Какие перспективы откроет для Казахстана транспортно-логистический центр CRK Terminal, рассказал эксперт

Интервью
25.09.2024, 09:40

Создание транспортно-логистического центра CRK Terminal стало важной вехой в развитии транзитного потенциала Казахстана. Политолог, директор общественного фонда «Кемел арна» Замир Каражанов рассказал в интервью Rail-news.kz о том, какие перспективы есть у нового центра торговли и логистики на Шелковом Пути, и что участие в проекте даст Казахстану.

 

Что значит для Казахстана участие в создании трехстроннего транспортно-логистического центра CRK Terminal? Насколько выгоден для нашей страны сейчас этот проект?

 

Казахстан заложник своего географического положения, которое сулит ему как преимущества, так и ограничения. Страна находиться в центре континента и не имеет выхода к морю. Поэтому сотрудничество с соседями во многом определяет долгосрочное устойчивое развитие Казахстана. Тем более в сфере перевозок груза, от чего зависит весь импорт и экспорт страны. Это одна из веских причин, по которой Казахстан всегда поддерживал интеграционные проекты и партнерские отношения с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Если говорить о сотрудничестве в транспортерной сфере, то оно приобретает особую актуальность в условиях геополитической напряженности. Поскольку, неурядицы в большой политике способны подрывать логистические цепочки, что уже видно, как по санкциям в отношении России, так и по конфликтам и горячим точкам. Поэтому для Казахстана важно увеличивать альтернативные маршруты и диверсифицировать свои транспортные коридоры, которые его связывают с внешним миром.

Действительно, после 2014 года Россия сталкивается с западными санкциями, которые ограничивают ее сотрудничества с другими странами. В том числе в сфере транзита и грузоперевозок. В настоящий момент в отношении России принято несколько пакетов санкций. Часть из них касается грузоперевозок. Но есть нюансы, которые позволяют Казахстану поддерживать сотрудничество в этой сфере.

Во-первых, санкции не затронули транзит грузов железнодорожным транспортом через Россию. Ограничения касались автомобильных перевозок. Во-вторых, в случае с «веткой» Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино речь не идет о транзите казахстанского груза, а только о транзите китайского или российского груза, – в зависимости от его направления, – через территорию Казахстана. В-третьих, санкции не ограничивают транзит российского груза через третьи страны, так как за его содержание ответственность несет та сторона, которая его отправляет.

Проще говоря, западные санкции не ограничивают реализацию проекта Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино, что позволяет его реализовать и получать преимущества.

 

Линейные перевозки будут идти по маршруту Сиань - Алашанькоу/Хоргос – Селятино. Какие перспективы есть у этого маршрута?

 

Как не странно, перспективы есть, чему способствует геополитическая напряженность в мире. Из-за кризиса в отношениях между Москвой и западными странами, Россия вынуждена развивать сотрудничество с Китаем и другими азиатскими странами. Поэтому рост ее товарооборота обещает расти на восточном направлении. По крайней мере статистика уже показывает такую тенденцию. Ранее сообщалось, что в 2023 году объем транзитных перевозок грузов по железной дороге через Казахстан по направлению Китай – Россия и обратно вырос на 35% по сравнению с 2022 годом. Можно даже предположить, что Китай станет не единственной страной, с которой Россия будет усиливать, как торговлю, так и транспортные маршруты. Есть еще одно перспективное направление – Индия, чья экономика последние десятилетия динамично растет. Российской стороне также будет важно иметь стабильное сообщение с этой страной. Известно, что «РЖД» уже проявляет интерес к строительству железнодорожной ветки Узбекистан – Пакистан, что также позволит Казахстану усилить свой транзитный потенциал и даже, за счет роста грузопотока, модернизировать свою транспортную инфраструктуру.

 

Какова роль Казахстана в этом проекте? Наша страна интересна партнерам в большей степени как транзитная территория?

 

Россия и Китай имеют общую границу, которая позволяет им осуществлять грузоперевозки, минуя Казахстан. Но в силу географического положения, Казахстан является самым прямым путем на пути следования грузов. Дело в том, что железная дорога связывает не страны, а деловые центры Китая с Россией. Самые динамично развивающиеся города КНР расположены вдоль восточного побережья на юге страны. Выходит, что Казахстан – самый короткий путь для транзитного груза, который позволяет еще экономить время не его доставке.

 

Кому в Казахстане в большей степени интересен и полезен этот торговый канал — представителям АПК/ недропользователям/ МСБ?

 

Главными бенефициарами станут железнодорожные компании трех стран. Кроме них преимущества получит бизнес, который удовлетворяет запросы железнодорожной отрасли. Речь идет о компаниях, занятых в производстве подвижного состава и наземной транспортной инфраструктурой. Это могут быть металлургические компании, компании, которые занимаются системами автоматизации.

Новости
08.10.2024
Необходимость обеспечения населения доступным углем отметил глава правительства Казахстана
Новости
08.10.2024
Представители ОО «Казпрофтранс» приняли участие в международном семинаре-совещании в Санкт-Петербурге
Спорт
08.10.2024
Соревнование по пейнтболу среди поездных диспетчеров прошло в Астане
Регионы
08.10.2024
Более 75 раз пришлось экстренно тормозить машинистам грузовых поездов на участках Карагандинской дистанции пути
Новости
08.10.2024
Отличившимся железнодорожникам вручили благодарственные письма в День труда
Грузовые перевозки
08.10.2024
За первую неделю октября Акмолинское отделение погрузило более 88 тысяч тонн зерна
Новости
08.10.2024
Возможности увеличения поставок зерна на экспорт рассматривают в Казахстане
Новости / Цифра недели
08.10.2024
Более 670 тысяч пассажиров воспользовались поездами КТЖ для поездки за рубеж
Новости / Архив
08.10.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №85 от 08 октября 2024 года
КТЖ в лицах
07.10.2024
Железнодорожница Анна Васина отметила 100-летний юбилей в Астане
Регионы
07.10.2024
Работники из 10 эксплуатационных локомотивных депо Юго-Восточного региона прошли семинар в Алматы
Новости
07.10.2024
Стандарты форменного обмундирования для военизированной железнодорожной охраны изменили в Казахстане (ФОТО)
Регионы
07.10.2024
День пожилого человека отметили в Защитинской дистанции сигнализации и связи
Регионы
07.10.2024
Менеджера отдела текущего финансирования Галию Мергенбаеву проводили на пенсию в Караганде
Регионы
07.10.2024
ВЖДО усилила охрану и работу по сопровождению грузов сольхозпроизводителей в Костанайском регионе
Грузовые перевозки
07.10.2024
Более 1 млн тонн коммунально-бытового угля доставили по сети КТЖ
Новости
07.10.2024
Меморандум о сотрудничестве подписали ТОО «PTC Holding» и «LXPantos»
Пассажирские перевозки
07.10.2024
Набор проводников пассажирских вагонов объявило КТЖ
Новости
05.10.2024
Руководители КТЖ провели лекцию для студентов ALT UNIVERSITY
Новости
05.10.2024
Представители КТЖ приняли участие в V Евразийском форуме по безопасности и цифровизации на транспорте