Зачем сортировочной горке «луноход» рассказали на внеклассной сортировочной станции Астана

Новости
29.09.2024, 11:37
Любовь Подоляк

На крупных железнодорожных станциях, где пересекаются разные направления, работают сортировочные горки. Здесь сортируются вагоны, формируются и расформируются составы.

Мы посетили сортировочную горку крупной внеклассной сортировочной станции Астана, важного звена транспортного сообщения между странами СНГ, Европы и Азии.

Сортировочная горка - это «государство в государстве», где есть свои законы и порядки. За движением на сортировочной горке можно наблюдать бесконечно. Она работает, как беспрерывный конвейер. На станции и горке работают профессионалы в своём деле.

Первый заместитель начальника станции Астана Рустам Ахметов окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева. Он прошел все стадии профессионального роста «движенца»: работал дежурным по станции, оператором поста централизации, составителем поездов, регулировщиком скорости движения вагонов Павлодарского отделения.

Рустам Ахметов рассказывает, что за сутки через сортировочную горку проходит 2,3 тысячи вагонов. А ее потенциал – 2,4 тысячи вагонов в сутки.

«Станция соединяет столицу со всеми регионами страны. Здесь формируются составы, прибывающие из Карагандинского, Павлодарского, Кокшетауского и Костанайского направлений, и отправляются по назначению. В основном, по железной дороге везут уголь, зерно, нефтепродукты», — говорит он.

Рабочий процесс на горке контролируют квалифицированные составители вагонов. В смену выходят два составителя. Как правило, молодой специалист работает в паре с опытным.  Их задача – распределить грузовые вагоны по разным путям. На расформирование состава - полчаса. С помощью специального оборудования – вилки – составитель за считанные минуты производит расцеп каждого вагона. При этом нужно следить за показаниями горочного светофора и сверять номера вагонов с их маршрутом по сортировочному листу - это технологический документ, регламентирующий порядок расформирования состава.  После прохождения горки из одного состава получается несколько других. В сутки через «руки и глаза» составителей проходят 18 разборочных поездов. Самый длинный состав состоит из 84 вагонов.

Об особенностях работы на горке с гордостью рассказывает составитель поездов Сергей Зоненко. Ему 58 лет, из них 42 года он отработал на железной дороге. На стальную магистраль пришел сразу после школы в 16 лет, монтером пути Балхашской дистанция пути. Работал регулировщиком скорости движения вагонов, дежурным по горке, дежурным по станции Мойынты, оператором по обработке поездной информации Карагандинского отделения.  С 2002 года - составитель поездов на станции Астана. Награжден благодарственным письмом председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы».

С ним в смене работает 27-летний Ғалымжан Орынбасар. Его стаж работы составителя – два года.  На железной дороге он работает 8 лет. До этого был приемщиком поездов. Он окончил колледж транспорта и коммуникаций, Казахский университет путей сообщения.  На столичной горке три тормозные позиции: на них дежурят в сутки шесть регулировщиков скоростей движения и операторы горочного поста, которые управляют вагонными замедлителями.

Рабочее место оператора третьей тормозной позиции Жанкозы Абдрахимова – на головокружительной высоте - в горочном посту, из которого весь процесс роспуска и сборки поездов просматривается как на ладони.   Жанкозы Абдрахимов работает здесь уже три года. А общий стаж на железной дороге - 12 лет, начинал сигналистом, регулировщиком скорости движения. Окончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева.

Горочный пост за внешнее сходство с аппаратом для исследования луны железнодорожники называют луноходом. Его высота на уровне трёхэтажного дома – более девяти метров. На горке оперируют сложными словами: надвиг, спуск и замедлитель вагонов.  На надвиге манёвровый локомотив толкает состав, а затем начинается волшебство - расцепленные вагоны катятся вниз под тяжестью собственного веса. На горке вагоны тормозятся при помощи специальных установок – вагонозамедлителей. Затем вагоны, как бусинки, собирают в новые составы, которые отправятся в путь.

Новости
15.07.2025
KTZ Express представила логистический потенциал Казахстана на AIFC Day в Чэнду
Новости
15.07.2025
Премьер-министр сообщил о шестикратном росте транзита по Транскаспийскому маршруту
Новости
15.07.2025
Объем грузоперевозок вырос почти на 11% в Казахстане
Новости
15.07.2025
Реконструкция дорог и модернизация пунктов пропуска удвоят грузоперевозки к 2028 году
Регионы
15.07.2025
Алматинские железнодорожники приняли участие в очистке берега озера в рамках «Taza Qazagstan»
Новости
15.07.2025
Более 30 ДТП предотвратили машинисты КТЖ на железнодорожных переездах
Новости
15.07.2025
Казахстан побил 13-летний рекорд по экспорту зерна
Новости / Архив
15.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №53 от 15 июля 2025 года
КТЖ в лицах
14.07.2025
Менеджера департамента технической политики Алтынкул Отарову проводили на пенсию
Регионы
14.07.2025
Дети усть-каменогорских железнодорожников побывали в Астане
Регионы
14.07.2025
День работников вагонного хозяйства отметили на станции Илецк
Новости
14.07.2025
Казахстан и Афганистан подписали меморандум о строительстве железной дороги Тургунди – Спин-Болдак
Пассажирские перевозки
14.07.2025
Более 4,2 млн пассажиров в летний сезон готово перевезти КТЖ по своим маршрутам
Новости
11.07.2025
Транспортные полицейские напомнили правила безопасности на железной дороге
Новости
11.07.2025
Руководство КТЖ провело выездное совещание по вопросам развития туризма
Пассажирские перевозки
11.07.2025
Новый электропоезд «Burabay Express» начал курсировать по маршруту Астана-Боровое
Новости
11.07.2025
АО «Қазтеміртранс» открыло сервисный кабинет для грузоотправителей и получателей в Кокшетау
Новости
11.07.2025
Более 119 млн тенге сэкономили железнодорожники благодаря платформе PrimeZone
Новости / Архив
11.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №52 от 11 июля 2025 года
Спорт
10.07.2025
Около 250 железнодорожников участвуют в республиканской спартакиаде в Щучинске