Комиссия ОСЖД по транспортному праву: «Изменения дают новые возможности»

Интервью
05.04.2024, 16:01

Председатель Комиссии Организации сотрудничества железных дорог по транспортному праву Елена Олексий в интервью Rail-news.kz рассказала о работе по правовому совершенствованию международных грузовых перевозок.  

- В Астане проходит совещание экспертов Комиссии Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) по транспортному праву по вопросам   совершенствования Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Расскажите подробнее о работе комиссии.  

— Это ежегодное мероприятие. В этом году мы проводим заседание экспертов Комиссии ОСЖД по транспортному праву по вопросам СМГС в столице Казахстана.  В нашем заседании участвуют эксперты из Азербайджана, Беларуси, Венгрии, Грузии, Казахстана, КНР, Кыргызстана, Монголии, Польши, России, а также я, как представитель Комитета ОСЖД. Наша главная задача – совершенствование основного документа по перевозке грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении на пространстве стран-участниц ОСЖД.  Вносимые изменения и дополнения направлены на то, чтобы СМГС соответствовал высоким стандартам и потребностям современного рынка транспортных услуг, чтобы перевозки были максимально эффективны, комфортны и отвечали ожиданиям и требованиям всех участников перевозочного процесса. Применение СМГС позволяет участникам соглашения осуществлять международные перевозки, в том числе, в сообщении Европа-Азия по единым стандартам, единой накладной, единым условиям. СМГС — это комплексный документ, который содержит положения не только в отношении договора перевозки, но и правил перевозок грузов, в том числе опасных грузов, технических условий размещения и крепления грузов. 

На сегодня участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении являются 26 стран. Каждый участник Соглашения   имеет возможность внести на рассмотрение, свои предложения   по дополнением и изменениям к СМГС, которые рассматриваются в соответствии с установленной процедурой в рамках заседаний Комиссии ОСЖД по транспортному праву. Указанный подход позволяет адаптировать документ к изменяющимся условиям и отражать практический опыт наших участников.  Все изменения в СМГС принимаются только при условии единогласного согласия всех участников Соглашения.  

- Какие вопросы комиссия планирует обсудить в Астане?

-  На совещании планируется рассмотреть ряд предложений по внесению изменений и дополнений в Соглашение, поступивших от участников, связанных непосредственно с правилами перевозок грузов, сроками доставки и претензиями.  Также планируется обсудить проект изменений и дополнений, связанных с перевозкой по одной накладной при условии следования отправки по нескольким железнодорожным участкам пути, соединённым водными участками. Указанные изменения предполагают возможность осуществления международной перевозки груза по накладной СМГС без переоформления перевозочного документа, когда перевозка груза осуществляется как по железнодорожным, так и по водным участкам пути. Участник СМГС от Республики Казахстан выступал инициатором разработки изменений по применению единой накладной СМГС в прямом международном железнодорожно-водном сообщении. В случае внесения указанных изменений, и расширения сферы применения СМГС на водные участки пути, это откроет новые возможности для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, в том числе будет способствовать расширению логистических маршрутов и предоставлению новых видов логистических услуг.  

- Какие вопросы курирует Комиссия ОСЖД по транспортному праву?  

- Комиссия ОСЖД по транспортному праву занимается ведением дел по Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и   Соглашению о международном пассажирском сообщении (СМПС), а также сопутствующим документам в области перевозок грузов, пассажиров, багажа и товаробагажа.  

 - Благодарю за беседу.

Для справки: Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов по железным дорогам. Документ принят в 1951 году. Основная цель документа – создание единого регламента в вопросах, связанных с заключением международного договора перевозки, содержанием взаимных прав и обязанностей сторон договора.  

Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники
Новости
01.12.2025
Более 3 700 казахстанцев привлекли к ответственности за нарушения на железной дороге
Регионы
01.12.2025
Внедрение цифровых технологий и экономию топлива обсудили на семинаре в Павлодаре
Регионы
01.12.2025
Месячник «Внимание – тормозное оборудование» выявил дефекты у вагонов в ВЧД-24
Регионы
01.12.2025
Более 1 млн 26 тыс. тонн зерна нового урожая погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
01.12.2025
Нацперевозчик запустил новые вагоны на маршрут Алматы – Новосибирск
Новости
28.11.2025
КТЖ и транспортная полиция усиливают меры безопасности на железнодорожной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.11.2025
Более 1,2 тысячи поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
Новости
28.11.2025
Более 25 компаний стали участниками V Заседания Казахстанско-Швейцарского делового совета
Новости
28.11.2025
В АО «ҚТЖ» провели обучение работе в системе E-Otinish
Новости
28.11.2025
Работники станций Достык и Алтынколь приняли участие в семинаре в КНР
Регионы
28.11.2025
Строительство линии Кызылжар – Мойынты завершат к декабрю 2026 года
Новости
28.11.2025
Подкомитет по железнодорожному транспорту определил задачи на 2026 год
Регионы
28.11.2025
Прозрачный порядок оформления контейнерных поездов введён в Костанайском регионе
Новости
28.11.2025
Форум инвесторов по Транскаспийскому транспортному коридору и связанности прошел в Ташкенте