100 лет ВЖДО: кто и как охраняет железную дорогу

Новости
04.01.2022, 12:26
Жанар Жусупова

Собственный корреспондент по Павлодарской области

В 2021 году исполнилось 100 лет со дня основания военизированной железнодорожной охраны (ВЖДО), которая обеспечивает безопасность объектов и перевозимых грузов на железной дороге. О специфике работы организации узнал корреспондент Rail-news.kz, окунувшись на полдня в водоворот охранной деятельности.

ТОО «ВЖДО» – одна из основных многофункциональных охранных организаций страны, имеющая 11 филиалов в регионах. Сотрудники обеспечивают защиту объектов, включенных в инфраструктуру железной дороги Республики Казахстан, осуществляют постоянное охранное сопровождение грузов и охрану объектов железнодорожного транспорта. 9 декабря военизированная железнодорожная охрана отметила 100-летний юбилей.

– В 1921 году Всероссийский Центральный исполнительный комитет и Совет труда и обороны Российской Федерации приняли важное постановление – Декрет об охране железных дорог, положившее начало ведомственной охране путей сообщения. На органы ВЧК одновременно возлагалась ответственность по поддержанию общественного порядка на железнодорожном транспорте и розыск похищенных грузов. На вооруженную охрану НКПС распространялось действие Уставов Красной Армии, а личный состав переведен на казарменное положение, – рассказал заместитель директора, начальник отдела обеспечения военизированной охраной Павлодарского филиала ТОО «ВЖДО» Владимир Марков. – Сейчас мы – дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ».

Список грузов, в том числе транзитных, подлежащих охране и сопровождению, в последние годы увеличился в разы – с 57 до 119 наименований. Это продукты питания, промышленный уголь из разрезов Майкуба и Каражыра, мебель, стройматериалы. Особо ценные и особо охраняемые – алюминий, взрывчатые вещества, соляная и серная кислота, метанол, ферросплавная продукция, металлолом и прочее. В основном они направляются в Россию, Китай, Узбекистан и Европу.

– Проверяем состояние вагонов, запорно-пломбировочные устройства. Если железнодорожный транспорт отправили на ремонт, то и там он находится под охраной. Сопровождение и обеспечение безопасности грузов происходит следующим образом: два охранника занимают нерабочее место в секции локомотива, на промежуточных станциях есть смена. На особо ценные грузы цепляем крытый вагон с нарядом охраны. У каждого из них имеется нарезное оружие. Правда, после перехода в частные руки, мы обязаны будем сдать его и перейти на травматические пистолеты. На патрулирование транспорта со взрывчатыми веществами мы не отправляем ребят без оружия. Кроме того, у нас имеются мобильные группы оперативного реагирования, – продолжил Владимир Марков.  

За восемь месяцев 2021 года за хищение задержано девять человек, из них четверо железнодорожники. В прошлом году ТОО «ВЖДО» Павлодарского филиала совместно с линейным отделом полиции города Нур-Султан выявили преступную группу, долгое время занимавшуюся кражей алюминия. В их числе оказались сотрудники ТОО «ВЖДО» и стальной магистрали. Каждый из участников получил по пять лет лишения свободы, организатору грозит до восьми лет. Следственные мероприятия до сих пор продолжаются, всего 35 эпизодов.

Еще один стратегический объект, находящийся под охраной ВЖДО, – железнодорожный мост. Один пост расположен на левой стороне реки Иртыш, другой – на правом. Наводить порядок на этой территории стражам помогают собаки.

– Обычно это собаки охранников. Как положено, у них есть паспорта, за их работу хозяевам идет доплата, – говорит Владимир Марков. – Железнодорожный мост – один из самых главных объектов. Через него проходят практически все грузы. Проход запрещен. Под мостом есть ворота для того чтобы заехать на сенокос, желающие должны отправить заявку в особый отдел АО «НК «ҚТЖ», после согласовывают с нами.

Трудоустроиться в охранную организацию не так легко. Кандидаты проходят психологическое тестирование, медицинский осмотр. Стажировка длится до трех месяцев. Каждый год охранники проходят переподготовку, в том числе теоретические и практические занятия. Например, по стрельбе и рукопашному бою. Сегодня в ВЖДО приходят в основном бывшие сотрудники правоохранительных органов и молодые люди, вернувшиеся из армии.

На особом счету у руководства ТОО «ВЖДО» охранники-женщины. Они отличаются высокой степенью ответственности к работе. Недавно одна из лучших сотрудниц вышла на заслуженный отдых. Владимир Марков не скрывает, что организация потеряла одного из ценнейших кадров.

– В процентном соотношении женщин, конечно, мало. Но таких работников очень трудно найти и среди мужчин. Скрупулезно проверяют каждый вагон, мимо них не пройдёшь незамеченным, палец в рот не клади, – с улыбкой рассказывает наш собеседник. – Молодцы! Претензий к девушкам вообще нет. Полностью оправдывают оказанное доверие.

Руководство Павлодарского филиала ТОО «ВЖДО» совместно с отделением ГП и ЛОП на станции Павлодар ведет активную информационно-разъяснительную работу по недопущению посторонних лиц на пути. В последние годы участились несчастные случаи, когда молодые люди в поисках экстрима или оригинального контента для социальных сетей получают серьезные увечья.

Кроме этого, работники ВЖДО предупреждают, что хищение и кражи грузов несут за собой реальный срок лишения свободы. Многие ошибочно считают: при возмещении ущерба могут избежать наказания или отделаться штрафом. 

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом