Заражение страхом. Ученые объяснили, почему люди панически скупают туалетную бумагу в период коронавируса

В мире
12.03.2020, 10:32

На фоне глобального распространения нового коронавируса потребители по всему миру стали панически скупать предметы первой необходимости, такие как дезинфицирующие средства для рук, консервированные продукты и туалетную бумагу.

Спрос на эти товары настолько возрос, что британские ритейлеры ограничили продажи средств для гигиены рук, а австралийские покупатели уже столкнулись с ограничениями на количество туалетной бумаги, которую они могут купить.

Почему человеческий мозг подталкивает к панической покупке, даже когда власти убеждают общественность, что в этом нет необходимости.

По словам психолога из Лондонского университета искусств Пола Марсдена, краткий ответ можно найти в психологии «розничной терапии», где люди покупают, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием. 

«Речь идет о том, чтобы вернуть контроль в мире, где человек чувствует себя неконтролируемым. В более широком смысле, панические покупки могут быть поняты как игра наших трех основных потребностей психологии».

Среди этих потребностей - автономия или потребность все контролировать, ощущение приобщенности, когда не «я делаю покупки», а «мы делаем покупки», а также компетентность, которая дает людям ощущение, что они «умные покупатели». 

«Заражение страхом»

Между тем, доцент кафедры социальной психологии в Кембриджском университете Сандер ван дер Линден сказал, что в игре присутствуют как генерализованные, так и специфические для коронавируса факторы.

«В США люди получают противоречивые сообщения от представителей здравоохранения и администрации Трампа. Одна организация говорит, что это опасно, а другая - что она под контролем. Это заставляет людей беспокоиться». 

Президент Дональд Трамп преуменьшил влияние вспышки коронавируса в США в своем Twitter. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, вирус сейчас присутствует как минимум в 35 штатах. 

В целом, психолог назвал это явление «заражения страхом». 

«Когда люди испытывают стресс, их разум затуманен, поэтому они смотрят на то, что делают другие люди. Если другие накапливают запасы, это ведет к такому же поведению. Люди видят фотографии пустых полок, и независимо от того, является ли это рациональным или нет, мозг посылает им сигнал, что нужно запасаться продуктами». 

«Иногда социальное знание может иметь большую ценность. С точки зрения эволюции, когда мы не знаем, как реагировать на что-то, мы обращаемся к другим за советом. Если в джунглях кто-то прыгает от змеи, вы автоматически делаете то же самое».

В то время как продажи мыла для рук и дезинфицирующих средств резко выросли на рынках по всему миру с момента начала вспышки, потребители также запасаются несколько неожиданным предметом необходимости - туалетной бумагой. По словам Димитриоса Циврикоса, преподавателя психологии потребителей и бизнеса в Университетском колледже Лондона, туалетная бумага стала «иконой» массовой паники.

«Во времена неопределенности люди попадают в зону паники, которая делает их иррациональными и совершенно невротичными. В других стихийных бедствиях, таких как наводнение, мы можем подготовиться, потому что знаем, сколько запасов нам нужно, но у нас сейчас есть вирус, о котором мы ничего не знаем». 

Спикер также отметил, что отсутствие ясного голоса авторитетных деятелей подпитывает панику. 

«Общественность получает противоречивые советы от правительства и ритейлеров», - сказал он. «Так что люди массово покупают товары. Считаю, что виновата система в отсутствии единодушного мнения о том, что люди должны делать в таких ситуациях». 

Однако, по мнению члена Американской психологической ассоциации и Общества психологии потребителей из Нью-Йорка Питера Ноэля Мюррея, мнение авторитетных фигур не способна ослабить тенденцию к панике. 

«Если власти будут постоянно заявлять, что этот вирус не является проблемой, это ничего не изменит. Кампании, которые являются авторитетными, не будут успешными, если они не задействуют поведение людей». 

По словам Мюррея, когнитивные и эмоциональные реакции были двумя ключевыми факторами, влияющими на наши решения в таких ситуациях, как вспышка коронавируса. 

«В этом случае когнитивный фактор - это когнитивное смещение, (что означает), что мы склонны переоценивать вещи. Когда происходит авиакатастрофа, люди не летают, когда происходит нападение акулы, люди думают, что все акулы убийцы. Этот процесс заставляет нас думать, что какой бы ни была текущая вещь, она похожа на какую-то ужасную вещь - она ​​катастрофизирует наше представление о том, что это за вещь». 

В этом случае люди могут связывать коронавирус с прошлой смертельной вспышкой, например, с испанским гриппом 1918 года, унесшим жизни около 50 миллионов человек во всем мире.

«Существует чрезмерное представление о страхе, и умы людей должны реагировать на подобные чувства. Необходимость в самоутверждении заставляет нас делать необоснованные вещи, такие как покупка годового запаса туалетной бумаги».

Пассажирские перевозки
17.09.2025
АО «Пассажирские перевозки» запустит состав Talgo на маршруте Алматы — Костанай в 2026 году
Пассажирские перевозки
17.09.2025
Нацперевозчик подключит к Starlink ещё два поезда до конца года
Регионы
17.09.2025
Десять рационализторских предложений внедрили в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
17.09.2025
Развитие грузоперевозок в Казахстане обсудили Kazlogistics и BCG в Астане
Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов