История появления профсоюза железнодорожников

В текущем году общественному объединению «Казахстанский отраслевой профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» исполнилось 30 лет. Этот период для истории – всего лишь миг, но для профсоюза это время становления и роста, позволившее организации занять достойное место в умах и сердцах железнодорожников.

История появления профсоюза железнодорожников уходит своими корнями в 90-е годы. Назревшая в стране острая обстановка, усугублявшаяся кризисом в экономике и тяжелыми социальными условиями жизни людей, стимулировала процесс поиска новой профсоюзной концепции. Так, 26 марта 1992 года в Алматы в ходе заседания учредительного съезда было принято решение о создании общественного объединения «Профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей в Республике Казахстан» (профсоюз).

Оразгали АХМЕТБАЕВ,  председатель ОО «Казпрофтранс»

В состав единого профсоюза вошли профсоюзные организации Алматинской, Западной и Целинной железных дорог Казахской ССР. В их структуру входили первичные профсоюзные организации предприятий и организаций железных дорог данных регионов, а также строительных трестов «Желдорстрой» и «Казтрансстрой». 

В настоящее время структура ОО «Казпрофтранс» состоит из 13 филиалов, 17 локальных профсоюзов, 315 первичных организаций и четырех представителей Центрального совета по Атыраускому, Восточно-Казахстанскому, Мангистаускому и Семейскому регионам. 

На сегодня ОО «Казпрофтранс» является одним из самых крупных и активных отраслевых профсоюзов реального сектора страны, представляет права и интересы свыше 109 тысяч человек, из которых порядка 100 тысяч – это работники группы компаний АО «НК «ҚТЖ». 

Железнодорожная отрасль Казахстана всегда была социально ориентированной и надежной. В АО «НК «ҚТЖ» первостепенное значение придается вопросам охраны труда, производственной безопасности и благополучию работников. Ведь благоприятный климат в коллективах напрямую влияет на производительность труда и эффективность компании.

 Совместно с руководством компании профсоюз продолжает работать над повышением эффективности социально-трудовой политики. 

Так, в рамках социального партнерства, начиная с 1993 года профсоюзом подписано 17 трехсторонних отраслевых соглашений, более 100 коллективных договоров, в том числе и с предприятиями автомобильного, воздушного и водного транспорта. 

Профсоюзом на постоянной основе инициируется расширение льгот и гарантий работникам в целях улучшения их качества жизни, условий труда, обеспечения безопасности, социальной и правовой поддержки работников. 

Например, в целях недопущения массовых увольнений работников отрасли в рамках проводимых мероприятий по оптимизации штатной численности между АО «НК «ҚТЖ» и профсоюзом в 2019 году подписан меморандум, согласно которому компания за три месяца вперед ставит в известность профсоюз о предстоящих изменениях в структуре для принятия определенных решений. 

При участии профсоюза в АО «НК «ҚТЖ» принята программа мягкого высвобождения персонала, в которой предусмотрены пакеты для высвобождаемых работников: трудоустройство на другие должности с возможностью переобучения, выплата компенсации, ранний выход на пенсию (для определенной категории работников). 

По настоянию профсоюза производственными советами по безопасности и охране труда в компании за 2020-2021 годы проведено порядка 9 500 проверок рабочих мест. 

В результате совместной работы профсоюза и АО «НК «ҚТЖ» на улучшение санитарно-бытовых условий работников планируется направить свыше 31 миллиарда тенге до конца 2025 года. 

Благодаря совместным усилиям сохраняется и улучшается действующий социальный пакет работников компании. Он включает в себя различные виды льгот. В 2021 году расходы на социальную поддержку работников увеличились на 24,7% и составили 11,6 миллиарда тенге. В 2020 году этот показатель составлял 9,3 миллиарда. 

Следует отметить, что в Коллективном договоре на протяжении многих лет действует норма, которой нет аналогов в стране. Если работник стал инвалидом из-за трудового увечья или профессионального заболевания по вине работодателя, то компания при наличии медицинских показаний выделяет этому работнику денежные средства в размере до 1 800 МРП на приобретение автомобиля. 

Так, при содействии профсоюза 50 работникам с ограниченными возможностями выделены денежные средства на приобретение автотранспорта. 

Кроме того, осуществляются выездные проверки по соблюдению норм трудового законодательства и условий коллективных договоров, оказанию практической помощи и правовой защиты трудовых прав работников. Проводятся собрания и беседы с участием работников железнодорожной отрасли. 

Также на постоянной основе профсоюз инициирует в государственные органы предложения о снижении пенсионного возраста для работников, занятых на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями труда. 

С 1 июля 2022 года компанией проводится двухэтапный переход с исторически сложившихся «участковых» региональных коэффициентов в оплате труда на единые «областные» региональные коэффициенты. Значимое для всего производственного персонала решение принято, несмотря на ожидаемые убытки в текущем году и значительную финансовую нагрузку. Первый этап проведен с 1 июля текущего года, второй этап перехода завершится 15 октября 2022 года. 

Таким образом, из нескольких действующих «участковых» коэффициентов в одной области будет применяться наибольший из них единый «областной» региональный коэффициент. 

Большое внимание уделяется профсоюзом и обучению профактива. Программы обучения включают в себя курс лекций по всем направлениям профсоюзной работы, начиная с истории развития и мотивации профсоюзного членства и завершая детальным разбором актуальных вопросов и спорных ситуаций в сфере охраны и условий труда, страхования, правовой, организационной и социально-экономической работы, бухгалтерского учета. К примеру, в 2014 году профсоюз совместно с ҚТЖ провел форум на тему «Социально ориентированная политика компании – стабильность в коллективе и на производстве», собравший свыше 150 человек. Темы и вопросы, которые поднимали участники форума, касались стратегии развития компании, кадровой и социальной политики, природы социально-трудовых конфликтов, обеспечения качественной подготовки кадров для транспортно-логистического комплекса и многого другого. В партнерстве с международной конфедерацией профсоюзов железнодорожников (МКПЖ) в 2017 году проведен семинар-совещание «Современная финансовая политика профсоюзов». Участие в мероприятии приняли представители Казахстана, России, Беларуси, Украины и Кыргызстана. 

Надо отметить, что полученные знания не оседают мертвым грузом в памяти профактивистов, а работают во благо трудовых коллективов не только Казахстана, но и соседних государств. Как известно, в борьбе за права трудящихся в сложных социально-экономических условиях может победить только сильный профсоюз. Одним из главных инструментов его укрепления и развития является информационная работа. 

Ставка на медиапроекты стала ответом на вызовы времени. Для мотивации членства в профсоюзе необходимо постоянно быть на связи с трудовыми коллективами, знакомить их с тем, чем занимается профсоюзный актив, как отстаивает права и гарантии тружеников. И здесь важны все каналы информирования – от изготовления видеороликов до публикаций материалов на страницах республиканской газеты «Қазақстан теміржолшысы», от выпуска профсоюзной рекламы «Алға PRОбивной PRОфсоюз» и проведения информационных дней до использования социальных сетей. Так, молодежь Восточно-Казахстанского отделения ГП вышла с предложением в ЦС профсоюза об открытии видеостудии, посредством которой молодые железнодорожники запланировали создание цикла фильмов о профсоюзной работе. Их инициатива была поддержана, и к ней подключились молодые профсоюзные активисты из Атырау, Актобе, Семея. А в первичной организации профсоюза Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев прошел праздничный флешмоб, посвященный Дню профсоюзов Казахстана с чествованием ветеранов труда и поощрением активистов профсоюза. Подобные мероприятия прошли в Карагандинском, Жамбылском, Западном, Алматинском филиалах профсоюза, в локальных профсоюзах аэропорта Атырау и Актобе. Все эти и другие мероприятия освещались на страницах республиканской газеты «Қазақстан теміржолшысы», на официальных сайтах ФПРК, Казпрофтранса, в созданных целевых группах в социальных сетях и местных региональных СМИ. Одним из значимых направлений деятельности ОО «Казпрофтранс» является забота о детях работников отрасли. Ежегодно совместно с руководством АО «НК «ҚТЖ» мы организовываем отдых детей железнодорожников в возрасте от семи до 13 лет в лучших оздоровительных центрах Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Карагандинской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областей. Также профсоюз на постоянной основе проводит различные познавательные экскурсии, праздничные мероприятия. Во всех регионах проводится акция «Дорога в школу». Ежегодно в канун учебного года более 3 000 детей из многодетных семей железнодорожников получают в подарок школьные наборы. Все эти мероприятия – это не только агитация к работе профсоюза и информирование о нашей деятельности, это воспитание у железнодорожников и их детей чувства заботы, почтения и уважения к учебе и труду. В профсоюзе наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики считается и охрана здоровья работников. Пропаганда здорового образа жизни – это одно из приоритетных направлений деятельности профсоюза, в связи с чем ежегодно проводятся спартакиады, турниры по футболу, волейболу, баскетболу, хоккею, настольному теннису, бильярду. К примеру, три года подряд проводится турнир «Кубок железнодорожной фут- больной лиги» (Кубок ЖФЛ), главным условием которого является участие сборных команд, сформированных из работников одного предприятия. 

К 70-летию Великой Победы Казпрофтранс совместно с профсоюзами железнодорожников России и Беларуси поучаствовал в организации и проведении самого масштабного в истории стальной магистрали велопробега. От нашей страны в составе команды «Авангард – Казпрофжел» приняли участие 11 железнодорожников. В рамках велопробега они проехали порядка тысячи километров по Казахстану и России и финишировали на Мамаевом Кургане в Волгограде. 

Неотъемлемой частью работы профсоюза является взаимодействие с другими профсоюзами на внутриреспубликанском и международном уровнях. Его можно условно разделить на три направления: 

Первое – сотрудничество с отраслевыми профсоюзами, входящими в состав Федерации профсоюзов Республики Казахстан. Объединение участвует в разработке предложений к проектам законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и интересы членов профсоюза. 

Вторым важным направлением является членство и активное участие в деятельности Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников. В рамках данного сотрудничества налажена связь с профсоюзами работников транспорта Российской Федерации, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, Беларуси, Азербайджана, Молдовы, Армении, Таджикистана и профсоюзами Литвы, Эстонии и Латвии. 

Третье и не менее значимое направление – развитие международного сотрудничества с профсоюзами работников транспорта стран Европы, Азии и Америки. Казпрофтранс является членом организации глобального профсоюза – Международной федерации транспортников (ITF). Профсоюз через ФПРК, МКПЖ и МФТ проводит встречи и совместные семинары с профсоюзами работников транспорта Германии, Швеции, Финляндии, Китая и других стран. 

30-летний юбилей ОО «Казпрофтранс» отмечает конкретными достижениями. Мы продолжаем вести работу по всем самым важным для железнодорожников направлениям. Это охрана труда, развитие и сохранение кадрового потенциала, безопасность движения, юридическая поддержка, благотворительность, помощь ветеранам труда, организация детского отдыха, оздоровление работников и членов их семей. Немало сделано за минувшие 30 лет, еще больше пред- стоит сделать.  

Оразгали АХМЕТБАЕВ,  

председатель ОО «Казпрофтранс»

КТЖ в лицах
25.11.2022
Оразалы Жумадилов: пример для подражания
Регионы
25.11.2022
Железнодорожники станции Алтынколь проверили свои знания в ходе тренинга
КТЖ в лицах
25.11.2022
Владимир Алпеев – потомок железнодорожной династии
Жизнь станции
25.11.2022
Станция Аршалы: перспектива плюс потенциал
Регионы
25.11.2022
Названы основные нарушения в ходе проверки в Павлодарском регионе
Регионы
25.11.2022
Акмолинские железнодорожники обсудили изменения в трудовом законодательстве
Регионы
25.11.2022
Тобольская дистанция сигнализации и связи: здесь работают профессионалы
Новости
25.11.2022
В Алматы открыт Центр компетенции по развитию систем связи 5G
Архив
25.11.2022
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №92 от 25 ноября 2022 года
Новости
24.11.2022
Свыше 7 тысяч грузовых вагонов прошли ремонт
Грузовые перевозки
24.11.2022
Рост грузооборота демонстрирует Алматинское отделение грузовых перевозок
Новости
23.11.2022
Российский блогер сделал обзор на поездку из Алматы в Астану на поезде Тальго
Пассажирские перевозки
23.11.2022
Услуга «Бригадирский конверт» воспользовались свыше 150 тыс. человек
Новости
23.11.2022
Казахстан предложил странам ЦА и ЕС сформировать «Цифровой транспортный коридор»
Безопасность
22.11.2022
150 раз применили экстренное торможение машинисты поездов с начала года
Спорт
22.11.2022
Сборная команда железнодорожников «Локомотив»: чемпионы с многолетним стажем
Социум
22.11.2022
33 тонны угля получили костанайские пенсионеры благодаря профсоюзу
Спорт
22.11.2022
17-я спартакиада: разыграны медали в баскетболе. Кто лидирует?
Регионы
22.11.2022
Рационализаторские проекты для бережливого производства
Регионы
22.11.2022
Новаторская идея железнодорожника из Кумыстау улучшила производственный процесс