Либерализация рынка железнодорожных грузовых перевозок: за и против

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Либерализацию рынка грузовых перевозок и связанные с этим риски обсудили в режиме «онлайн» участники круглого стола «Железнодорожные перевозки грузов: проблемы и решения», передает Rail-news.kz.

Организатором мероприятия выступили АО «НК «ҚТЖ», СТК «KAZLOGISTICS», НИИ ТК, АНИП и КазАПО. Участники заседания дали объективную оценку складывающейся ситуации с частными перевозчиками и их влиянию на эффективность системы грузовых перевозок на магистральной железнодорожной сети. Заместитель председателя СТК Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко отметил, что сегодня необходим анализ регуляторного воздействия дробления рынка перевозок, оценки уровня транспортных издержек для экономики, малого и среднего бизнеса, населения, а также социальных издержек.

Генеральный директор Ассоциации научно-исследовательских и проектных организаций (АНИП) Гульнара Бекмагамбетова в своем выступлении более подробно раскрыла тему частных перевозчиков. Она сообщила, что в 2019 году в рамках пилотного проекта в Казахстане два частных грузоперевозчика были допущены на магистральную железнодорожную сеть, сейчас работают еще несколько региональных перевозчиков. Она считает важным обеспечить равный доступ к услугам магистральной сети всех участников рынка. Привлечение частных инвестиций сможет оказать положительное влияние на решение проблемы нехватки подвижного состава.

По мнению Гульнары Бекмагамбетовой, доводы за институт частных перевозчиков достаточно серьезны, но есть и значительные риски. К примеру, в целях экономии средств частные перевозчики могут использовать бывшие в эксплуатации вагоны и локомотивы, а это отрицательно скажется на безопасности движения. К тому же требуется значительная работа по приведению в соответствие нормативно-правовой договорной базы в части организации перевозок и взаимодействия участников перевозочного процесса. Реализуемый пилотный проект по либерализации рынка грузовых перевозок является единственным на пространстве СНГ.

По мнению участников заседания, исследования в этом направлении необходимо продолжить для более четкого определения интересов государства, а также для того, чтобы выявить и просчитать все существующие риски и принять необходимые решения. Участники заседания также отметили необходимость улучшения подвижного состава как предпосылки для сокращения транспортных расходов и решения проблем грузовладельцев. В этой связи исследователями и бизнесом сформирован четкий пакет необходимых мер на уровне АО «НК «ҚТЖ», госорганов и НПП «Атамекен».

В свою очередь председатель научно-экспертного совета «НИИ ТК» Эдуард Каплан обратил внимание на проблемы в экспортных, импортных и внутриреспубликанских грузоперевозках. Он отметил уникальное увеличение транзитных контейнерных перевозок: с 2016 года объемы выросли в 5 раз, достигнув миллиона ДФЭ в этом году. Но, по его мнению, помимо транзитных перевозок одной из главных задач транспортно-логистического комплекса Казахстана является качественное обслуживание грузовладельцев. В настоящее время основными проблемами в этой области являются невыполнение объема перевозок, брошенные поезда, сверхнормативные простои вагонов под грузовыми операциями, недостаточный уровень развития инфраструктуры и развития инновационных логистических технологий. Для их решения Эдуард Каплан предложил расшивку транспортных узлов, где ситуация складывается критически, выявление узких мест в инфраструктуре.

– Не в вагоны надо вкладывать деньги, а в инфраструктуру. Вагоны окупаются за 10-15 лет, а эти проекты – за 4-5, – сказал он. – Рентабельность инвестиций в подвижной состав составляет всего 10%, развитие транспортных узлов – 15-20%, IT-технологии – 20-30%, обучение персо- нала, научный консалтинг – 50%.


Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ
Пассажирские перевозки
02.07.2024
Количество инва-купе увеличивается в Казахстане
Новости / Архив
02.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №55 от 02 июля 2024 года
Новости
02.07.2024
Президент Казахстана подписал расширяющие сотрудничество с Китаем в транспортной сфере законы
История железной дороги
01.07.2024
Жамбылское эксплуатационное локомотивное депо отмечает вековой юбилей
Новости
01.07.2024
Вокзалы Астаны перешли на усиленный режим
Новости
01.07.2024
Kazlogistics и Global Logistics Alliance подписали Меморандум о сотрудничестве