Путешествие на дрезине

Новости
08.06.2016, 17:40
Всегда хотела водить большую машину. Но МПТ-6 превзошла все мои ожидания. Чтобы попасть в кабину, предстояло до нее еще дотянуться. А потом – научиться говорить меньше, чем обычно. Сначала догони В Акмолинском отделении дороги дрезина имеется в Укрупненной Кокшетауской дистанции пути. На мое счастье, в этот день она должна была работать по нашей станции. Но застать ее на одном месте было нелегко. Как назло, она каталась то туда, то сюда. Позже мне станет понятно, почему меня не могут подождать в обозначенном месте – на маневр дается определенное количество минут, пока свободен путь. Вот оранжевый вагончик проезжает мимо меня и едет в сторону вокзала. Хватая ноги в руки, бегу вдоль рельсов, надеясь его догнать. При этом то по одному, то по другому пути сновали грузовые поезда, локомотивы, другие дрезины – я уже стала путаться, за какой из них мне нужно. А в это время целая бригада наблюдала из окна того самого МПТ-6 и пыталась разгадать логику моих передвижений. «Помахав мне алым платочком», машина из горловины помчала в нечетный парк. Это слишком далеко, чтобы ковылять пешком. Пришлось ловить такси, чтобы добраться до места. Жара, комары, сухой ветер – никакого стимула работать, а мне еще предстояло провести трудовой день на железной дороге! Как же люди тут годами работают?! И вот моя дрезина стоит напротив – красивая такая, яркая, статная. Нас отделяет лишь несколько метров. Сердце начинает колотиться от волнения. Еще бы, такая долгожданная встреча! И когда я была готова броситься навстречу мечте, путь преградил длиннющий грузовой состав. Из окна локомотива выглянули машинист и его помощник и подали мне приветствующий гудок, будто зная, что я их будущая «коллега». Я, довольная, помахала в ответ. Вот она – железнодорожная солидарность!На самом деле, поездная бригада всегда радуется, когда им машут люди с улицы. «Полторашки» будет мало А моя машинка 2002 года рождения не была ко мне столь приветлива. Если я неслась к ней с распростертыми объятьями, то она встретила железной неприступностью. При своем росте полтора метра с кепкоймне было тяжело достать даже до ступеней. Дотянувшись до поручней, неуклюже стала подниматься по лестнице с наклоном в 90 градусов – это очень неудобно. И вот я внутри и даже будто прибавила в росте, как всегда и мечтала, – ведь машина находится над землей примерно на 160 сантиметров, общая высота до верха кабины – четыре с половиной метра!Мир кажется совсем другим, если смотреть на него не снизу вверх (такие же, как я, «полторашки», меня поймут). Здесь светло и просторно. На передних двух креслах сидят машинист Евгений Герасименко и его помощник Игорь Люков. Позади – места для рабочей бригады. Кстати, у дрезины две одинаковые кабины, чтобы можно было ездить вперед и назад. В обе вмещаются всего 11 человек. О предназначении мотовоза погрузочно-транспортного (МПТ-6) говорит его название. При своей массе в 34 тонны он имеет грузоподъемность в 10 тонн.Подвозит к необходимой точке бригаду и запасные части для проведения ремонтных работ. Самого егоремонтировали в 2009 году. Питается от дизельного топлива, потребляет 29,6 кг/час. Вот, пожалуй, и вся анкета. Золотые слова…если молчать Вспомните своих знакомых, которые больше молчат, чем говорят. Наверняка, такие «тараторки» существуют в каждой компании. Так вот, представители рабочих железнодорожных профессий, как правило, еще в два раза молчаливее самых известных вам молчунов. Просто они очень скромные и не привыкли говорить о себе. Тем более, ввиду профессии, целыми днями видят перед собой только рельсы и шпалы. И теперь представляете, каких трудов мне стоило испытать себя на их месте, если в среднем в минуту я произношу столько слов, сколько они за весь день! К тому же, я все-таки женщина – существо более говорливое, нежели мужчины. Не удержавшись, все же болтала много. Чтобы узнать нюансы работы, приходилось задавать немало вопросов, наводящих, но по-дилетантски сформулированных типа «А что это за железная штука?», «Как вон тот рычаг называется? Как-как?»,«Что будет, если нажать на ту кнопочку?».Опытные товарищи пытались на понятном мне языке объяснить их предназначение и не смеяться. Мой наставник Евгений Владимирович сначала отучился на помощника, затем, после определенного срока обкатки, прошел курсы машиниста,причем именно дрезины (с локомотивами у них разные схемы управления и правила работы). И теперь каждый день он проводит в разъездах по станциям Акмолинского отделения, доставляя бригады и запчасти для ремонта. – Утро начинается с предрейсового осмотра всех узлов, агрегатов, протяжки уровня охлаждающей и смазывающей жидкости, состояния осветительных и приборов безопасности, – слушая объяснения машиниста, я пыталась сделать умный вид, будто понимая, о чем идет речь. – Запускать двигатель можно лишь тогда, когда убеждаемся в исправности всего. Нам выдается маршрутный лист. Предварительно на планерке обсуждается план работы на сегодня. А я пока заглядываю в приборы и внимательно смотрю на ничего не говорящие мне цифры, хотя они как раз и важны при езде. Нужно следить за показателями, чтобы увидеть отклонение.Основное управление осуществляется на пульте. Датчик же подсказывает, как правильно двигаться, нарушаешь ли ты режим движения, а также записывает, с какой скоростью проехал тот или иной участок, как среагировал на сигнал, где и как остановился. Тут даже встроенный GPS есть, который показывает точные координаты расположения машины. Все это потом можно расшифровать и проверить работу бригады. Ни с места! Чтобы двигаться куда-то, нужно спрашивать разрешение. А все потому, что по путям постоянно курсируют поезда грузовые и пассажирские, плюс формируют составы из вагонов для отправки дальше, к тому же перегоняют локомотивы. И чтобы продолжить ремонтную работу, нужно согласовывать маршрут следования с дежурным. Уже около получаса мы стояли на месте, так как ждали проезда еще одного поезда. При приближении машинисты подали друг другу приветственный сигнал и помахали. Мне показалось, что проезжающие с удивлением всмотрелись в нашу кабину, пытаясь понять, кто я такая. Хотя, возможно, я переоценила свое присутствие и меня никто даже не заметил. Оказывается, если бы мы сейчас тоже находились в движении и следовали навстречу друг другу, помощник машиниста встал бы со своего места (оно слева) и отошел в сторону, за кресло машиниста. – Это предпринимается для безопасности. Ведь от встречного состава могут отлететь какие-то детали, например, груза, а зона помощника машиниста наиболее подвержена риску, – объяснил Евгений Владимирович, а Игорь Геннадьевич продемонстрировал, как уходит за его спину. Эти правила появились в профессии, исходя из горького опыта. Путь вроде свободен, мы берем рацию и нажимаем на вызов. Доносится гудок, напоминающий телефонный, но более пронзительный. Мы запрашиваем: «Кокшетау! Дежурный!». В ответ доносится: «Слушаю!». Машинист докладывает: «МПТ-269, Герасименко. От М5 на 49-ю стрелку сработаем? 5 минут!».Добро пока не дают: «На 49-ю не получится, все пути заняты». Затем предлагаем варианты, чтобы пока провести другие работы. Но и на горочный съезд добраться еще не можем. Приходится ждать.Ожидание длится порой по полчаса и более. После приказа и разрешающего сигнала мы,наконец,двигаемся с места. Максимально МПТ-6 может разгоняться до 80 км/ч, если позволяет участок пути. Везде свои ограничения. Мы тоже едем с ветерком. Жаль, высовываться из форточки нельзя, чтобы насладиться движением. Из окна кабины рельсы кажутся узкими, зато тянутся далеко-далеко и смотрятся на фоне магистральной сети впечатляюще. Такое ощущение, что еще чуть-чуть, и ты поднимешься вверх, оторвешься от земли. Всегда считала, что железная дорога – это особая стихия, которая одновременно устрашает, волнует и завораживает… Высокие отношения Приблизившись к месту проведения ремонтных работ, мы подаем путейцам с помощью размещенного на МПТ-6 крана фрагмент рельсы. Управляют стрелой через специальный пульт. Для меня самым страшным казалось справиться с трясущимися от волнения пальцами. Ведь одно неверное движение – и тяжеленную железяку может утащить в сторону, а это будет стоить жизни людей. Потренировавшись мысленно, я все-таки не решилась проситься управлять пультом, да мне его и не могли доверить по технике безопасности. Когда был демонтирован изношенный участок, кран поднял его на «борт корабля» для доставки на второстепенный путь. Оказывается, там рельса может послужить еще пару лет. …Во время моей стажировки я чуть не испортила что-то в оборудовании. Выглядывая в окно в момент стоянки, задела локтем какой-то рычаг. Испуганно оглядываясь на серьезных дядей и ожидая кары небесной, пробормотала: «Я тут какую-то штуку тронула…кажется». Они понимающе улыбнулись: «Ничего-ничего!». Оказывается, машина не послушается многих команд, если предварительно не будет приведена в соответствующее состояние. Это блокировка от неправильных действий. И допустила еще одну ошибку, когда спускалась с «небес» на землю: по технике безопасности, нужно идти спиной, а я решила по-женски – «лицом в народ».В целом же все получилось увлекательно.

Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО