Инженера-электронщика Александра Ченгаева проводили на пенсию в ОТЛП «Защита»

КТЖ в лицах
27.12.2024, 09:48
Фото Азамата Бекпаева
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Отдел первичной линейной поддержки «Защита» проводил на заслуженный отдых инженера-электронщика первой категории, посвятившего железной дороге 43 года, передает Rail-news.kz.

Александр Ченгаев начал свою карьеру в вычислительном центре Защитинского отделения дороги. Он был одним из тех, кто стоял у истоков автоматизации и внедрения новых технологий в железнодорожной сфере.

Начав с работы с перфокартами и громоздкими машинами, которые занимали целые помещения, он стал свидетелем революционных изменений: внедрения первых компьютеров, систем DOS и Windows, а также появления автоматизированных рабочих мест (АРМ).

«Меня с юности интересовала электроника. В те годы это было в диковинку. В советское время издавался журнал «Радиолюбитель», там печатали всякие интересные схемы. Пытался их понять, – вспоминает Александ Ченгаев. – Школу я окончил здесь, в микрорайоне Защита Усть-Каменогорска. Потом уехал в Новосибирск, учился в Бердском электромеханическом техникуме. После его окончания получил специальность «инженер-радиоэлектронщик», на заводе в Бердске прошел практику. Когда вернулся из армии, моя мама, Валентина Андреевна, которая в то время работала в управлении Защитинского отделения дороги, посоветовала устроиться на машиносчетную станцию. Кстати, отец, Дмитрий Леонтьевич, тоже был железнодорожником, работал машинистом тепловоза».

Когда Александр Ченгаев пришел на машиносчетную станцию, то понял – он хочет здесь работать. Устроился электромехаником. Вспоминает, что в то время вычислительные машины, которые работали на перфокартах, занимали весь первый этаж здания. Они сильно гудели, были огромными, но делали расчеты по всей железной дороге региона – зарплат, расходных и приходных материалов, отчетов.  Уже в то время стали внедрять специальную систему «Экспресс» для билетных касс. Сотрудники машиносчетной станции устанавливали и обслуживали эти системы на станциях, в местах продажи билетов.

«Только ближе к 1990 годам у нас решили сменить эти табуляторы на компьютеры СМ-1420, которые представляли собой большие ящики. У нас стояло два таких комплекса с дисплеями. Операторы забивали туда данные, машины их обрабатывали и выдавали результат. Нас даже отправляли на обучение в Киев, чтобы мы умели работать на таких машинах, – продолжает Александр Ченгаев. – Но они недолго у нас простояли, может, года три-четыре.  Появились первые небольшие компьютеры. На них стояла система DOS.  Windows еще не было. В то время стала образовываться АСОУП – автоматизированная система оперативного управления перевозками. Сначала мы организовали автоматизированное рабочее место (АРМ) на этом компьютере, поставили программное обеспечение. Со всех предприятий приходили к нам данные, и мы их вбивали в этот компьютер. Постепенно АСОУП стала разрастаться. Мы везде организовывали АРМ, ставили компьютеры на предприятиях, станциях, обучали персонал, как вводить в них данные».

В то время, вспоминает Александр Ченгаев, образовался ЛОИС – линейный отдел информационных систем. Это была середина 1990 годов. Тогда еще модемы соединялись между собой многочисленными проводами. Потом постепенно все стало совершенствоваться, появилась беспроводная связь. Сейчас их подразделение называется отделом первичной линейной поддержки «Защита» (ОПЛП), который является филиалом главного вычислительного центра АО «НК «ҚТЖ». В Восточно-Казахстанском ОПЛП трудятся 10 человек, которые занимаются внедрением новых информационных систем на железной дороге, обслуживанием, поддержкой клиентов.

«Александр Ченгаев – очень уважаемый человек. На станциях, в региональных ОПЛП, микрорайоне Защита, где он прожил всю жизнь, все его знают. В работе он очень ответственный человек, добропорядочный, профессиональный. То есть свою работу выполняет на 100-200%, – считает начальник ОПЛП «Защита» Азамат Бекпаев. – За долгие годы у нас много кадров поменялось. Но со всеми он поддерживает контакт, со всеми общается до сих пор, всегда поддержит, поможет».

13 декабря Александр Ченгаев ушел на заслуженный отдых. Говорит, что всегда найдет себе занятие на пенсии. Он и сейчас в свободное время увлекается пчеловодством, изготовлением мебели. Сам собрал большой станок с ЧПУ, на котором вырезает различные изделия, необходимые в быту. Александр Ченгаев стал примером преемственности в семье: его сын, также заинтересовавшись электроникой, стал специалистом по разработке сайтов и работает с различными компаниями, в том числе в ближнем зарубежье. У Александра Ченгаева есть внуки, с которыми он также планирует проводить время на пенсии, продолжая заниматься своими увлечениями.

Пассажирские перевозки
17.09.2025
АО «Пассажирские перевозки» запустит состав Talgo на маршруте Алматы — Костанай в 2026 году
Пассажирские перевозки
17.09.2025
Нацперевозчик подключит к Starlink ещё два поезда до конца года
Регионы
17.09.2025
Десять рационализторских предложений внедрили в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
17.09.2025
Развитие грузоперевозок в Казахстане обсудили Kazlogistics и BCG в Астане
Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов