Портрет одного из строителей Турксиба

Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Без прошлого нет настоящего, не будет и будущего – светлого, прекрасного, о котором так мечтали первопроходцы, прокладывая стальную магистраль через горы и пески Казахстана. Полураздетые, в чунях и лаптях, они в мороз, пургу, жару и слякоть выравнивали перевалы, взрывали камни, раскалывали горы.

Откуда у людей была такая смелость, сноровка, устремленность и порыв? Сегодня нам на помощь приходят письма, газетные статьи и очерки того времени. Вот каким описывается портрет одного из строителей Турксиба Жумагула Балгаева.

Он выделялся крепким телосложением, силой и хваткой, ловко орудовал лопатой. Его черные глаза блестели, бронзовое тело играло мускулами. Пять лет Жумагул батрачил, тянул байское ярмо. Узнав о строительстве дороги, Жумагул первым пришел на Турксиб. На строительстве стал костыльщиком. Вскоре его направили в Алма-Ату на курсы старших рабочих.

Обучались там 52 человека, из них 42 казаха и один дунганин. На курсах Жумагул выучил русский язык и стал руководить на стройке группой землекопов. И когда на митинге, посвященном открытию дороги, выступили руководители, Жумагул тоже попросил слово.

«Я рабочий человек, Турксиб открыл мне глаза, теперь я твердо знаю, дорога навсегда похоронит нищету и принесет достаток. Надо только смело взяться за лопату, топор, чтобы стать кузнецом своего счастья!» – сказал он.  

Предстояло продолжить работу через пустыню Муюнкум. А она оказалась крепким орешком. Летом – нестерпимый зной, безводье. Ураганные ветра выдували насыпь, одни шпалы оставались висеть. И снова путейцы возили землю, колеса повозок вязли в песке, а кони выбивались из сил.

Порой казалось, что не одолеть Муюнкум. На совет сошлись бывшие кочевники. И родилась идея – плести толстые канаты из камыша, чтобы делать сетки и растягивать их по насыпи, а кое-где и по самим пескам. Результат превзошел все ожидания – неприступная и гордая пустыня покорилась людям.

Первопроходцы перешагнули через бурную речку Карталы, а на горизонте показался Айна-Булак – место смычки Северного участка с Южным. Слух о Великой стройке прокатился по всей стране. И хлынули люди со всех концов Союза, ехали официанты, музыканты и актеры, чернорабочие, конторщики.

Они заполняли пыльные улицы Семипалатинска, откуда начинался северный участок Турксиба. Из тысячи безработных мало кто умел даже держать лопату или кирку, гонять тачку с землей. 1 января 1931 года в рекордно короткий срок Турксиб был введен в эксплуатацию.

Инженер Тынышпаев, как начальник службы пути, нес персональную ответственность за подготовку линии к сдаче в эксплуатацию.

Дни и ночи он проводил в путейских коллективах, обустраивал станции, разъезды, думал о завтрашнем дне Турксиба. Он вел курсы, где обучались молодые казахи, передавал им свои профессиональные знания и опыт. Многие их них впоследствии стали хорошими командирами производства.

Перелистывая пожелтевшие страницы «Джетысуйской искры», «Рельсы гудят», «Турксиба», где в каждом номере бьется пульс великой стройки, ощущаешь, как преобразовалась жизнь кочевников, поднималась их культура, крепли основы братской дружбы между разными народами. Люди строили не просто дорогу, они прокладывали путь в светлое будущее.

Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве
Новости
19.11.2024
Акмолинские железнодорожники стали победителями республиканского IT-семинара