Макет легендарного паровоза – уникальный экспонат Уральского музея железнодорожников

Регионы
26.04.2023, 12:31
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В Уральском музее железнодорожников стоит макет уникального скоростного паровоза «Иосиф Сталин», опередившего по техническим характеристикам свое время. Он был спроектирован и прошел обкатку ровно 90 лет назад – в 1933 году. 

Индустриализация молодой Советской страны и увеличивающийся товарооборот требовал повышения скоростей на железных дорогах и, соответственно, новых мощностей локомотивов. Паровоз «Су» с его максимальной скоростью в 125 километров в час и мощностью в 1 500 лошадиных сил уже не мог удовлетворять этим требованиям. 

В 1931 году на Коломенском паровозостроительном заводе инженеры-конструкторы Сушкин, Лебедянский и Сломинский приступили к его созданию, и к концу 1932 года строительство экспериментального образца было завершено. При проектировании этой модели были использованы самые передовые технологии, применявшиеся тогда в паровозостроении. Ее особенностью являлась большая унификация по многим деталям с грузовым паровозом ФД («Феликс Дзержинский»). 

При разработке конструкторам Центрального локомотиво-проектного бюро удалось использовать для нового паровоза не только котел и цилиндры от его предшественника, паровоза ФД, но и буксы, оси и ряд других деталей, а также, несмотря на иную осевую формулу, повторить его схему рессорного подвешивания. На момент создания новый магистральный пассажирский паровоз типа 1-4-2 (одно направляющее колесо, четыре ведущих, два поддерживающих колеса) являлся самым мощным в Европе. Средняя мощность составляла 2 500-3 200 лошадиных сил, длина локомотива – 16,4 метра, рабочая масса – до 136 тонн, сцепная масса – до 82 тонн, нагрузка от движущих осей на рельсы – 20,5 тонны, конструкционная скорость – 115 километров в час. 

По решению рабочих завода новому паровозу была присвоена серия «ИС-Иосиф Сталин». Весь 1933 год он проходил обкатку. В 1935-м строительство паровоза передали Ворошиловградскому заводу (ныне «Луганский тепловозостроительный завод»). В сентябре 1936 года был спроектирован «ИС» в обтекаемой форме, что дало экономию 200-250 лошадиных сил при скорости в 150 километров в час и существенно снижено сопротивление ветра. В 1937 году был выпущен первый  обтекаемый паровоз и начато его серийное производство. Всего было выпущено 649 паровозов обтекаемой формы. 

Первые паровозы «ИС-Иосиф Сталин» поступили на линию Москва – Ленинград, где обслуживали дальние пассажирские поезда, в том числе поезд «Красная стрела». По мере выпуска они заменяли пассажирские паровозы «Су», «С», «Л» и другие, они работали на 21 из 48 железных дорог Советского Союза. 

По мере эксплуатации паровоз «ИС» совершенствовался. Осевая нагрузка была снижена с 20,5 до 18 тонн, что дало возможность для их работы на восточных дорогах страны, а усиление производительности котла повысило скорость движения до 170-180 километров в час. Были установлены диски на колесах вместо спиц. Этот паровоз опередил свое время, был гордостью советского паровозостроения, а на Всемирной парижской выставке 1937 года ему единогласно было присвоено Гран-при.

В годы Великой Отечественной войны паровоз «ИС» 20-16 сыграл большую роль. После ее окончания по ряду причин скорости движения железнодорожных составов не превышали 70 километров в час, поэтому с него сняли кожух-обтекатель, что не помешало в апреле 1957 года при буксировке спецсостава установить последний скоростной рекорд на паровозной тяге – 175 километров в час. В 1962 году в период борьбы с культом личности Сталина обозначение серии паровоза сменили на «ФДп». Массовый переход на тепловозную и электровозную тягу все больше ограничивал эксплуатацию паровозов серии «ИС-Иосиф Сталин». Но они верой и правдой служили до 1972 года – года окончания эпохи паровозов.

Макет легендарного паровоза для Уральского музея железнодорожников выполнил первоклассный мастер – плотник Илецкого локомотивного депо Лев Саркисян. Он с большой достоверностью и скрупулезностью воссоздал даже самые мелкие детали паровоза, как отметил хранитель истории музея Михаил Надточий. Этот экспонат пользуется особой популярностью у школьников, особенно у младших классов, а также студентов технических колледжей и вузов, солдат срочной службы и, конечно, работников Уральского эксплуатационного локомотивного депо.

Новости
08.10.2024
Необходимость обеспечения населения доступным углем отметил глава правительства Казахстана
Новости
08.10.2024
Представители ОО «Казпрофтранс» приняли участие в международном семинаре-совещании в Санкт-Петербурге
Спорт
08.10.2024
Соревнование по пейнтболу среди поездных диспетчеров прошло в Астане
Регионы
08.10.2024
Более 75 раз пришлось экстренно тормозить машинистам грузовых поездов на участках Карагандинской дистанции пути
Новости
08.10.2024
Отличившимся железнодорожникам вручили благодарственные письма в День труда
Грузовые перевозки
08.10.2024
За первую неделю октября Акмолинское отделение погрузило более 88 тысяч тонн зерна
Новости
08.10.2024
Возможности увеличения поставок зерна на экспорт рассматривают в Казахстане
Новости / Цифра недели
08.10.2024
Более 670 тысяч пассажиров воспользовались поездами КТЖ для поездки за рубеж
Новости / Архив
08.10.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №85 от 08 октября 2024 года
КТЖ в лицах
07.10.2024
Железнодорожница Анна Васина отметила 100-летний юбилей в Астане
Регионы
07.10.2024
Работники из 10 эксплуатационных локомотивных депо Юго-Восточного региона прошли семинар в Алматы
Новости
07.10.2024
Стандарты форменного обмундирования для военизированной железнодорожной охраны изменили в Казахстане (ФОТО)
Регионы
07.10.2024
День пожилого человека отметили в Защитинской дистанции сигнализации и связи
Регионы
07.10.2024
Менеджера отдела текущего финансирования Галию Мергенбаеву проводили на пенсию в Караганде
Регионы
07.10.2024
ВЖДО усилила охрану и работу по сопровождению грузов сольхозпроизводителей в Костанайском регионе
Грузовые перевозки
07.10.2024
Более 1 млн тонн коммунально-бытового угля доставили по сети КТЖ
Новости
07.10.2024
Меморандум о сотрудничестве подписали ТОО «PTC Holding» и «LXPantos»
Пассажирские перевозки
07.10.2024
Набор проводников пассажирских вагонов объявило КТЖ
Новости
05.10.2024
Руководители КТЖ провели лекцию для студентов ALT UNIVERSITY
Новости
05.10.2024
Представители КТЖ приняли участие в V Евразийском форуме по безопасности и цифровизации на транспорте