Железнодорожники создали летопись одного из старейших депо страны

Новости
01.04.2024, 11:26
Фото Александра Жабчука
Любовь Подоляк

В рамках 120- летия железной дороги Казахстана готовится к выходу в свет книга «Этапы большого пути. История и судьбы Астанинского эксплуатационного локомотивного депо», посвящённая летописи зарождения и становления первого паровозного депо Акмолинской области, первого и крупного предприятия столицы, передает Rail-news.kz.

Инициатором написания книги выступил почетный железнодорожник, начальник депо Дулат Ахмадиев. Авторы и составители – смотритель музея депо, почётный железнодорожник, бывший машинист-инструктор Владимир Ульяненко, ветеран депо, кандидат педагогических наук Далабай Байгожин, инженер - технолог отдела контроля ремонта локомотивов Лейла Габдулина.

Главный составитель книги Далабай Байгожин с энтузиазмом взялся за дело. Он обратился за помощью к бывшим коллегам и их родственникам, в разные госинстанции, по крупицам собирал сведения в течение полугода. Собирая материалы, он нашел интересные архивные факты и фотоснимки.

«Когда мне предложили подключиться к работе по созданию книги, я обрадовался как мальчишка. Дулат Тлегенович посоветовал написать книгу понятным, доступным и простым языком, чтобы читателю было интересно. Мы постарались вложить в эту работу душу. Книга будет полезна современным казахстанцам. В ней рассказывается история развития железной дороги и независимого Казахстана через призму одного предприятия. Благодаря труду многих поколений менялись за эти годы железная дорога и депо», — говорит Далабай Байгожин.

80% работников депо – представители династии, 20% - случайные люди, которые однажды пришли на железную дорогу и остались на всю жизнь. Ветеран относит себя к случайным людям. Свой трудовой путь он начал на железной дороге. Но потом решил поменять свою жизнь.

«Отец сказал: «Никогда не уходи из железной дороги», но я решил, что оперился и ушел в другую сферу. Работал преподавателем, защитил кандидатскую диссертацию. В тяжелые 90-е годы вернулся в депо помощником машиниста, потому что железка во все времена работает.  В 2005 году в 59 лет ушел на отраслевое пособие, которое выплачивало родное предприятие, а потом по достижению пенсионного возраста ушел на заслуженный отдых.  Сегодня с белой завистью смотрю на молодых локомотивщиков, которые уезжают в поездку на современных локомотивах, аккуратные и подтянутые в красивой железнодорожной форме», — говорит ветеран.

При написании книги были использованы архивные материалы музея депо. Здесь проводником стал хранитель музея Владимир Ульяненко, для которого депо, где он проработал более 40 лет, без преувеличения – дом родной. Он - представитель династии машинистов. Впервые увидев тепловоз в четырехлетнем возрасте, решил, что будет машинистом, и работал машинистом-инструктором до выхода на пенсию.

Книга состоит из девяти глав - 130 страниц. Она рассказывает, что с момента своего основания депо обеспечивало паровозной, а затем локомотивной тягой пассажирские и грузовые поезда, в военные годы - фронтовые перевозки. Отдельный раздел книги посвящен бывшему работник депо, Герою Советского Союза Дмитрию Степанову. Его называют гордостью паровозного депо. До объявления Великой Отечественной войны он работал слесарем. За форсирование реки Вислы сержанту Степанову присвоено звание Героя. Дмитрий Степанов родом из села Воздвиженка (расположенное недалеко от столицы), где сейчас одна из центральных улиц носит имя Героя.

В книге рассказывается о мужестве и самоотверженности деповчан после войны. Железнодорожники совершали трудовые подвиги, в депо развивалось Стахановско-Кривоносовское движение.

Ещё один раздел книги посвящён современному развитию депо, отражена активная общественная жизнь железнодорожников. Машинисты депо одни из первых прошли обкатку скоростных поездов Тальго и передовых систем введения поездов.

Сегодня столичное депо одно из ведущих предприятий на сети КТЖ, которое обсуживают грузовые и пассажирские поезда, курсирующие из столицы в направлении Кокшетау, Есиль, Караганда, Экибастуз и обратно.

Регионы
08.12.2025
Двухмесячник по безопасности труда проходит в Павлодарском отделении ГП
Новости
08.12.2025
Делегация ҚТЖ представила молодежные инициативы на форуме в Баку
Новости
08.12.2025
Более 1200 столичных школьников и студентов посетили центральный музей КТЖ
Новости
08.12.2025
Новый парк «Б» введен на станции Алтынколь
Новости
08.12.2025
Машинист поезда избежал ДТП на железнодорожном переезде станции Шортанды
Регионы
08.12.2025
Железнодорожный вокзал станции Аркалык отметил полувековой юбилей
Регионы
08.12.2025
Оскеменская и Кумыстауская дистанции пути завершили летние работы
Пассажирские перевозки
08.12.2025
Новые плацкартные вагоны Stadler: первые изображения и ключевые особенности
Новости
08.12.2025
Казахстан и Узбекистан увеличат обмен поездами до 35 пар в сутки
Новости
08.12.2025
Акимат Астаны и КТЖ обсудили стратегию развития транспортной системы столицы
Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона