – Уральск. Сначала было 6 станций: Семиглавый Мар, Шипово (ныне Таскала), Переметная, Деркул, Ростошская, Уральск, которые являются старейшими в Казахстане. Общая протяженность дороги, которая была продолжением линии Москва – Рязань – Саратов, составляла 396 километров, из них 120 километров по территории Уральской области. Дорога строилась на деньги частных инвесторов как альтернатива караванным перевозкам и связала Южный Урал с Волгой, позволив вырасти товарообороту в разы.

Движение было открыто 10 ноября 1894 года. Сначала дорога заканчивалась на правом берегу реки Чаган, сейчас здесь станция Уральск-Товарная, а товары и пассажиров перевозили паромом или возами по льду. Со строительством деревянного железнодорожного моста поезда стали ходить до тупиковой станции Уральск. Параллельно строился чугунный железнодорожный мост через реку Чаган. Мастер Котельников с двумя сыновьями строил его вручную в течение 10 лет, используя уникальную технологию строительства клепанных чугунных мостов. Таких мостов осталось в мире единицы, а поскольку он железнодорожный, то уникален вдвойне.

В 1935-м железная дорога была продлена до Соль-Илецка, построено 10 средних и 88 малых мостов через реку и овраги, 6 станций, 3 ажурные фермы по 110 метров и 4 по 88 метров вознеслись над рекой Урал, которые служат до сих пор. С постройкой моста через Волгу в 1935 году стал курсировать пассажирский поезд Москва – Уральск, с 1938-го открыто сквозное движение через Уральск поезда Москва ؘ – Алма-Ата, а Уральское
отделение стало лучшим на Рязано-Уральской железной дороге. Подтверждением этому также служат экспонаты музея – документы, распоряжения, телеграммы, газеты тех лет.

Город Уральск был ближним тылом Сталинградской битвы, а Западно-Казахстанская область – единственная в республике, подвергавшаяся бомбардировке, особенно доставалось железной дороге, высаживался вражеский десант, поскольку железная дорога была единственной транспортной артерией Сталинграда. Из Майкопа и Грозного было доставлено 500 цистерн с горючим. Их переправляли через Каспийское море, Урал и далее – по Казахской железной дороге в Сталинград. Коллективы паровозного депо и мастерские дистанции пути выпускали мины. Машинист паровозного депо Уральска Покусай вел поезд с танками к Сталинграду и был 15 раз атакован авиацией. Бригада погибла, сам он ранен, но довел поезд до пункта назначения. Об этом легендарном машинисте писала газета «Правда». В музее хранятся подлинные документы, письма и боевые награды железнодорожников.

В прошлом году негосударственная пожарная служба отметила 100-летие: пожарный поезд на станции Уральск образован 4 мая 1921 года Постановлением Совета труда и обороны РСФСР № 2/210, подписанным В.И. Лениным, и является одним из первых подразделений среди пожарных поездов в Казахстане. Свидетельство этого также хранится в музее. Уральский отряд НГПС 2 года назад открыл здесь свой памятный уголок.

В настоящее время музей занимает 100 квадратных метров, укомплектован 197 экспонатами, в их числе два действующих макета первых паровозов, электровоза, действующие прожекторный светофор, аппарат Морзе, первичные и вторичные часы, по которым паровозы давали сигналы, а горожане узнавали время, сигнальные приборы, станционный колокол. Своими силами были изготовлены макеты первого паровозовагонного депо, веерного депо 1913 года постройки, вагонного депо 1937 года постройки (здания находятся в эксплуатации и в настоящее время), макет электростанции 1936 года постройки, оригинал которой используется и сейчас в качестве запасной. Установлено около 30 стендов, посвященных истории каждого железнодорожного предприятия Уральского региона, 12 витрин с 300 фотографиями, орденами, предметами старины, используемыми железнодорожниками в работе.

Музей занимал второе место в республиканском смотре общественных и ведомственных музеев, был признан лучшим среди общественных музеев железнодорожных организаций Республики Казахстан, вошел в Атлас малых музеев Приуралья. За 27 лет с экспозицией музея ознакомилось более 40 тысяч человек.

Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве
Новости
19.11.2024
Акмолинские железнодорожники стали победителями республиканского IT-семинара
Новости
19.11.2024
Интеллектуальную игру провели в Акмолинском отделении ГП
Новости
19.11.2024
Вопросы развития транспортно-логистической отрасли обсудили в правительстве Казахстана
Новости
19.11.2024
Развитие транспортно-логистического комплекса в современных экономических условиях обсудили на круглом столе ЕЭК и КСТП
Новости
19.11.2024
Создание торгово-распределительного центра обсудили Казахстан и Узбекистан в порту Актау
Спорт
19.11.2024
Железнодорожник стал чемпионом Казахстана по пауэрлифтингу
Инфраструктура / Цифра недели
19.11.2024
Около 570 км железной дороги капитально отремонтировано в Казахстане
Новости / Архив
19.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №98 от 19 ноября 2024 года