Электромеханик СЦБ на железной дороге: бойцы невидимого фронта

Новости
08.08.2019, 14:51
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Одной из особо значимых для безопасности движения в железнодорожной отрасли является профессия электромеханика СЦБ. Именно СЦБисты отвечают за правильную и надежную работу практически всех элементов железной дороги, участвующих в пропуске поездов: светофоров, стрелочных переводов, их автоматического действия. Тонкости этой профессии постигала и я, корреспондент «Қазақстан теміржолшысы».

Временно в свою команду меня принял коллектив контрольно-испытательного пункта сигнализации, централизации, блокировки Уральской дистанции сигнализации и связи в качестве электромеханика КИП СЦБ, в обязанности которого входят чистка, регулировка, измерение параметров приборов СЦБ. Эти приборы устанавливаются на перегонах и станциях в релейных шкафах. Цель – обеспечить бесперебойную работу устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожных систем автоматики. Поэтому здесь внимательнейшим образом следят за их исправностью, проверка качества и замена проводится согласно графику в зависимости от типа реле.

– Без этих приборов система работать не будет, – поясняет старший механик СЦБ Сауле Жаныкулова. – Важ нейшими средствами железнодорожной автоматики и телемеханики являются устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Они предназначены для обеспечения четкой и безопасной организации движения поездов. Нам нельзя допускать ситуации, при которой наши приборы дадут сбой в работе. Поэтому задача нашего подразделения – обеспечить коллег исправно работающими приборами.

Конечно, со стороны работа электромеханика СЦБ выглядит совсем не романтично, а уж у работников КИП СЦБ (контрольно-испытательного пункта сигнализации, централизации, блокировки) вообще «рай». Подумаешь, сидишь себе в тепле, с хорошим освещением, ковыряешься в схемах, никаких тебе выходов на пути с преодолением палящего зноя, проливного дождя или трескучего мороза с леденящим душу ветром.

На самом деле проверка реле требует больших знаний, внимательности, аккуратности и умения мыслить логически. Видимо, поэтому именно в ШЧ развито рационализаторство и новаторство. Регулировщикпломбировщик бесконтактной аппаратуры Константин Лысенко и непосредственный «шеф» КИП СЦБ – начальник ремонтно-технического участка (РТУ) Николай Любин тому пример.

А вообще-то коллектив КИП СЦБ преимущественно женский и молодой. Средний возраст – 30-35 лет, практически все с высшим техническим образованием, молодежь приходит после окончания КазАТК имени М. Тынышпаева и Казахстанского университета путей сообщения.  

– Коллектив у нас дружный, сплоченный, каким его создали наши ветераны отрасли Наталья Маштакова, Нина Сергеева, Тояш Кулбулова, Тамара Астафьева. Они и будучи на пенсии поддерживают с нами связь, всегда готовы дать дельный совет. Сегодня опытнейшие работники Наталья Самарина и Гульнира Адилова являются наставниками нашей молодежи, – рассказывает Сауле Жаныкулова.

По ходу «освоения» профессии электромеханика СЦБ я узнала, что в настоящее время на железной дороге начинают применять микропроцессорные системы и компьютеры. Новая техника позволяет повысить безопасность движения и пропускную способность железнодорожных участков и станций, сократить количество потребляемой электроэнергии, снизить трудозатраты на техническое обслуживание. В будущем же поддержка оборудования будет осуществляться удаленно через интернет, когда специалистам не придется делать технологический обход своего участка, поскольку новые технологии позволят вести непрерывный контроль и выдавать сообщения в случае неисправности устройств или их предотказного состояния на центральный пункт, а электромеханики СЦБ станут диагностами и аналитиками.

На этом я перестала «мучить» реле и попрощалась с доброжелательными СЦБистами. Возвращалась на свое рабочее место, распираемая гордостью: более 10 лет коллектив КИП СЦБ работает без брака, и уже второй год подряд Уральская дистанция сигнализации и связи является победителем отраслевого конкурса «Салалық жарыстың жеңімпазы». С профессиональным праздником, дорогие коллеги! Здоровья вам и процветания!

Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом
Инфраструктура
18.07.2024
Более 180 железнодорожных станций модернизируют в Казахстане до 2030 года
Новости
18.07.2024
Более 757 тонн зерна отправлено по железной дороге из Казахстана в Китай
Регионы
17.07.2024
Волонтеры Карагандинского отделения ГП посетили пансионат «Забота»
Новости
17.07.2024
Семьи железнодорожников сразились в спортивных соревнованиях в Уральске
Регионы
17.07.2024
Железнодорожники прошли тестирование на знание государственного языка в Усть-Каменогорске
Пассажирские перевозки
17.07.2024
Консультации по вопросам услуги «Лист ожидания» проводят на вокзалах
Новости
17.07.2024
Стала известна стоимость электрификации участка железной дороги Луговая — Балыкчы
Регионы
16.07.2024
Около 3 тысяч тонн шубаркольского угля находится на складе станции Майкудук