Цифровизация в ҚТЖ: реализованные проекты

Цифровизация
02.08.2022, 09:20
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Задачи по обеспечению автоматизации и цифровизации грузовой деятельности являются приоритетным направлением в АО «НК «ҚТЖ». Информационные системы АСУ ДКР, ЕК ИОДВ, АС «Платежная система» избавят от многочисленных согласований, непроизводительных потерь, повысят оперативность и эффективность работы железнодорожников по обслуживанию отправителей и получателей грузов.

В АО «НК «ҚТЖ» ведется работа по стопроцентному переходу на оформление перевозочных документов по безбумажной технологии. В настоящее время в компании успешно внедрены и действуют информационные системы АСУ ДКР, ЕК ИОДВ, АС «Платежная система». 

Так, процент оформленных по безбумажной технологии вагонов во внутриреспубликанском сообщении уже составляет 95%. В части международных перевозок безбумажные осуществляются с ОАО «Российские железные дороги» в рамках заключенного Соглашения об осуществлении перевозок по безбумажной технологии с использованием электронной накладной. На сегодня процент оформленных вагонов в экспортном сообщении на ОАО «РЖД» составляет 71%, в импортном сообщении – 22%. В перспективе – развитие безбумажных перевозок с Китайской железной дорогой и другими сопредельными странами. 

В настоящее время грузоотправители Казахстана осуществляют планирование и оформление перевозок с помощью автоматизированной системы управления «Договорная и коммерческая работа» (АСУ ДКР), в которой задействовано более 2 570 специалистов АО «КТЖ – Грузовые перевозки» и зарегистрировано свыше 42 тысяч клиентов. 

– Автоматизированная система позволила значительно снизить влияние человеческого фактора, коррупционную составляющую. В ней автоматически производится формирование накладных, в том числе по безбумажной технологии, вагонного листа, контроль проверки вагона по паспортным данным, кодов плательщика, подача электронной заявки на переадресовку грузов. Также взыскание тарифов, в том числе за пользование вагонами АО «Қазтеміртранс», осуществляется взаимодействие с информационными системами КГД МФ РК, МСХ РК, АО «KTZ Express», – отметил главный менеджер департамента системных проектов филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция автоматизации и цифровизации» Руфат Бейлов. 

Одним из важных показателей системы является обеспечение возможности круглосуточного оформления перевозочных документов. Сопровождение системы проводится работниками отдела АСУ ДКР и специалистами функционального направления аналитики системных проектов. 

Также у грузоотправителей появилась возможность увидеть текущий баланс по ЕЛС. Необходимую информацию они могут получить благодаря АС «Платежная система». В системе формируется перечень по взысканным перевозкам. Итоговым результатом работы является обеспечение информированности плательщиков о суммах текущего баланса ЕЛС. 

– В компании действует единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости – ЕК ИОДВ. Здесь осуществляются прием и обработка сообщений об отправлении грузов (сообщение 251), прибытии грузов на станцию назначения (сообщение 253), взысканных дополнительных сборах (сообщение 1536), оформленных на станциях, оснащенных АСУ ДКР (АРМ АГКР), и пяти ТехПД – Алматинского, Жамбылского, Актобинского, Павлодарского, Карагандинского. Все сообщения, которые поступают в ЕК ИОДВ, проходят форматный и логический контроль. Итоговым результатом работы ЕК ИОДВ является формирование тяжелой статистической и финансовой отчетности для структурных подразделений компании, а также выдача суточной, декадной и месячной информации из базы данных ЕК ИОДВ для ЦМТ, ЦТП, ЦЖС, ТехПД, ЦРСУО, структурных подразделений АО «НК «ҚТЖ» и ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки», а также формирование передаточных файлов для последующей загрузки в SAP, – рассказал Руфат Бейлов. 

Внедрение безбумажной технологии позволило существенно упростить процесс работы с клиентами. Например, время планирования сократилось с 11 часов до пяти минут во внутриреспубликанских отправках и с двух дней до часа в экспортных, а также процесс оформления накладных с 30 до пяти минут. 

– Ведутся работы по передаче данных из АСУ ДКР в SAP для отработки реализации функции отображения баланса ЕЛС клиентов, реализации передачи данных в смежные системы через шину SAP, – продолжил Руфат Бейлов. 

На текущий момент в круглосуточном режиме функционирует единый телефон смены АСУ ДКР 8 7172 60 67 66. Работники смены проводят консультацию грузоотправителей и грузополучателей, товарных кассиров по оформлению в АСУ ДКР, следят за ее работоспособностью. Дополнительно планируется подключение смены АСУ ДКР к единому номеру 1453, что позволит клиентам получать консультацию по работе системы и по этому короткому номеру.

КТЖ в лицах
12.03.2025
«Вижу свое будущее на стальной магистрали»: сигналист Ирина Шаханова — о начале трудового пути
Инфраструктура
12.03.2025
Движение по маршруту «Достык – Бескөл» в марте откроют в Казахстане
КТЖ в лицах
12.03.2025
«Внести вклад в развитие железнодорожного транспорта»: Инженер-технолог станции Алтынколь Шолпан Мукашева — о своей работе
Инфраструктура
12.03.2025
Около 160 км пути оздоровят железнодорожники Шымкентского отделения магистральной сети
КТЖ в лицах
12.03.2025
О необычном хобби рассказала электромеханик-приемщик приборов СЦБ Лариса Григорьева
Новости
12.03.2025
Машинисту поезда удалось избежать ДТП в районе станции Сурган
Новости
12.03.2025
КТЖ добилось ужесточения ответственности за нарушение правил безопасности на железной дороге
Пассажирские перевозки
12.03.2025
Финиками и водой угощают пассажиров проводники поездов КТЖ
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Не могу сидеть без дела»: 31 год работает слесарем по осмотру и ремонту локомотива Алмагуль Нурмахина
КТЖ в лицах
11.03.2025
Как совмещать работу и семью, рассказала оператор по обработке перевозочных документов станции Уральск
КТЖ в лицах
11.03.2025
Директора Центрального музея железнодорожного транспорта Гульнару Шормакову проводили на пенсию
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Даже мысли не было о смене профессии»: Ольга Дедкова почти 30 лет трудится осмотрщиком вагонов на станции Петропавловск
Новости
11.03.2025
«Прогнозирование – это искусство»: графисты рассказали о своей работе
Новости
11.03.2025
Систему видеоаналитики на переездах испытали в КТЖ
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Железная дорога всегда меня выручала»: Дежурная по станции Оскемен-1 Минайым Абдрахманова — о выборе професии
Новости
11.03.2025
КТЖ: Обследованы все водохранилища и плотины выше железнодорожного полотна
Новости
11.03.2025
Глава Минтранспорта посетил открытый после реконструкции вокзал в Экибастузе
Пассажирские перевозки
10.03.2025
Более 300 пассажиров перевезены поездами КТЖ с закрытых из-за непогоды трасс
Пассажирские перевозки
10.03.2025
КТЖ вывезет застрявших из-за непогоды на трассах людей в Астану
Пассажирские перевозки
09.03.2025
Более тысячи пассажирок поездов КТЖ получили подарки на 8 марта