Названы важные события и интересные факты о стальной магистрали

Фото ТАСС и rail-news.kz

В 2024 году железная дорога Казахстана отмечает 120-летний юбилей. Мы собрали важные события и интересные факты о стальной магистрали,  передает Rail-news.kz.

  • Годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане считается 1904 год, когда началось строительство Оренбург- Ташкентской железной дороги, которая соединила Россию со Средней Азией и проходила по территории Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР. Первая стальная магистраль способствовала развитию торговли, промышленности, социальной сферы региона.  Однако первая железная дорога на территории Казахстана была открыта для движения поездов раньше - в ноябре 1894 года. Она соединила Покровскую Слободу (ныне Энгельс) с Уральском и стала продолжением линии Москва — Рязань — Саратов.
  • Вокзал станции Шипово (ныне Таскала Западно-Казахстанская области) считается одним из старейших на сети КТЖ.  Здание построено в 1897 году.
  • Первая в Казахстане женщина-машинист Злиха Темиршиева управляла паровозом на участке Уральск-Илецк.
  • Строительство Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиб) стало одной из важных строек первой пятилетки СССР. Железная дорога соединила Сибирь и Центральную Азию. Магистраль была построена в 1927—1930 годах и способствовала значительному росту экономики и культуры республик региона.
  • В этом году исполнится 145 лет со дня рождения первого казахского инженера-железнодорожника, общественного деятеля, премьера-министра Туркестанской автономии, члена партии «Алаш Орды» Мухамеджана Тынышпаева.
  • Первая железная дорога советского периода - участок Петропавловск – Кокчетав, построенный в 1920–1922 годах. Затем путь был продолжен через станцию Курорт-Боровое и Акмолинск (Астана) до Караганды.
  • 1 июля 1958 года образована самая крупная в СССР Казахская железная дорога протяженностью свыше 11 тысяч километров. Она состояла из 15 отделений и соединяла Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией. В том же году по железной дороге начали курсировать первые тепловозы.
  • Первой железной дорогой, построенной в независимом Казахстане, стал участок Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра. В 2004 году в эксплуатацию введена линия Хромтау – Алтынсарин (402 километра).  В 2008 году – 151 километр железной дороги Шар – Усть-Каменогорск. С 2009 до 2015 год построены железнодорожные линии Узень – Государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь. Появились новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг, обеспечен прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива.  В 2014-м порт Курык с магистральной железнодорожной сетью соединила новая линия Боржакты – Ерсай.
  • В целом за годы независимости построено более 2 500 километров новых дорог.
  • В 2004 году по маршруту Мангистау — Кульсары установлен мировой рекорд по перевозке негабаритного груза - оборудования для постройки нового завода компании ТенгизШевройл.  Размер тяжеловеса с четырехэтажного дома, вес - 506 тонн. Груз двигался в течение трех суток с минимальной скоростью — 10 километров в час. За короткий срок был проложен новый путь на станции Сай-Утес с укладкой трех стрелочных переводов.
  • Первый международный контейнерный поезд отправлен 19 марта 2011 года в Европу через пограничный переход Алашанькоу - Достык со станции Чунцин (КНР). В 36 сорокафутовых крупнотоннажных контейнерах везли дорогостоящий товар: продукцию транснациональных IT- компаний. Поезд пересек государственные границы Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши и Германии. Расстояние более 11 тысяч километров он преодолел за 16 суток.
  • В 2021 году впервые транзитные перевозки в контейнерах превысили один миллион ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в год.
  • С 2022 года на казахстанской железной дороге начался новый период больших строек. Было начато строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты, железнодорожных линий в обход Алматы, Дарбаза – Мактаарал и Бахты-Аягоз с открытием третьего пограничного перехода с КНР.
  • Через Казахстан проходит пять международных железнодорожных транзитных коридоров. Интенсивно развивается коридоры: Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), Север – Юг, Китай -Европа -Китай.
Новости
29.04.2024
Работники станции Сороковая сразились в конкурсе-викторине по вопросам охраны труда
Регионы
29.04.2024
Железнодорожников наградили за соблюдение безопасности и охрану труда в Павлодаре
Новости
29.04.2024
Всемирный день охраны труда отметили на железной дороге в Казахстане
Регионы
29.04.2024
День охраны труда отметили железнодорожники в Караганде
Новости
29.04.2024
Профсоюзный актив железнодорожного узла «Астана» обсудил с коллегами из России и Беларуси вопросы охраны труда
Пассажирские перевозки
29.04.2024
Пассажирский поезд запустят из Сианя в Алматы
Новости
26.04.2024
Для столичных студентов организовали экскурсии на объекты КТЖ
Грузовые перевозки
26.04.2024
Казахстан, Россия и Китай создают новый транспортный хаб
Регионы
26.04.2024
Железнодорожники провели профилактические беседы со старшеклассниками в ЗКО
Новости
26.04.2024
Разъяснительную беседу с женами машинистов провели в Кокшетау
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам