Заражение страхом. Ученые объяснили, почему люди панически скупают туалетную бумагу в период коронавируса
На фоне глобального распространения нового коронавируса потребители по всему миру стали панически скупать предметы первой необходимости, такие как дезинфицирующие средства для рук, консервированные продукты и туалетную бумагу.
Спрос на эти товары настолько возрос, что британские ритейлеры ограничили продажи средств для гигиены рук, а австралийские покупатели уже столкнулись с ограничениями на количество туалетной бумаги, которую они могут купить.
Почему человеческий мозг подталкивает к панической покупке, даже когда власти убеждают общественность, что в этом нет необходимости.
По словам психолога из Лондонского университета искусств Пола Марсдена, краткий ответ можно найти в психологии «розничной терапии», где люди покупают, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием.
«Речь идет о том, чтобы вернуть контроль в мире, где человек чувствует себя неконтролируемым. В более широком смысле, панические покупки могут быть поняты как игра наших трех основных потребностей психологии».
Среди этих потребностей - автономия или потребность все контролировать, ощущение приобщенности, когда не «я делаю покупки», а «мы делаем покупки», а также компетентность, которая дает людям ощущение, что они «умные покупатели».
«Заражение страхом»
Между тем, доцент кафедры социальной психологии в Кембриджском университете Сандер ван дер Линден сказал, что в игре присутствуют как генерализованные, так и специфические для коронавируса факторы.
«В США люди получают противоречивые сообщения от представителей здравоохранения и администрации Трампа. Одна организация говорит, что это опасно, а другая - что она под контролем. Это заставляет людей беспокоиться».
Президент Дональд Трамп преуменьшил влияние вспышки коронавируса в США в своем Twitter. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, вирус сейчас присутствует как минимум в 35 штатах.
В целом, психолог назвал это явление «заражения страхом».
«Когда люди испытывают стресс, их разум затуманен, поэтому они смотрят на то, что делают другие люди. Если другие накапливают запасы, это ведет к такому же поведению. Люди видят фотографии пустых полок, и независимо от того, является ли это рациональным или нет, мозг посылает им сигнал, что нужно запасаться продуктами».
«Иногда социальное знание может иметь большую ценность. С точки зрения эволюции, когда мы не знаем, как реагировать на что-то, мы обращаемся к другим за советом. Если в джунглях кто-то прыгает от змеи, вы автоматически делаете то же самое».
В то время как продажи мыла для рук и дезинфицирующих средств резко выросли на рынках по всему миру с момента начала вспышки, потребители также запасаются несколько неожиданным предметом необходимости - туалетной бумагой. По словам Димитриоса Циврикоса, преподавателя психологии потребителей и бизнеса в Университетском колледже Лондона, туалетная бумага стала «иконой» массовой паники.
«Во времена неопределенности люди попадают в зону паники, которая делает их иррациональными и совершенно невротичными. В других стихийных бедствиях, таких как наводнение, мы можем подготовиться, потому что знаем, сколько запасов нам нужно, но у нас сейчас есть вирус, о котором мы ничего не знаем».
Спикер также отметил, что отсутствие ясного голоса авторитетных деятелей подпитывает панику.
«Общественность получает противоречивые советы от правительства и ритейлеров», - сказал он. «Так что люди массово покупают товары. Считаю, что виновата система в отсутствии единодушного мнения о том, что люди должны делать в таких ситуациях».
Однако, по мнению члена Американской психологической ассоциации и Общества психологии потребителей из Нью-Йорка Питера Ноэля Мюррея, мнение авторитетных фигур не способна ослабить тенденцию к панике.
«Если власти будут постоянно заявлять, что этот вирус не является проблемой, это ничего не изменит. Кампании, которые являются авторитетными, не будут успешными, если они не задействуют поведение людей».
По словам Мюррея, когнитивные и эмоциональные реакции были двумя ключевыми факторами, влияющими на наши решения в таких ситуациях, как вспышка коронавируса.
«В этом случае когнитивный фактор - это когнитивное смещение, (что означает), что мы склонны переоценивать вещи. Когда происходит авиакатастрофа, люди не летают, когда происходит нападение акулы, люди думают, что все акулы убийцы. Этот процесс заставляет нас думать, что какой бы ни была текущая вещь, она похожа на какую-то ужасную вещь - она катастрофизирует наше представление о том, что это за вещь».
В этом случае люди могут связывать коронавирус с прошлой смертельной вспышкой, например, с испанским гриппом 1918 года, унесшим жизни около 50 миллионов человек во всем мире.
«Существует чрезмерное представление о страхе, и умы людей должны реагировать на подобные чувства. Необходимость в самоутверждении заставляет нас делать необоснованные вещи, такие как покупка годового запаса туалетной бумаги».