Воспоминаниями о становлении железной дороги поделились железнодорожники ВКО

КТЖ в лицах
14.12.2021, 10:20
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Железная дорога сыграла выдающуюся роль в формировании современного Казахстана, который отмечает свой 30-летний юбилей независимости. Обеспечивая внутреннюю коммуникацию между регионами, увеличивая экспортный и транзитный потенциал, железнодорожный транспорт остается становым хребтом государственности, объединяющей в единое целое производительные силы страны. Начало 1990-х было очень тяжелым временем. Перед тем, как Казахстан стал независимым государством, он входил в состав советской страны в качестве союзной республики. И перед развалом союза рядовым его гражданам пришлось выживать. Многие казахстанцы помнят пустые полки в магазинах, дефицит продуктов питания, товаров первой необходимости, гиперинфляцию, когда деньги обесценивались чуть ли не ежедневно. Люди стояли в очередях за всем – от хлеба до зубной пасты. Конечно, в сельской местности с продуктами питания было легче, так как люди выращивали скот, у всех было домашнее хозяйство, огороды. В городах приходилось буквально выживать – сложными были не только годы развала Советского союза, но и первые годы независимости Республики Казахстан. В то время Муразбек Оразаев работал дежурным по станции Селезневка после окончания Алматинского железнодорожного техникума. До этого был рабочим, водителем Бухтарминского совхоза, электромонтером связи Защитинской дистанции сигнализации и связи, водителем пансионата.

– В то время люди, наоборот, тянулись к железной дороге. Здесь была стабильность, люди получали зарплату. А большие совхозы, колхозы разваливались, останавливались и погибали предприятия, людей сокращали с прежних мест работы либо они сами уходили, потому что было совсем плохо. В поисках работы многие шли именно в сферу железнодорожного транспорта, – отмечает Почетный железнодорожник, начальник станции Селезневка Муразбек Оразаев.

Правда, в начале 1993 года и здесь несколько месяцев были перебои с зарплатой. Как жить без денег? Ответ на этот вопрос нашел начальник Защитинского отделения дороги Александр Васильевич Степура, который ввел специальные талоны для того, чтобы работники смогли покупать на них продукты питания и непродовольственные товары в сети ОРС (отдел рабочего снабжения) железной дороги – а его точки были на всех станциях, также в Селезневке. Талоны получили название «степурки». Это слово хорошо известно всем и ныне работающим железнодорожникам Защитинского региона, и пенсионерам. Благодаря «степуркам» люди не голодали.

– Мы ими пользовались около девяти месяцев. Кстати, моя мама Байзакан Оразаева 40 лет проработала продавцом в железнодорожном магазине ОРС на станции Селезневка. Она ветеран труда, награждена медалью за трудовую доблесть, – делится воспоминаниями Муразбек Оразаев.

Несмотря на трудности, железная дорога работала без остановок, доставляя ценные грузы, пассажиров в любые регионы Казахстана, страны ближнего зарубежья. В 1996 году Муразбек Оразаев возглавил станцию Селезневка, можно сказать, принял ее от своего отца Жолдыбая Оразаева, который был бессменным начальником станции со дня ее основания в 1961 году. Больше половины жизни отец проработал на железной дороге, начав трудовой путь в 18 лет стрелочником. Позже он окончил Алматинский железнодорожный техникум, работал составителем, дежурным по станции, потом стал начальником станции Селезневка. Жолдыбай Оразаев – Почетный железнодорожник.

– Наша станция маленькая, относится к пятому классу. Она занимается приемом и отправлением поездов, коллектив – всего несколько человек. От начальника станции всегда зависела не только обстановка в коллективе, но и то, как живет местное население, а оно во все времена шло к нему за помощью в быту. Кому-то надо угля, кому-то помочь с врачом или ветеринаром. И во все времена мы старались им помочь. Если же говорить о годах, когда зарождалась независимость РК, конечно, было очень непросто. Но не зря говорят, что трудности закаляют. Думаю, что многие из нас стали сильней, привыкли рассчитывать на свои силы. Все эти качества помогли нам выстоять в те непростые времена, – говорит Муразбек Оразаев.
КТЖ в лицах
18.09.2025
Династия Орысбаевых: три поколения машинистов
КТЖ в лицах
18.09.2025
Монтер пути Кайрат Арчабаев удостоен звания «Почетный железнодорожник»
Новости
18.09.2025
Более 60 замначальника локомотивных депо прошли обучение эффективным коммуникациям
Пассажирские перевозки
17.09.2025
АО «Пассажирские перевозки» запустит состав Talgo на маршруте Алматы — Костанай в 2026 году
Пассажирские перевозки
17.09.2025
Нацперевозчик подключит к Starlink ещё два поезда до конца года
Регионы
17.09.2025
Десять рационализторских предложений внедрили в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
17.09.2025
Развитие грузоперевозок в Казахстане обсудили Kazlogistics и BCG в Астане
Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре