Перспективы и первые плоды цифровизации
Как известно, АО «НК «ҚТЖ» является одной из первых в стране компаний, успешно внедряющих цифровизацию в производстве. О проекте и его первых результатах рассказал главный инженер компании Батыр Котырев.
– Батыр Куанышевич, с чего начиналась цифровизация ҚТЖ?
– В первую очередь, была разработана концепция Стратегии развития информационных технологий АО «НК «ҚТЖ» до 2025 года – «Цифровая железная дорога», которая содержит среднесрочные ориентиры развития технологий в горизонте 2017-2025 в рамках мировой тенденции к использованию технологий четвертой промышленной революции. Вместе с тем, Стратегия является составной частью большой государственной программы «Цифровой Казахстан», которая осуществляется в рамках фонда «Самрук-Қазына». В целом, в рамках разработки Стратегии определены 7 стратегических направлений развития: управление мультимодальными перевозками; интеллектуальные системы планирования и управления грузовыми перевозками; цифровая железнодорожная инфраструктура; цифровой сервис для пассажиров; интеллектуальная транспортная безопасность; автоматизация корпоративных процессов и единая технологическая инфраструктура.
– Существует ли проблема кадрового дефицита в связи с внедрением новых проектов по цифровизации производства?
– Компания нацелена на повышение квалификации своих работников и не планирует проводить какую-либо оптимизацию рабочих мест, так как дорожит кадрами, и ведет переквалификацию в рамках внедрения цифровизации для повышения уровня эффективности труда. На сегодняшний день кадровые службы готовят мониторинг: в каких направлениях производства в связи с цифровизацией понадобится дополнительно проводить обучение.
– Есть ли первые результаты от реализации проектов по цифровизации? Какие?
– В АО «НК «ҚТЖ» и ранее велись работы по цифровизации. К примеру, в рамках автоматизации процессов планирования и нормирования грузовых перевозок с 2009 по 2011 годы внедрена система моделирования грузоперевозок MultiRail. До внедрения данной системы отсутствовал инструмент сквозного интегрированного моделирования грузоперевозок, что приводило к долгому процессу создания годового плана перевозок. Данное решение является интерактивным аналитическим инструментом для управления базами данных по перевозкам, использующим накопленные и прогнозируемые данные о движении вагонопотоков. В целях доставки грузов до места назначения в оптимальные сроки с помощью MultiRail внедрена модель рейсового движения грузовых поездов. Также в рамках комплексной автоматизации бизнес-процессов по учету, контролю и анализу потребления электроэнергии и дизельного топлива локомотивами с 2012 по 2015 годы реализован проект «Энергодиспетчерская тяги». Это позволило создать автоматизированную систему по учету, контролю и анализу потребления локомотивами энергоресурсов, дизельного топлива для обеспечения персонала достоверной и легитимной информацией по расходу и количеству дизельного топлива на тепловозе при экипировке и расходу электроэнергии при эксплуатации во всех режимах работы, всех видах технологических простоев, а также учету работы локомотивов и локомотивных бригад. Кроме того, система позволила автоматизировать процессы ведения маршрута машиниста, контроля межремонтных пробегов локомотивов и учета рабочего времени локомотивных бригад. В результате компания экономит до 9 миллиардов тенге в год. Кроме того, в целях расширения каналов продажи проездных документов (билетов) и услуг на пассажирские поезда и борьбе с перепродажей железнодорожных билетов, а также в целях улучшения уровня обслуживания пассажиров, уменьшения жалоб пассажиров на организацию продажи билетов, повышения имиджа компании с 2013 по 2015 годы реализован проект по внедрению технологии электронного проездного билета. Он решает такие задачи, как разработка технологии оформления проездных документов на пассажирские поезда через фискальные электронные системы за наличный и безналичный расчет, набор и печать в проездных документах фамилии пассажира на государственном языке, формирование и реализация «Листа ожидания» свободных мест, установка скидок на международные поезда в зависимости от сроков (глубины) продажи, разработка и внедрение портала и мобильного приложения Rail-travel.kz для пассажиров компании. При этом, реализация проекта позволила значительно снизить себестоимость печати одного билета (–25%), нагрузки на вокзалы и кассы, затраты на содержание собственных касс, исключить мошеннические схемы; повысить возможность оптимизации затрат за счет привлечения частных агентов по упрощенной бизнес-схеме. Также система предоставила возможность внедрения электронных систем посадки/проверки пассажира в самом составе (пассажиру необходимо иметь при себе только удостоверение личности для посадки в поезд), осуществлять фискальные продажи внутри вагона посредством терминала проводника. Хотел бы остановиться подробнее на одном из наиболее клиентоориентированных проектов – АСУ «Договорная и коммерческая работа», посредством которого производится автоматическое формирование ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, актов общей формы, вагонного листа, введен контроль проверки вагона по паспортными данным, кодов плательщика (лицевой счет клиента, экспедиторской организации). В АСУ ДКР реализован функционал, позволяющий клиентам регистрироваться и осуществлять подачу заявок на присвоение единых лицевых счетов, кодов экспедирования и заключения договоров на оказание экспедиторских услуг. Кроме того, предварительная информация, предоставленная перевозчиком, может использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации, подаваемой от имени перевозчика. Так, в рамках достигнутых договоренностей с ОАО «РЖД» 16 марта текущего года отправлен груз, оформленный по безбумажной технологии в АСУ ДКР с казахстанской станции Екибастуз-2 на российскую Малорефтинская и в обратном направлении. В ближайшей перспективе поставлена задача расширения географии безбумажных перевозок как внутри страны, так и с РФ. Еще один прорывной проект АСУ «Магистраль» реализован с применением современных систем диагностики состояния железнодорожного пути, который призван обеспечить планомерный переход от планового ремонта к ремонту по фактическому состоянию. АСУ «Магистраль» – это автоматизированная система комплексного мониторинга и диагностики состояния инфраструктуры. АСУ выглядит как вагон-диагностический комплекс, в котором размещено специальное оборудование, фиксирующее широкий спектр различных параметров одновременно. Эти данные обрабатываются специальным программным обеспечением и автоматически поступают к специалистам для принятия необходимых решений. То есть работа становится более оперативной и абсолютно прозрачной. С помощью этой системы руководство сможет отслеживать, где, когда и с какой скоростью проходит ремонт пути и многое другое. Еще одно ее преимущество – точность в определении дефекта. К примеру, сейчас в экспериментальном порядке выбран участок Астана – Боровое, который в свою очередь оцифрован. Отечественный космический оператор АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», с которым мы сотрудничаем, обеспечивает высокую точность определения дефектов. Его данные конвертируются из абсолютных по долготе и широте в путейские координаты – километр, пикет, метр. Это позволяет не просто вовремя обнаружить дефект, но и моментально направить информацию о возникшей проблеме бригаде ремонтников. Таким образом, снижается временной интервал на поиск выявленного дефекта. Ведь главный результат проекта – повышение качества диагностики при значительном сокращении затрат на проведение ремонтных работ. Сокращение времени планирования и проведения ремонта обеспечивается путем внедрения современного программного обеспечения, благодаря которому повышается оперативность работ и контроль качества.
– Все эти проекты направлены в первую очередь на повышение клиентоориентированности компании?
– Конечно. К примеру, цифровая железная дорога грузоотправителю предоставляет возможность «единого окна». Он сможет в онлайн-режиме подать заявку на перевозку своего груза и тут же рассчитать стоимость данной услуги. При этом, являясь мультимодальным перевозчиком, ҚТЖ может организовать любой сервис по запросу клиента, в том числе оформить таможенную декларацию, осуществить пограничные процедуры и привезти груз к месту назначения. Одновременно компания предоставит ему услугу онлайн-слежения, с помощью которой можно точно определить, где находится контейнер, закрыты ли в нем двери, вскрывалась ли пломба и так далее. Все эти данные клиент сможет отслеживать на обычном смартфоне.
– Спасибо Вам за содержательную беседу!
Беседовала Асель ШАЙХЫНОВА