Экологический отпуск и снижение пенсионного возраста для железнодорожников: вопрос остается открытым

Регионы
21.02.2023, 09:23
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Вопросы предоставления дополнительного оплачиваемого экологического отпуска, снижения пенсионного возраста обсудили на онлайн-встрече представители первичек и руководство ОО «Казпрофтранс», Федерации профсоюзов РК, территориального объединения профсоюзов (ТОП) ВКО.

Как отметил в начале встречи председатель ТОП ВКО Темирбек Касымжанов, полтора года назад первичные профсоюзные организации железнодорожных предприятий Защитинского региона подняли вопросы по экологическому отпуску и снижению пенсионного возраста. К сожалению, они до сих пор не нашли разрешения, несмотря на то что отражены в региональном соглашении по ВКО на 2021-2023 годы между акиматом, объединением профсоюзов, работодателями. 

Директор Семейского отделения грузовых перевозок Владимир Бабиченко отметил, что вопросы социальной стабильности, взаимодействия с социальным партнером Казпрофтрансом имеют для отделения приоритетное значение. 

– Наше отделение расположено в границах двух областей – ВКО и Абай, коллектив железнодорожников насчитывает свыше 13 тысяч человек. Совместно с ОО «Казпрофтранс» удается решить немало. В прошлом году АО «НК «ҚТЖ» дифференцированно подняло зарплату своим работникам. По области Абай в железнодорожной отрасли она выше среднемесячной. Повышение зарплаты железнодорожникам было также в январе текущего года, – сказал Владимир Бабиченко. 

Представители станции Оскемен-1 рассказали, что около 60 работников по станции не могут получить дополнительный экологический отпуск, а он им просто необходим для того, чтобы поправить свое здоровье. Руководитель отдела управления государственной инспекции труда ВКО Галия Тохтасынова выразила уверенность, что пункты областного соглашения касательно экологического отпуска и доплаты работникам должны соблюдаться вне зависимости от наличия удостоверения пострадавшего. Главный менеджер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Саян Сыздыков в свою очередь высказался, что областное соглашение не обязательно к применению, но представители профсоюзов заняли прямо противоположную точку зрения. По мнению представителя Центрального совета ОО «Казпрофтранс» Айгуль Жайлаубаевой, по действующему трудовому законодательству, Коллективный договор не должен ухудшать положение работников, по сравнению с трудовым законодательством РК, генеральным отраслевым, региональными соглашениями.

По данным Семейского отделения грузовых перевозок, 13-ю статью Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», исполняют «половинчато». То есть по первому пункту всем работникам железнодорожных предприятий делают ежемесячную доплату в 1,5 МРП к заработной плате. А для тех, кто имеет специальные удостоверения пострадавших, эту сумму не облагают подоходным налогом. А вот второй пункт, который касается предоставления оплачиваемого экологического отпуска, не исполняется с 2019 года, когда внесли дополнения в Коллективный договор. К слову, для его исполнения АО «НК «ҚТЖ» необходимо около 160 миллионов тенге ежегодно. 

Что касается снижения пенсионного возраста для железнодорожников, то Саян Сыздыков отметил: по АО «НК «ҚТЖ» есть 23 профессии, а это – больше 36,7 тысячи человек, которые входят в утвержденный перечень работников, которые трудятся в тяжелых и вредных условиях труда. С 2021 года в компании ведут переписку с уполномоченными органами, чтобы снизили пенсионный возраст на уровне законодательства. Но к консенсусу пока не пришли. 

Председатель ОО «Казпрофтранс» Оразгали Ахметбаев подытожил сказанное во время встречи. Так, вопрос по предоставлению дополнительного экологического отпуска будут стараться рассмотреть в действующем Колдоговоре, но во время обсуждения нового документа это произойдет в обязательном порядке. Что касается досрочного выхода на пенсию для определенной категории железнодорожников, то этот вопрос необходимо решать на государственном уровне.

Новости
05.11.2025
Блогер показал преображение вокзала Казалы
Новости
05.11.2025
КТЖ призвало родителей напомнить детям о правилах безопасности вблизи железной дороги
Новости
05.11.2025
Встреча молодых специалистов «Самрук-Қазына» прошла в Алматы
Регионы
05.11.2025
Итоги трехлетней работы подвели на отчетно-выборной конференции регионального Совета ветеранов в Алматы
Пассажирские перевозки
05.11.2025
Вагоны Stadler успешно прошли климатические испытания на севере Казахстана
Новости
05.11.2025
Делегация КТЖ посетила железнодорожные объекты США
Новости
04.11.2025
Казахстан и Китай договорились о размещении сменных работников приграничных станций на территории друг друга
Новости
04.11.2025
Зерновой союз: ограничения погрузки КТЖ — вынужденная мера и направлены на нормализацию перевозок
Новости
04.11.2025
Корпоративные омбудсмены «Самрук-Қазына» посетили ряд машиностроительных предприятий в Астане
Регионы
04.11.2025
Карагандинский филиал ВЖДО подвёл итоги работы за девять месяцев
Новости
04.11.2025
Alstom приняла участие в Казахстанском глобальном инвестиционном круглом столе
Регионы
04.11.2025
Месячник по усилению безопасности перевозочного процесса и сохранности перевозимых грузов проходит в КТЖ
Новости
04.11.2025
XII Молодежный форум транспортников Kazlogistics прошел в Алматы
Новости / Архив
04.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №92 от 04 ноября 2025 года
Грузовые перевозки
03.11.2025
Экспорт казахстанского зерна в Китай смещается в пользу комбикормов
Регионы
03.11.2025
Около 150 карагандинских железнодорожников получили медали за вклад в строительство линии «Достык – Мойынты»
Регионы
03.11.2025
Костанайские железнодорожники отметили День Республики
Регионы
03.11.2025
Уральские железнодорожники получили награды ко Дню Республики и юбилею профсоюзов
Регионы
03.11.2025
Лучшие сотрудники Алматинского отделения ГП награждены ко Дню Республики
Грузовые перевозки / Цифра недели
03.11.2025
Более 1,5 млн тонн зерна перевезено железнодорожным транспортом в октябре