Какие перспективы откроет для Казахстана транспортно-логистический центр CRK Terminal, рассказал эксперт

Интервью
25.09.2024, 09:40

Создание транспортно-логистического центра CRK Terminal стало важной вехой в развитии транзитного потенциала Казахстана. Политолог, директор общественного фонда «Кемел арна» Замир Каражанов рассказал в интервью Rail-news.kz о том, какие перспективы есть у нового центра торговли и логистики на Шелковом Пути, и что участие в проекте даст Казахстану.

 

Что значит для Казахстана участие в создании трехстроннего транспортно-логистического центра CRK Terminal? Насколько выгоден для нашей страны сейчас этот проект?

 

Казахстан заложник своего географического положения, которое сулит ему как преимущества, так и ограничения. Страна находиться в центре континента и не имеет выхода к морю. Поэтому сотрудничество с соседями во многом определяет долгосрочное устойчивое развитие Казахстана. Тем более в сфере перевозок груза, от чего зависит весь импорт и экспорт страны. Это одна из веских причин, по которой Казахстан всегда поддерживал интеграционные проекты и партнерские отношения с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Если говорить о сотрудничестве в транспортерной сфере, то оно приобретает особую актуальность в условиях геополитической напряженности. Поскольку, неурядицы в большой политике способны подрывать логистические цепочки, что уже видно, как по санкциям в отношении России, так и по конфликтам и горячим точкам. Поэтому для Казахстана важно увеличивать альтернативные маршруты и диверсифицировать свои транспортные коридоры, которые его связывают с внешним миром.

Действительно, после 2014 года Россия сталкивается с западными санкциями, которые ограничивают ее сотрудничества с другими странами. В том числе в сфере транзита и грузоперевозок. В настоящий момент в отношении России принято несколько пакетов санкций. Часть из них касается грузоперевозок. Но есть нюансы, которые позволяют Казахстану поддерживать сотрудничество в этой сфере.

Во-первых, санкции не затронули транзит грузов железнодорожным транспортом через Россию. Ограничения касались автомобильных перевозок. Во-вторых, в случае с «веткой» Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино речь не идет о транзите казахстанского груза, а только о транзите китайского или российского груза, – в зависимости от его направления, – через территорию Казахстана. В-третьих, санкции не ограничивают транзит российского груза через третьи страны, так как за его содержание ответственность несет та сторона, которая его отправляет.

Проще говоря, западные санкции не ограничивают реализацию проекта Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино, что позволяет его реализовать и получать преимущества.

 

Линейные перевозки будут идти по маршруту Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино. Какие перспективы есть у этого маршрута?

 

Как не странно, перспективы есть, чему способствует геополитическая напряженность в мире. Из-за кризиса в отношениях между Москвой и западными странами, Россия вынуждена развивать сотрудничество с Китаем и другими азиатскими странами. Поэтому рост ее товарооборота обещает расти на восточном направлении. По крайней мере статистика уже показывает такую тенденцию. Ранее сообщалось, что в 2023 году объем транзитных перевозок грузов по железной дороге через Казахстан по направлению Китай – Россия и обратно вырос на 35% по сравнению с 2022 годом. Можно даже предположить, что Китай станет не единственной страной, с которой Россия будет усиливать, как торговлю, так и транспортные маршруты. Есть еще одно перспективное направление – Индия, чья экономика последние десятилетия динамично растет. Российской стороне также будет важно иметь стабильное сообщение с этой страной. Известно, что «РЖД» уже проявляет интерес к строительству железнодорожной ветки Узбекистан – Пакистан, что также позволит Казахстану усилить свой транзитный потенциал и даже, за счет роста грузопотока, модернизировать свою транспортную инфраструктуру.

 

Какова роль Казахстана в этом проекте? Наша страна интересна партнерам в большей степени как транзитная территория?

 

Россия и Китай имеют общую границу, которая позволяет им осуществлять грузоперевозки, минуя Казахстан. Но в силу географического положения, Казахстан является самым прямым путем на пути следования грузов. Дело в том, что железная дорога связывает не страны, а деловые центры Китая с Россией. Самые динамично развивающиеся города КНР расположены вдоль восточного побережья на юге страны. Выходит, что Казахстан – самый короткий путь для транзитного груза, который позволяет еще экономить время не его доставке.

 

Кому в Казахстане в большей степени интересен и полезен этот торговый канал — представителям АПК/ недропользователям/ МСБ?

 

Главными бенефициарами станут железнодорожные компании трех стран. Кроме них преимущества получит бизнес, который удовлетворяет запросы железнодорожной отрасли. Речь идет о компаниях, занятых в производстве подвижного состава и наземной транспортной инфраструктурой. Это могут быть металлургические компании, компании, которые занимаются системами автоматизации.

Новости
09.12.2025
Карту цифровой трансформации транспортной отрасли утвердили в Казахстане
Новости
09.12.2025
Минтранс: объем транзитных грузов достиг 29,4 млн тонн
Новости
09.12.2025
В Минтрансе обсудили меры для бесперебойного экспорта зерновых в страны Центральной Азии
Новости
09.12.2025
Kazlogistics и Деловой центр экономического развития СНГ расширяют сотрудничество в транспортно-логистической сфере
Пассажирские перевозки
09.12.2025
Нацперевозчик предоставит дополнительно 53 тысячи мест в поездах в новогодние праздники
Новости
09.12.2025
Рост контейнерных перевозок по коридору Север – Юг обсудили на заседании КСТП
Новости / Архив
09.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №102 от 09 декабря 2025 года
Регионы
08.12.2025
Двухмесячник по безопасности труда проходит в Павлодарском отделении ГП
Новости
08.12.2025
Делегация ҚТЖ представила молодежные инициативы на форуме в Баку
Новости
08.12.2025
Более 1200 столичных школьников и студентов посетили центральный музей КТЖ
Новости
08.12.2025
Новый парк «Б» введен на станции Алтынколь
Новости
08.12.2025
Машинист поезда избежал ДТП на железнодорожном переезде станции Шортанды
Регионы
08.12.2025
Железнодорожный вокзал станции Аркалык отметил полувековой юбилей
Регионы
08.12.2025
Оскеменская и Кумыстауская дистанции пути завершили летние работы
Пассажирские перевозки
08.12.2025
Новые плацкартные вагоны Stadler: первые изображения и ключевые особенности
Новости
08.12.2025
Казахстан и Узбекистан увеличат обмен поездами до 35 пар в сутки
Новости
08.12.2025
Акимат Астаны и КТЖ обсудили стратегию развития транспортной системы столицы
Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%