100 лет ВЖДО: кто и как охраняет железную дорогу

Новости
04.01.2022, 12:26
Жанар Жусупова

Собственный корреспондент по Павлодарской области

В 2021 году исполнилось 100 лет со дня основания военизированной железнодорожной охраны (ВЖДО), которая обеспечивает безопасность объектов и перевозимых грузов на железной дороге. О специфике работы организации узнал корреспондент Rail-news.kz, окунувшись на полдня в водоворот охранной деятельности.

ТОО «ВЖДО» – одна из основных многофункциональных охранных организаций страны, имеющая 11 филиалов в регионах. Сотрудники обеспечивают защиту объектов, включенных в инфраструктуру железной дороги Республики Казахстан, осуществляют постоянное охранное сопровождение грузов и охрану объектов железнодорожного транспорта. 9 декабря военизированная железнодорожная охрана отметила 100-летний юбилей.

– В 1921 году Всероссийский Центральный исполнительный комитет и Совет труда и обороны Российской Федерации приняли важное постановление – Декрет об охране железных дорог, положившее начало ведомственной охране путей сообщения. На органы ВЧК одновременно возлагалась ответственность по поддержанию общественного порядка на железнодорожном транспорте и розыск похищенных грузов. На вооруженную охрану НКПС распространялось действие Уставов Красной Армии, а личный состав переведен на казарменное положение, – рассказал заместитель директора, начальник отдела обеспечения военизированной охраной Павлодарского филиала ТОО «ВЖДО» Владимир Марков. – Сейчас мы – дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ».

Список грузов, в том числе транзитных, подлежащих охране и сопровождению, в последние годы увеличился в разы – с 57 до 119 наименований. Это продукты питания, промышленный уголь из разрезов Майкуба и Каражыра, мебель, стройматериалы. Особо ценные и особо охраняемые – алюминий, взрывчатые вещества, соляная и серная кислота, метанол, ферросплавная продукция, металлолом и прочее. В основном они направляются в Россию, Китай, Узбекистан и Европу.

– Проверяем состояние вагонов, запорно-пломбировочные устройства. Если железнодорожный транспорт отправили на ремонт, то и там он находится под охраной. Сопровождение и обеспечение безопасности грузов происходит следующим образом: два охранника занимают нерабочее место в секции локомотива, на промежуточных станциях есть смена. На особо ценные грузы цепляем крытый вагон с нарядом охраны. У каждого из них имеется нарезное оружие. Правда, после перехода в частные руки, мы обязаны будем сдать его и перейти на травматические пистолеты. На патрулирование транспорта со взрывчатыми веществами мы не отправляем ребят без оружия. Кроме того, у нас имеются мобильные группы оперативного реагирования, – продолжил Владимир Марков.  

За восемь месяцев 2021 года за хищение задержано девять человек, из них четверо железнодорожники. В прошлом году ТОО «ВЖДО» Павлодарского филиала совместно с линейным отделом полиции города Нур-Султан выявили преступную группу, долгое время занимавшуюся кражей алюминия. В их числе оказались сотрудники ТОО «ВЖДО» и стальной магистрали. Каждый из участников получил по пять лет лишения свободы, организатору грозит до восьми лет. Следственные мероприятия до сих пор продолжаются, всего 35 эпизодов.

Еще один стратегический объект, находящийся под охраной ВЖДО, – железнодорожный мост. Один пост расположен на левой стороне реки Иртыш, другой – на правом. Наводить порядок на этой территории стражам помогают собаки.

– Обычно это собаки охранников. Как положено, у них есть паспорта, за их работу хозяевам идет доплата, – говорит Владимир Марков. – Железнодорожный мост – один из самых главных объектов. Через него проходят практически все грузы. Проход запрещен. Под мостом есть ворота для того чтобы заехать на сенокос, желающие должны отправить заявку в особый отдел АО «НК «ҚТЖ», после согласовывают с нами.

Трудоустроиться в охранную организацию не так легко. Кандидаты проходят психологическое тестирование, медицинский осмотр. Стажировка длится до трех месяцев. Каждый год охранники проходят переподготовку, в том числе теоретические и практические занятия. Например, по стрельбе и рукопашному бою. Сегодня в ВЖДО приходят в основном бывшие сотрудники правоохранительных органов и молодые люди, вернувшиеся из армии.

На особом счету у руководства ТОО «ВЖДО» охранники-женщины. Они отличаются высокой степенью ответственности к работе. Недавно одна из лучших сотрудниц вышла на заслуженный отдых. Владимир Марков не скрывает, что организация потеряла одного из ценнейших кадров.

– В процентном соотношении женщин, конечно, мало. Но таких работников очень трудно найти и среди мужчин. Скрупулезно проверяют каждый вагон, мимо них не пройдёшь незамеченным, палец в рот не клади, – с улыбкой рассказывает наш собеседник. – Молодцы! Претензий к девушкам вообще нет. Полностью оправдывают оказанное доверие.

Руководство Павлодарского филиала ТОО «ВЖДО» совместно с отделением ГП и ЛОП на станции Павлодар ведет активную информационно-разъяснительную работу по недопущению посторонних лиц на пути. В последние годы участились несчастные случаи, когда молодые люди в поисках экстрима или оригинального контента для социальных сетей получают серьезные увечья.

Кроме этого, работники ВЖДО предупреждают, что хищение и кражи грузов несут за собой реальный срок лишения свободы. Многие ошибочно считают: при возмещении ущерба могут избежать наказания или отделаться штрафом. 

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО