История мозаичного панно к юбилею Павлодарской железнодорожной станции
Собственный корреспондент по Павлодарской области
В вагоноремонтном депо есть мозаичное панно, которое вот уже на протяжении многих лет украшает его территорию. Историю создания бетонно-каменного полотна журналистам пришлось восстанавливать буквально по крупицам. Возвращаясь как-то из очередного мероприятия, которое проходило в АО «Вагон-сервис», мой коллега из информационного агентства «Pavlodarnews.kz» Константин Шелков заметил этот красочный объект искусства, расположившийся рядом со зданием вагоноремонтного депо. К сожалению, в тот день мы не смогли узнать у руководства предприятия историю появления и создания мозаики, так как работавшие в то время сотрудники давно ушли на заслуженный отдых, их контакты тоже не сохранились. На мозаике коллега разглядел две даты. Это 1924 – год открытия Павлодарской железнодорожной станции и 1994 – ее 70-летие. В это время ее и установили. Читать также: Эхо истории: железнодорожная мозаика в Павлодаре На восстановление истории создания мозаичного панно ушло два месяца, большую помощь оказал журналистам Почетный железнодорожник СССР Аби Саркыншаков. Так, при помощи смальты – цветного непрозрачного стекла – на панно изображен исторический сюжет развития павлодарской железнодорожной станции от первых маломощных паровозов до тепловоза, идущего через степь и тянущего за собой вагоны, и масштабное жилищное строительство. Округлые формы кабины локомотива, расположенного по центру мозаики, помогают узнать тепловоз серии ТЭ-10. Изображение семафоров указывает на электрификацию железнодорожных путей участков Павлодар – Екибастуз – Акбидаик – Ушкулын – Аксу, которая началась в 1980 году, а полностью завершилась лишь в 2005-м.
– С инициативой установки мозаики к юбилею станции выступили тогдашний начальник локомотивного депо Айген Клет и председатель профсоюзного комитета Сергей Бунятов. Художником-оформителем при локомотивном депо работал Иван Колинько. Он же занимался художественным оформлением Дома культуры железнодорожников (ныне КДЦ «Шанырак»), там до сих пор висят две его пейзажные фрески, – сообщил Аби Саркыншаков.
Железнодорожная мозаика находится на стыке двух времен, примыкая к прошлому – располагаясь у забора старого паровозного депо, лицом обратившись на новое локомотивное депо. Выбор места железнодорожники объясняют так: чтобы приходя на работу, они всегда могли видеть и помнить, с чего все началось, и чем продолжает жить Павлодарская железнодорожная станция.