История появления профсоюза железнодорожников

В текущем году общественному объединению «Казахстанский отраслевой профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» исполнилось 30 лет. Этот период для истории – всего лишь миг, но для профсоюза это время становления и роста, позволившее организации занять достойное место в умах и сердцах железнодорожников.

История появления профсоюза железнодорожников уходит своими корнями в 90-е годы. Назревшая в стране острая обстановка, усугублявшаяся кризисом в экономике и тяжелыми социальными условиями жизни людей, стимулировала процесс поиска новой профсоюзной концепции. Так, 26 марта 1992 года в Алматы в ходе заседания учредительного съезда было принято решение о создании общественного объединения «Профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей в Республике Казахстан» (профсоюз).

Оразгали АХМЕТБАЕВ,  председатель ОО «Казпрофтранс»

В состав единого профсоюза вошли профсоюзные организации Алматинской, Западной и Целинной железных дорог Казахской ССР. В их структуру входили первичные профсоюзные организации предприятий и организаций железных дорог данных регионов, а также строительных трестов «Желдорстрой» и «Казтрансстрой». 

В настоящее время структура ОО «Казпрофтранс» состоит из 13 филиалов, 17 локальных профсоюзов, 315 первичных организаций и четырех представителей Центрального совета по Атыраускому, Восточно-Казахстанскому, Мангистаускому и Семейскому регионам. 

На сегодня ОО «Казпрофтранс» является одним из самых крупных и активных отраслевых профсоюзов реального сектора страны, представляет права и интересы свыше 109 тысяч человек, из которых порядка 100 тысяч – это работники группы компаний АО «НК «ҚТЖ». 

Железнодорожная отрасль Казахстана всегда была социально ориентированной и надежной. В АО «НК «ҚТЖ» первостепенное значение придается вопросам охраны труда, производственной безопасности и благополучию работников. Ведь благоприятный климат в коллективах напрямую влияет на производительность труда и эффективность компании.

 Совместно с руководством компании профсоюз продолжает работать над повышением эффективности социально-трудовой политики. 

Так, в рамках социального партнерства, начиная с 1993 года профсоюзом подписано 17 трехсторонних отраслевых соглашений, более 100 коллективных договоров, в том числе и с предприятиями автомобильного, воздушного и водного транспорта. 

Профсоюзом на постоянной основе инициируется расширение льгот и гарантий работникам в целях улучшения их качества жизни, условий труда, обеспечения безопасности, социальной и правовой поддержки работников. 

Например, в целях недопущения массовых увольнений работников отрасли в рамках проводимых мероприятий по оптимизации штатной численности между АО «НК «ҚТЖ» и профсоюзом в 2019 году подписан меморандум, согласно которому компания за три месяца вперед ставит в известность профсоюз о предстоящих изменениях в структуре для принятия определенных решений. 

При участии профсоюза в АО «НК «ҚТЖ» принята программа мягкого высвобождения персонала, в которой предусмотрены пакеты для высвобождаемых работников: трудоустройство на другие должности с возможностью переобучения, выплата компенсации, ранний выход на пенсию (для определенной категории работников). 

По настоянию профсоюза производственными советами по безопасности и охране труда в компании за 2020-2021 годы проведено порядка 9 500 проверок рабочих мест. 

В результате совместной работы профсоюза и АО «НК «ҚТЖ» на улучшение санитарно-бытовых условий работников планируется направить свыше 31 миллиарда тенге до конца 2025 года. 

Благодаря совместным усилиям сохраняется и улучшается действующий социальный пакет работников компании. Он включает в себя различные виды льгот. В 2021 году расходы на социальную поддержку работников увеличились на 24,7% и составили 11,6 миллиарда тенге. В 2020 году этот показатель составлял 9,3 миллиарда. 

Следует отметить, что в Коллективном договоре на протяжении многих лет действует норма, которой нет аналогов в стране. Если работник стал инвалидом из-за трудового увечья или профессионального заболевания по вине работодателя, то компания при наличии медицинских показаний выделяет этому работнику денежные средства в размере до 1 800 МРП на приобретение автомобиля. 

Так, при содействии профсоюза 50 работникам с ограниченными возможностями выделены денежные средства на приобретение автотранспорта. 

Кроме того, осуществляются выездные проверки по соблюдению норм трудового законодательства и условий коллективных договоров, оказанию практической помощи и правовой защиты трудовых прав работников. Проводятся собрания и беседы с участием работников железнодорожной отрасли. 

Также на постоянной основе профсоюз инициирует в государственные органы предложения о снижении пенсионного возраста для работников, занятых на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями труда. 

С 1 июля 2022 года компанией проводится двухэтапный переход с исторически сложившихся «участковых» региональных коэффициентов в оплате труда на единые «областные» региональные коэффициенты. Значимое для всего производственного персонала решение принято, несмотря на ожидаемые убытки в текущем году и значительную финансовую нагрузку. Первый этап проведен с 1 июля текущего года, второй этап перехода завершится 15 октября 2022 года. 

Таким образом, из нескольких действующих «участковых» коэффициентов в одной области будет применяться наибольший из них единый «областной» региональный коэффициент. 

Большое внимание уделяется профсоюзом и обучению профактива. Программы обучения включают в себя курс лекций по всем направлениям профсоюзной работы, начиная с истории развития и мотивации профсоюзного членства и завершая детальным разбором актуальных вопросов и спорных ситуаций в сфере охраны и условий труда, страхования, правовой, организационной и социально-экономической работы, бухгалтерского учета. К примеру, в 2014 году профсоюз совместно с ҚТЖ провел форум на тему «Социально ориентированная политика компании – стабильность в коллективе и на производстве», собравший свыше 150 человек. Темы и вопросы, которые поднимали участники форума, касались стратегии развития компании, кадровой и социальной политики, природы социально-трудовых конфликтов, обеспечения качественной подготовки кадров для транспортно-логистического комплекса и многого другого. В партнерстве с международной конфедерацией профсоюзов железнодорожников (МКПЖ) в 2017 году проведен семинар-совещание «Современная финансовая политика профсоюзов». Участие в мероприятии приняли представители Казахстана, России, Беларуси, Украины и Кыргызстана. 

Надо отметить, что полученные знания не оседают мертвым грузом в памяти профактивистов, а работают во благо трудовых коллективов не только Казахстана, но и соседних государств. Как известно, в борьбе за права трудящихся в сложных социально-экономических условиях может победить только сильный профсоюз. Одним из главных инструментов его укрепления и развития является информационная работа. 

Ставка на медиапроекты стала ответом на вызовы времени. Для мотивации членства в профсоюзе необходимо постоянно быть на связи с трудовыми коллективами, знакомить их с тем, чем занимается профсоюзный актив, как отстаивает права и гарантии тружеников. И здесь важны все каналы информирования – от изготовления видеороликов до публикаций материалов на страницах республиканской газеты «Қазақстан теміржолшысы», от выпуска профсоюзной рекламы «Алға PRОбивной PRОфсоюз» и проведения информационных дней до использования социальных сетей. Так, молодежь Восточно-Казахстанского отделения ГП вышла с предложением в ЦС профсоюза об открытии видеостудии, посредством которой молодые железнодорожники запланировали создание цикла фильмов о профсоюзной работе. Их инициатива была поддержана, и к ней подключились молодые профсоюзные активисты из Атырау, Актобе, Семея. А в первичной организации профсоюза Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев прошел праздничный флешмоб, посвященный Дню профсоюзов Казахстана с чествованием ветеранов труда и поощрением активистов профсоюза. Подобные мероприятия прошли в Карагандинском, Жамбылском, Западном, Алматинском филиалах профсоюза, в локальных профсоюзах аэропорта Атырау и Актобе. Все эти и другие мероприятия освещались на страницах республиканской газеты «Қазақстан теміржолшысы», на официальных сайтах ФПРК, Казпрофтранса, в созданных целевых группах в социальных сетях и местных региональных СМИ. Одним из значимых направлений деятельности ОО «Казпрофтранс» является забота о детях работников отрасли. Ежегодно совместно с руководством АО «НК «ҚТЖ» мы организовываем отдых детей железнодорожников в возрасте от семи до 13 лет в лучших оздоровительных центрах Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Карагандинской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областей. Также профсоюз на постоянной основе проводит различные познавательные экскурсии, праздничные мероприятия. Во всех регионах проводится акция «Дорога в школу». Ежегодно в канун учебного года более 3 000 детей из многодетных семей железнодорожников получают в подарок школьные наборы. Все эти мероприятия – это не только агитация к работе профсоюза и информирование о нашей деятельности, это воспитание у железнодорожников и их детей чувства заботы, почтения и уважения к учебе и труду. В профсоюзе наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики считается и охрана здоровья работников. Пропаганда здорового образа жизни – это одно из приоритетных направлений деятельности профсоюза, в связи с чем ежегодно проводятся спартакиады, турниры по футболу, волейболу, баскетболу, хоккею, настольному теннису, бильярду. К примеру, три года подряд проводится турнир «Кубок железнодорожной фут- больной лиги» (Кубок ЖФЛ), главным условием которого является участие сборных команд, сформированных из работников одного предприятия. 

К 70-летию Великой Победы Казпрофтранс совместно с профсоюзами железнодорожников России и Беларуси поучаствовал в организации и проведении самого масштабного в истории стальной магистрали велопробега. От нашей страны в составе команды «Авангард – Казпрофжел» приняли участие 11 железнодорожников. В рамках велопробега они проехали порядка тысячи километров по Казахстану и России и финишировали на Мамаевом Кургане в Волгограде. 

Неотъемлемой частью работы профсоюза является взаимодействие с другими профсоюзами на внутриреспубликанском и международном уровнях. Его можно условно разделить на три направления: 

Первое – сотрудничество с отраслевыми профсоюзами, входящими в состав Федерации профсоюзов Республики Казахстан. Объединение участвует в разработке предложений к проектам законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и интересы членов профсоюза. 

Вторым важным направлением является членство и активное участие в деятельности Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников. В рамках данного сотрудничества налажена связь с профсоюзами работников транспорта Российской Федерации, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, Беларуси, Азербайджана, Молдовы, Армении, Таджикистана и профсоюзами Литвы, Эстонии и Латвии. 

Третье и не менее значимое направление – развитие международного сотрудничества с профсоюзами работников транспорта стран Европы, Азии и Америки. Казпрофтранс является членом организации глобального профсоюза – Международной федерации транспортников (ITF). Профсоюз через ФПРК, МКПЖ и МФТ проводит встречи и совместные семинары с профсоюзами работников транспорта Германии, Швеции, Финляндии, Китая и других стран. 

30-летний юбилей ОО «Казпрофтранс» отмечает конкретными достижениями. Мы продолжаем вести работу по всем самым важным для железнодорожников направлениям. Это охрана труда, развитие и сохранение кадрового потенциала, безопасность движения, юридическая поддержка, благотворительность, помощь ветеранам труда, организация детского отдыха, оздоровление работников и членов их семей. Немало сделано за минувшие 30 лет, еще больше пред- стоит сделать.  

Оразгали АХМЕТБАЕВ,  

председатель ОО «Казпрофтранс»

Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве
Новости
19.11.2024
Акмолинские железнодорожники стали победителями республиканского IT-семинара
Новости
19.11.2024
Интеллектуальную игру провели в Акмолинском отделении ГП
Новости
19.11.2024
Вопросы развития транспортно-логистической отрасли обсудили в правительстве Казахстана
Новости
19.11.2024
Развитие транспортно-логистического комплекса в современных экономических условиях обсудили на круглом столе ЕЭК и КСТП
Новости
19.11.2024
Создание торгово-распределительного центра обсудили Казахстан и Узбекистан в порту Актау
Спорт
19.11.2024
Железнодорожник стал чемпионом Казахстана по пауэрлифтингу
Инфраструктура / Цифра недели
19.11.2024
Около 570 км железной дороги капитально отремонтировано в Казахстане
Новости / Архив
19.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №98 от 19 ноября 2024 года
КТЖ в лицах
18.11.2024
На пенсию проводили специалиста департамента вагонного хозяйства Елену Чернай