Паровоз Победы в Уральске

Регионы
22.05.2023, 11:10
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Международный день музеев отмечался 18 мая. В музее железнодорожников Уральска много интересных экспонатов, но одним из самых популярных экспонатов, которому посвящена отдельная лекция, является макет паровоза Победы серии СО-к.  

Строго говоря, этот макет был изготовлен по заказу почетного железнодорожника Михаила Тихоновича, который и передал этот уникальный в своем роде экспонат в дар музею железнодорожников Уральска. Ежегодно в этом музее бывает до полутора тысяч посетителей, и макеты локомотивов всех времен вызывают неизменный интерес, особенно макет паровоза СО-к («Серго Орджоникидзе» – народный комиссар тяжелой промышленности СССР с 1932 по 1937 год), воспроизведенный в мельчайших деталях, включая ходовую часть.

Паровоз СО-к был спроектирован в 1933-1934 годы Ленинградским и Харьковским НИИ и построен на Коломенском заводе в январе 1935 года. Потребность в паровозе с более экономичным в расходовании топлива и воды локомотивом при большей мощности с обеспечением движения по слабым рельсам была высока.  

Всем этим требованиям отвечал паровоз СО-к, литера «К» обозначала «с конденсацией пара». Данный паровоз мог водить поезда весом до 4 000 тонн со скоростью 75 километров в час, КПД – 7,8%. Это достигалось использованием перегретого до 300 градусов Цельсия пара. Очень важным достоинством нового паровоза стало то, что он мог проходить до 1 700 километров без набора воды.  

– Большой расход воды на паровозах предыдущего поколения допускался выбросом отработанного пара из цилиндров при каждом обороте колеса. Благодаря многократному использованию одной и той же воды паровозы с конденсацией пара сократили ее расход в сотни раз, а также позволили избавиться от накипи, особенно в местностях с жесткой водой, – поясняет Михаил Надточий.  

Кроме того, паровозы СО-к активно использовались на всех участках фронтов, доставляя войска и вооружение к передовой по так называемым слабым рельсам, – восстановленным после бомбежек. Всего в период войны было задействовано 1 500 паровозов в спецколоннах НКПС.  

После увлекательного рассказа об уникальном и героическом паровозе посетители Уральского музея железнодорожников с еще большим вниманием изучают макет паровоза Победы, созданный с огромной любовью умными руками плотником Илецкого локомотивного депо Львов Саркисяном.

Грузовые перевозки
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау
Новости
01.07.2025
Сотрудники пожарной службы КТЖ прошли обучение
Новости
01.07.2025
Навигационные пломбы для отслеживания перевозок на железнодорожном транспорте начали устанавливать в Казахстане
Новости / Архив
01.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №50 от 01 июля 2025 года
Новости
30.06.2025
В профориентационное путешествие по Казахстану отправятся 200 детей из регионов
КТЖ в лицах
30.06.2025
HR-специалист ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Гульнара Керимбекова поделилась опытом в популяризации казахского языка
КТЖ в лицах
30.06.2025
Главного менеджера департамента бизнес-аналитики Наталью Гузь проводили на пенсию
Новости
30.06.2025
Пул «Лидеров профессий» создан в КТЖ
Регионы
30.06.2025
Число экстренных торможений отметили в Алматинском локомотивном депо
30.06.2025
Тематический вечер о наследии Абая прошел в КТЖ
Новости
30.06.2025
Олжас Бектенов представил коллективу Министерства транспорта нового руководителя
Новости
30.06.2025
В КТЖ подвели итоги за четыре года
Инфраструктура
30.06.2025
КТЖ приступило к модернизации участка Алтынколь — Жетыген
Новости
30.06.2025
Нурлан Сауранбаев назначен министром транспорта
Пассажирские перевозки
30.06.2025
Дополнительный пассажирский поезд запустят в летний сезон между Астаной и Актобе
Новости
27.06.2025
Планы развития ТМТМ обсудили в Варшаве
Новости
27.06.2025
Объем перевозок по ТМТМ вырос на 62%
Регионы
27.06.2025
О работе по охране труда рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо