Цифровые технологии на железнодорожном транспорте Казахстана

Цифровизация
01.06.2021, 11:09
Райхан Рахметова

Вопросы развития информационных и цифровых технологий на железнодорожном транспорте обсудили в ходе «круглого стола» с участниками перевозочного процесса и международными экспертами.

Мероприятие, организатором которого выступили АО «НК «ҚТЖ», Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» и Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций, прошло в онлайн-режиме на платформе Zoom. В работе «круглого стола» приняли участие порядка 200 казахстанских и международных логистических операторов, грузовладельцев, IT-специалистов, а также представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Евразийской экономической комиссии, НПП РК «Атамекен» и другие. Главными темами обсуждения стали современные тренды цифровизации транспортно-логистического комплекса, формирование цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, IT-системы логистических операторов и возможности их интеграции со всеми участниками перевозочного процесса. Выступая на панельной сессии «Цифровые и информационные решения в области комплексного управления на железнодорожном транспорте», заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов рассказал об автоматизированных системах, применяемых в АО «НК «ҚТЖ». Он сообщил, что в настоящее время товарищество является бизнес-владельцем 43 информационных систем, и презентовал 10 основных, участвующих в организации бизнес-процесса «Перевозка грузов»: АСУ ДКР, ИСУ «Перевозки», ИС «Производственная безопасность» и т.д.

– В целях повышения эффективности перевозочной деятельности ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» выстраивает свою бизнес-модель, акцентируя особое внимание на методах применения цифровых инструментов и современных решений при автоматизации ключевых операций с переходом на безбумажные технологии, – отметил Канат Кобесов. – Этот подход позволяет достичь своевременности, а также максимальной прозрачности текущих бизнес-операций компании.

Обсуждая глобальные логистические тренды, эксперты выделили интегрированный аутсорсинг (5PL) – сервис высшего, 5-го, уровня. Операторы 5PL оказывают весь спектр услуг по планированию, транспортировке, складированию различных грузов и товаров. В ходе онлайн-заседания отмечалось, что развитие провайдеров до уровня 5PL – дело ближайшего будущего. По прогнозам, уже через 20-30 лет будет организовано единое логистическое пространство, действующее на территории Евросоюза. Что касается стран – участниц Евразийского экономического союза, то в настоящее время прорабатывается вопрос создания условий для формирования цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

– Цифровые транспортные коридоры ЕАЭС являются одним из приоритетных направлений реализации цифровой повестки союза, которая утверждена высшим советом ЕАЭС – главами 5 стран в 2017 году, – сказал помощник председателя Евразийской экономической комиссии Мирлан Омуралиев. – Это обусловлено необходимостью оптимизации бизнес-процессов перевозочных процедур с использованием цифровых технологий. Специальная комиссия с уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС в рамках этого направления рассмотрела несколько инициатив от железнодорожных администраций. – Изучив их, пришли к выводу, что нам необходимо разработать Концепцию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, – поделился Мирлан Омуралиев.

В течение полутора лет российский аналитический центр при правительстве РФ, с привлечением Института прикладных систем Беларуси, а также представителей Казахстана в лице компании «Транстелеком» провели научно-исследовательскую работу. В результате выработаны основные подходы к формированию цифровых коридоров ЕАЭС. Они нацелены на решение таких задач, как отказ от бумажного сопровождения транспортно- логистических операций, переход к обмену данными, создание единых стандартов для транспортно-логистических сервисов, переход на сквозную интегрированную информационную систему надзора, основанную на анализе данных и снимающую с перевозчика большую долю административной нагрузки.

– На глобальном уровне единых подходов по этому направлению нет. Китай и Европа создают свои платформы на транзитных путях из Азии в Европу, в том числе через страны ЕАЭС. При этом вектор развития экосистем схож, – отметил Мирлан Омуралиев. – На наш взгляд, необходимо создать свою сеть платформ, баз данных сервисов на пространстве союза, которые связаны между собой и отвечают на вызовы современности по оцифровке транспортно-логистического сектора с условием сохранения национального суверенитета каждой страны.

Он подчеркнул, что сохранение национального суверенитета является одним из главных принципов не только в рамках разработки цифровых транспортных коридоров, но и цифровой повестки в целом.

– В феврале 2019 года сделаны первые шаги к практической реализации проекта. Утвержден план мероприятий по формированию цифровой экосистемы, в пяти странах определены ответственные органы. Сформирована экспертная площадка, – доложил спикер.

В ноябре 2020 года утвержден перечень сервисов и необходимой инфраструктуры, который по мере необходимости может актуализироваться каждый год.

– Сейчас он состоит из 11 пунктов, включая информационно-коммуникационную витрину национальных сервисов, сервисы по проведению медицинского освидетельствования, применению электронной международной транспортной накладной для авто- и железнодорожного транспорта, электронного путевого листа, отслеживанию перевозок с использованием электронных навигационных пломб для согласованных видов транспорта и другие, – проинформировал Мирлан Омуралиев.

Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает первоочередным при развитии евразийских транспортных коридоров инвестирование в развитие логистической инфраструктуры, создание data-центров и обеспечение хранения информации. – Клиент готов платить за такой сервис, как безопасность данных, а на уровне взаимодействия администраций железных дорог это будет гарантировать, что обмен данными производится без риска утечки информации, – считает он.

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО