Воспоминаниями о становлении железной дороги поделились железнодорожники ВКО

КТЖ в лицах
14.12.2021, 10:20
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Железная дорога сыграла выдающуюся роль в формировании современного Казахстана, который отмечает свой 30-летний юбилей независимости. Обеспечивая внутреннюю коммуникацию между регионами, увеличивая экспортный и транзитный потенциал, железнодорожный транспорт остается становым хребтом государственности, объединяющей в единое целое производительные силы страны. Начало 1990-х было очень тяжелым временем. Перед тем, как Казахстан стал независимым государством, он входил в состав советской страны в качестве союзной республики. И перед развалом союза рядовым его гражданам пришлось выживать. Многие казахстанцы помнят пустые полки в магазинах, дефицит продуктов питания, товаров первой необходимости, гиперинфляцию, когда деньги обесценивались чуть ли не ежедневно. Люди стояли в очередях за всем – от хлеба до зубной пасты. Конечно, в сельской местности с продуктами питания было легче, так как люди выращивали скот, у всех было домашнее хозяйство, огороды. В городах приходилось буквально выживать – сложными были не только годы развала Советского союза, но и первые годы независимости Республики Казахстан. В то время Муразбек Оразаев работал дежурным по станции Селезневка после окончания Алматинского железнодорожного техникума. До этого был рабочим, водителем Бухтарминского совхоза, электромонтером связи Защитинской дистанции сигнализации и связи, водителем пансионата.

– В то время люди, наоборот, тянулись к железной дороге. Здесь была стабильность, люди получали зарплату. А большие совхозы, колхозы разваливались, останавливались и погибали предприятия, людей сокращали с прежних мест работы либо они сами уходили, потому что было совсем плохо. В поисках работы многие шли именно в сферу железнодорожного транспорта, – отмечает Почетный железнодорожник, начальник станции Селезневка Муразбек Оразаев.

Правда, в начале 1993 года и здесь несколько месяцев были перебои с зарплатой. Как жить без денег? Ответ на этот вопрос нашел начальник Защитинского отделения дороги Александр Васильевич Степура, который ввел специальные талоны для того, чтобы работники смогли покупать на них продукты питания и непродовольственные товары в сети ОРС (отдел рабочего снабжения) железной дороги – а его точки были на всех станциях, также в Селезневке. Талоны получили название «степурки». Это слово хорошо известно всем и ныне работающим железнодорожникам Защитинского региона, и пенсионерам. Благодаря «степуркам» люди не голодали.

– Мы ими пользовались около девяти месяцев. Кстати, моя мама Байзакан Оразаева 40 лет проработала продавцом в железнодорожном магазине ОРС на станции Селезневка. Она ветеран труда, награждена медалью за трудовую доблесть, – делится воспоминаниями Муразбек Оразаев.

Несмотря на трудности, железная дорога работала без остановок, доставляя ценные грузы, пассажиров в любые регионы Казахстана, страны ближнего зарубежья. В 1996 году Муразбек Оразаев возглавил станцию Селезневка, можно сказать, принял ее от своего отца Жолдыбая Оразаева, который был бессменным начальником станции со дня ее основания в 1961 году. Больше половины жизни отец проработал на железной дороге, начав трудовой путь в 18 лет стрелочником. Позже он окончил Алматинский железнодорожный техникум, работал составителем, дежурным по станции, потом стал начальником станции Селезневка. Жолдыбай Оразаев – Почетный железнодорожник.

– Наша станция маленькая, относится к пятому классу. Она занимается приемом и отправлением поездов, коллектив – всего несколько человек. От начальника станции всегда зависела не только обстановка в коллективе, но и то, как живет местное население, а оно во все времена шло к нему за помощью в быту. Кому-то надо угля, кому-то помочь с врачом или ветеринаром. И во все времена мы старались им помочь. Если же говорить о годах, когда зарождалась независимость РК, конечно, было очень непросто. Но не зря говорят, что трудности закаляют. Думаю, что многие из нас стали сильней, привыкли рассчитывать на свои силы. Все эти качества помогли нам выстоять в те непростые времена, – говорит Муразбек Оразаев.
Грузовые перевозки
05.06.2025
Перевозку более 70 млн тонн угля обеспечило КТЖ в прошедшем отопительном сезоне
Новости
05.06.2025
Развитие Транскаспийского коридора обсудили в Мюнхене
Новости
05.06.2025
Курык побил собственный рекорд по перевалке грузов
Регионы
05.06.2025
Уральские железнодорожники вышли на субботник
Регионы
05.06.2025
Ревизоры устроили внезапную проверку на станции Алматы-1
Регионы
04.06.2025
Воспитанникам детской деревни и дома «Үміт» организовали экскурсию на станции Оскемен-1
Регионы
04.06.2025
Уральские железнодорожники отметили Международный день защиты детей
Регионы
04.06.2025
Праздник ко Дню защиты детей провели на станции Караганда-Сортировочная
Новости
03.06.2025
Экспорт растительных масел и кормов в Китай вырос в 10 раз за пять лет
Инфраструктура
03.06.2025
Обводная железная дорога разгрузит Алматинский узел на 40%
Новости
03.06.2025
Павлодарские железнодорожники провели благотворительную акцию в Доме ребёнка
Новости
03.06.2025
Первый контейнерный поезд примет новый контейнерный терминал Zhetysu
Пассажирские перевозки
03.06.2025
Пятимиллионного пассажира торжественно встретили на столичном вокзале
Новости
03.06.2025
Более 240 наездов на скот зафиксировано на железной дороге в Казахстане
Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей
Новости
02.06.2025
Участие ÖBB в развитии ТМТМ обсудили в Астане