Экологический отпуск и снижение пенсионного возраста для железнодорожников: вопрос остается открытым

Регионы
21.02.2023, 09:23
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Вопросы предоставления дополнительного оплачиваемого экологического отпуска, снижения пенсионного возраста обсудили на онлайн-встрече представители первичек и руководство ОО «Казпрофтранс», Федерации профсоюзов РК, территориального объединения профсоюзов (ТОП) ВКО.

Как отметил в начале встречи председатель ТОП ВКО Темирбек Касымжанов, полтора года назад первичные профсоюзные организации железнодорожных предприятий Защитинского региона подняли вопросы по экологическому отпуску и снижению пенсионного возраста. К сожалению, они до сих пор не нашли разрешения, несмотря на то что отражены в региональном соглашении по ВКО на 2021-2023 годы между акиматом, объединением профсоюзов, работодателями. 

Директор Семейского отделения грузовых перевозок Владимир Бабиченко отметил, что вопросы социальной стабильности, взаимодействия с социальным партнером Казпрофтрансом имеют для отделения приоритетное значение. 

– Наше отделение расположено в границах двух областей – ВКО и Абай, коллектив железнодорожников насчитывает свыше 13 тысяч человек. Совместно с ОО «Казпрофтранс» удается решить немало. В прошлом году АО «НК «ҚТЖ» дифференцированно подняло зарплату своим работникам. По области Абай в железнодорожной отрасли она выше среднемесячной. Повышение зарплаты железнодорожникам было также в январе текущего года, – сказал Владимир Бабиченко. 

Представители станции Оскемен-1 рассказали, что около 60 работников по станции не могут получить дополнительный экологический отпуск, а он им просто необходим для того, чтобы поправить свое здоровье. Руководитель отдела управления государственной инспекции труда ВКО Галия Тохтасынова выразила уверенность, что пункты областного соглашения касательно экологического отпуска и доплаты работникам должны соблюдаться вне зависимости от наличия удостоверения пострадавшего. Главный менеджер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Саян Сыздыков в свою очередь высказался, что областное соглашение не обязательно к применению, но представители профсоюзов заняли прямо противоположную точку зрения. По мнению представителя Центрального совета ОО «Казпрофтранс» Айгуль Жайлаубаевой, по действующему трудовому законодательству, Коллективный договор не должен ухудшать положение работников, по сравнению с трудовым законодательством РК, генеральным отраслевым, региональными соглашениями.

По данным Семейского отделения грузовых перевозок, 13-ю статью Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», исполняют «половинчато». То есть по первому пункту всем работникам железнодорожных предприятий делают ежемесячную доплату в 1,5 МРП к заработной плате. А для тех, кто имеет специальные удостоверения пострадавших, эту сумму не облагают подоходным налогом. А вот второй пункт, который касается предоставления оплачиваемого экологического отпуска, не исполняется с 2019 года, когда внесли дополнения в Коллективный договор. К слову, для его исполнения АО «НК «ҚТЖ» необходимо около 160 миллионов тенге ежегодно. 

Что касается снижения пенсионного возраста для железнодорожников, то Саян Сыздыков отметил: по АО «НК «ҚТЖ» есть 23 профессии, а это – больше 36,7 тысячи человек, которые входят в утвержденный перечень работников, которые трудятся в тяжелых и вредных условиях труда. С 2021 года в компании ведут переписку с уполномоченными органами, чтобы снизили пенсионный возраст на уровне законодательства. Но к консенсусу пока не пришли. 

Председатель ОО «Казпрофтранс» Оразгали Ахметбаев подытожил сказанное во время встречи. Так, вопрос по предоставлению дополнительного экологического отпуска будут стараться рассмотреть в действующем Колдоговоре, но во время обсуждения нового документа это произойдет в обязательном порядке. Что касается досрочного выхода на пенсию для определенной категории железнодорожников, то этот вопрос необходимо решать на государственном уровне.

Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей
Новости
02.06.2025
Участие ÖBB в развитии ТМТМ обсудили в Астане
Новости
02.06.2025
Казахстан представил транспортный потенциал на AIF-2025
Новости
02.06.2025
Минтранс РК и CMA CGM обсудили развитие перевозок по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Школьникам напомнили о правилах безопасности на железной дороге в Костанае
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Более 484 тысяч детей перевезено поездами КТЖ
Новости
01.06.2025
Водитель бросил авто на железнодорожных путях в Туркестанской области
Новости
01.06.2025
Первое сервисное депо Alstom открылось в Шу
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Первый туристический поезд из Сианя прибыл в Алматы
Новости
31.05.2025
KTZ Express и TCS Logistics подписали меморандум о сотрудничестве
Новости
31.05.2025
Завершаются приготовления к пуску контейнерного хаба в Актау
Новости
31.05.2025
Казахстан и Австрия намерены расширять логистическое сотрудничество
Новости
31.05.2025
Развитие транспортно-логистического сотрудничества обсудили КТЖ и делегация из Омана
Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона
Новости
30.05.2025
КТЖ внедряет современные технологии медицинского контроля для поддержки здоровья сотрудников