120 лет развития: стальная магистраль Казахстана сделала гигантский качественный рывок вперед

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Железная дорога Казахстана отметит в 2024 году свой 120-летний юбилей. С момента, когда по территории нашей республики прошел первый поезд, стальная магистраль сделала гигантский качественный рывок вперед и сегодня играет ключевую роль в экономическом развитии страны.

Годом основания железных дорог в Казахстане принято считать 1904-й, когда было запущено движение по первой трансказахстанской магистрали широкой колеи от Оренбурга до станции Кубек (Казалинск) на границе с Узбекистаном. 

Однако первые поезда по территории нашей страны проследовали на 10 лет раньше. В октябре 1894 года в эксплуатацию приняли 130-километровый участок узкоколейки между Уральском и Покровской Слободой, входящий в состав Рязано-Уральской железной дороги. По ней перевозили древесину и зерно из России, шерсть и шкуры – в обратном направлении. 

Тогда же было открыто первое локомотивное депо в Уральске. Спустя четыре года по казахстанской степи пролегли 77 км узкоколейки Урбах – Астрахань. 

Большое значение для развития Северного Казахстана имело строительство в 1891-1896 годах Транссибирской магистрали и ее 190- километрового «казахстанского» участка. 

Мануфактурный бум того времени и потребность в дешевом хлопке простимулировали строительство новой магистрали, соединившей центральную часть России с Центральной Азией – Казахстаном и Узбекистаном. Полностью строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги завершилось в 1906 году, когда был достроен участок от Ташкента до Кубека (Казалинск). 

По западу Казахстана протянулся участок с шириной колеи 1542 мм и длиной свыше 1 500 км, буквально вдохнувший жизнь в регион. Вдоль пути появились новые станции и разъезды, сопутствующая инфраструктура открыла новые рабочие места.

Дальнейшего развития железных дорог в Казахстане требовал рост текстильной промышленности и населения в Семиречье. С 1907 по 1912 год в регион прибыло 14 311 семей переселенцев. В 1914-1917 годах сооружена часть будущего Турксиба: Семиреченская дорога Арысь – Пишпек (Бишкек). 

«В несколько раз выросло население Чимкента, Аулие-Аты и других городов, поднялся уровень культуры в обширном прилегающем районе», – описывал в своих лекциях тот период ветеран отрасли, Почетный железнодорожник Бейсен Шормаков.

В 1915 году по Казахстану пролегли 166 км магистрали Челябинск – Троицк – Кустанай. В 1917-м году – 122 км построенной Алтайской железной дороги (Новосибирск – Семипалатинск). Кроме того, функционировала 117-километровая узкоколейка Экибастуз – Ермак. 

Первой железной дорогой советского периода стал построенный в 1920-1922 годах участок Петропавловск – Кокчетав, который затем был продолжен через станцию Курорт-Боровое и Акмолинск до Караганды. Общая длина дороги превысила 700 км. В 1924 году возведена железнодорожная линия Кулунда – Павлодар. В 1926-м – узкоколейная дорога Гурьев – Доссор. 

Важная веха истории

Эпохальным событием в истории железнодорожного транспорта Казахстана стала сдача в эксплуатацию легендарной Туркестано-Сибирской магистрали. До этого момента существовавшие в нашей республике дороги проходили в основном по ее западным и северным окраинам и не проникали в глубинные районы, где планировалось возведение крупных промышленных объектов. 

Столь грандиозные планы требовали развития железнодорожного сообщения, при этом были и другие не менее важные причины для строительства Турксиба. Снабжая Россию хлопком, Средняя Азия, и в частности южные районы Казахстана, испытывали недостаток хлеба. Основные поставки незаменимого продукта в регион велись из Северного Кавказа и Украины, что существенно увеличивало его стоимость. 

Поставлять хлеб можно было бы и с более близкого расстояния – Западной Сибири, но на чем? Алтайская железная дорога доходила лишь до Семипалатинска, а Семиреченская – до Пишпека. Между ними – разрыв в 1 500 км. К слову, не менее важны были для республик Средней Азии и поставки сибирского леса.

Сооружение Туркестано-Сибирской магистрали началось весной 1927 года на станции Луговая. Протяженность магистрали по Казахстану до станции Семипалатинск – 1 444 км. 

Уже через три года – 25 апреля 1930-го – рельсы юга сомкнулись с рельсами севера. 28 апреля в районе станции Айна-Булак состоялось торжественное празднование открытия пути для сквозного движения по Турксибу. 

Тогда же на всю страну прозвучало имя первого инженера-путейца – казаха Мухамеджана Тынышпаева, участвовавшего в строительстве и смычке Турксиба. Позже, в 2000 году имя Мухамеджана Тынышпаева присвоят профильному вузу Казахстана.

Турксиб способствовал освоению многих пустынных земель Казахстана и  активизации его экономического развития. 

Все для фронта 

В 1936-1939 годах был проложен участок Уральск – Илецк с выходом на Саратов. В 1936-1944 годах – магистраль Гурьев (Атырау) – Кандагач – Орск, связавшая нефтепромыслы Эмбы с Уралом. 

В годы Великой Отечественной войны эта дорога сполна доказала свою стратегическую важность, не менее большое значение имела возведенная в 1939-1943 годах линия Акмолинск – Карталы, которая обеспечила эффективную доставку угля Караганды на Южный Урал. В военное время она стала артерией снабжения фронта боеприпасами и продовольствием.

На железных дорогах Казахстана создавались производственные базы по ремонту подвижного состава и путевого хозяйства. Отрасль бесперебойно обеспечивала всем необходимым армию и эвакуированные предприятия, поезда перевозили войска, военные и оборонные грузы.

В послевоенные годы в связи с освоением целинных земель интенсивное строительство железных дорог продолжилось. Так, к 1950 году был возведен участок Моинты – Шу (440 км), благодаря чему Транссибирская магистраль соединилась с Турксибом и образовалась трансказахстанская железнодорожная магистраль Петропавловск – Кокчетав – Акмолинск – Караганда – Шу. А к 1953 году сооружена линия Акмолинск – Павлодар (546 км), способствовавшая развитию Экибастузского угольного бассейна и прилегающих регионов. 

Казахская железная дорога

До 1958 года Казахстан обслуживался шестью дорогами, имея только два управления – Турксибские и Карагандинские железные дороги, остальные находились за пределами Казахстана. 

1 июля 1958 года образована самая крупная в СССР Казахская железная дорога протяженностью свыше 11 тысяч км. Она состояла из 15 отделений и соединяла Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией. В том же году по железным дорогам нашей страны начали ездить первые тепловозы. 

В 1960-х годах проложены участки Макат – Мангышлак и Мангышлак – Узень общей длиной почти 900 километров. В 1964-м впервые электрифицирован участок Целиноград (Астана) – Караганда. С этого события начинается работа по электрификации железных дорог. 

В 1980-х годах общая протяженность электрифицированных линий в Казахстане приблизилась к четырем тысячам километров, началось активное внедрение автоматики и информационно-вычислительных систем. 

В апреле 1977 года на базе Казахской железной дороги были образованы три дороги: Целинная, Алма-Атинская и Западно-Казахстанская. Все это время продолжалось строительство и реконструкция десятков новых вокзалов, вводились в эксплуатацию новые типы тепловозов, электровозов, путевой техники, систем сигнализации и связи, развивалось тяжеловесное движение. 

20 февраля 1986 года впервые в мире по Целинной железной дороге проведен состав в 440 вагонов общим весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.

После потепления в отношениях с Китаем в 1988 году возобновилось начатое в 1956-1960-м строительство магистралей, призванных соединить дороги двух стран. В сентябре 1990 года произведена стыковка железных дорог на пограничном переходе между казахстанской станцией Дружба (Достык) и китайской Алашанькоу. Через год по нему было открыто движение грузовых составов – заработал Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали. Началось развитие перегрузочных мощностей.

Годы независимости

С распадом СССР и обретением независимости в Казахстане проведены глубокие институциональные реформы, позволившие успешно преодолеть кризисное время начала 90-х. 

31 января 1997 года на базе трех дорог образовалось РГП «КТЖ», которое в марте 2002 года было преобразовано в ЗАО НК «КТЖ», в затем – АО «НК «ҚТЖ». Это событие стало катализатором больших изменений в экономике страны. Велась активная работа по модернизации инфраструктуры, электрификации, возведению новых линий и укладке вторых путей. 

В 1998 году были созданы заводы: на станции Чу – по капитальному ремонту тепловозов, в Атбасаре – электровозов, в Алматы – путевой техники. 

Первой железной дорогой, построенной в независимом Казахстане, стала Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра (2001 год). Через три года в эксплуатацию введена линия Хромтау – Алтынсарин (402 км).  В 2008 году – 151 километр  железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. 

С 2009 до 2015 год в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию построены железнодорожные линии Узень – Государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь. Таким образом, появились новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг, обеспечен прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива,  В 2014-м порт Курык с магистральной железнодорожной сетью соединила новая линия Боржакты – Ерсай. 

Кроме того, в 2015 году был дан старт проекту по строительству более 110 км главных путей и сопутствующей инфраструктуры в рамках строительства вторых путей дороги Шу – Алматы-1.

В целом за годы независимости построено более 2 500 км новых дорог. В течение ближайших трех лет планируется проложить еще 1 300 км, открыть третий железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем и построить новые сухие порты «Бахты» и «Калжат». 

Железнодорожный транспорт за эти годы прошел большой путь масштабных преобразований – налажено собственное производство локомотивов, рельсов и комплектующих для предприятий отрасли. 

ҚТЖ трансформируется в крупный транспортно-логистический хаб. Развиваются порты Актау и Курык, на границе с Китаем сформирована СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», совместно с китайскими партнерами Ляньюньган создан логистический терминал в порту Ляньюньган. 

Казахстан успешно интегрировался в мировое сообщество и получил международное признание. Сегодня через Казахстан проходит 11 международных транзитных коридоров: пять железнодорожных и шесть автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелкового путь», коридоры ТМТМ, Север – Юг. Растут объемы перевозок. 

По итогам этого года ҚТЖ может поставить новый рекорд в истории независимого Казахстана по грузообороту – порядка 260 млн тонно-километров.

Спустя 120 лет интенсивного поступательного развития железнодорожная отрасль продолжает вносить свой весомый вклад в становление и укрепление экономики суверенного Казахстана.

Спорт
17.02.2025
Профком организовал для сотрудников Илецкого филиала ГП выезд в ледовый дворец
Новости
17.02.2025
HR-специалисты прошли обучение в ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки»
Регионы
17.02.2025
Снижение количества замечаний отметили в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
17.02.2025
Павлодарские железнодорожники начали готовиться к паводковому сезону
Пассажирские перевозки
17.02.2025
Пассажиры КТЖ смогут отслеживать движение поездов онлайн
Новости
15.02.2025
Главного менеджера противопожарной службы Многофункционального центра обслуживания Дармена Есенбаева проводили на пенсию
Новости
14.02.2025
Работу по улучшению условий труда железнодорожников обсудили на круглом столе в Актау
Регионы
14.02.2025
Более 1200 фитинговых платформ погрузили в январе в Костанайском отделении ГП
Регионы
14.02.2025
Пешеходный путепровод построили на станции Караганозек
Новости
14.02.2025
План работы на 2025 год утвердил Общественный совет Министерства транспорта
Новости
14.02.2025
Объем перевозок из Китая в Европу в 2024 году достиг 412 тысяч ДФЭ
Новости
14.02.2025
Расширение сотрудничества Казахстана и Китая в сфере транспорта и логистики обсудили на бизнес-форуме в Алматы
Новости / Архив
14.02.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №11 от 14 февраля 2025 года
КТЖ в лицах
13.02.2025
Железная дорога – это символ стабильности и перспектив: Помощник машиниста рассказал о своей работе
Новости
13.02.2025
Глава государства посетил фестиваль «Город рабочих профессий»
Регионы
13.02.2025
Сотрудники ЛОП и железнодорожники провели профилактическую беседу со школьниками в поселке Желаево
Новости
13.02.2025
Столичные школьники посетили центральный музей КТЖ
Регионы
13.02.2025
Оперативно-профилактическое мероприятие «Безопасность на транспорте» прошло в ВКО
Новости
13.02.2025
Выездные группы начали проводить обучение в структурных подразделениях Дирекции магистральной сети
Новости
13.02.2025
Внеплановые пожарно-тактические учения прошли на станциях Туркестан, Өскемен и Семей