ҚТЖ: обеспечение безопасности движения сегодня поставлено в приоритет

Интервью
29.10.2024, 09:38
Фото Александра Жабчука
Любовь Подоляк

Железная дорога остается удобным и востребованным видом транспорта, которым пользуются казахстанцы каждый день. Благодаря своим преимуществам по срокам доставки, надежности и безопасности отвечает всем требованиям к перевозке грузов и пассажиров. Заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Талгат Алдыбергенов рассказал Rail-news.kz о том, какие меры принимаются на железной дороге для повышения безопасности.

Какие меры принимаются на железной дороге для повышения безопасности?

Безопасность движения поездов всегда остается приоритетом работы АО «НК «ҚТЖ». В целом на железнодорожном транспорте обеспечена устойчивость перевозочного процесса, выполняются заданные целевые параметры безопасности движения.

За девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года целевой показатель уровня безопасности движения по компании улучшен на 6%, количество нарушений снижено на 8%.

По итогам первого полугодия 2024 года железнодорожная администрация Казахстана вошла в число организации, улучшивших состояние безопасности движения, и находится в тройке стран СНГ по показателю безопасности движения.

В текущем году в компании принят ряд важнейших инициатив по постоянным улучшениям деятельности в области безопасности движения.  Проведен анализ состояния безопасности движения и выработан комплекс системных мер, направленный на совершенствование системы управления безопасностью движения и кадрового потенциала, повышение надежности устройств инфраструктуры и подвижного состава.

За девять месяцев этого года ревизорским аппаратом проведено свыше 7,8 тысячи проверок соблюдения технологических процессов, содержания и эксплуатации подвижного состава и технических средств. Выявлено более 82 тысячи нарушений, которые были оперативно устранены. Принято свыше 15,8 тысячи мер по остановке эксплуатации подвижного состава и устройств инфраструктуры с низкой надежностью. Также проведена 171 проверка на предприятиях, оказывающих услуги компании по ремонту и сервисному обслуживанию подвижного состава.

Несмотря на тенденцию снижения количества нарушений, ҚТЖ продолжает проводить работу по исключению проблемных вопросов в обеспечении безопасности движения с максимальным акцентом на снижение вероятности возникновения ошибок. Повышается уровень культуры безопасности движения, где каждый работник осознает важность и социальную ответственность в обеспечении безопасности движения.

Необходимо отметить, что системной проблемой остается состояние верхнего строения пути. В ҚТЖ реализуют производственную программу обновления магистральной сети, в которой запланировано ежегодное проведение ремонта пути протяженностью более 1 000 километров. Также ведутся работы по обновлению устройств инфраструктуры, оснащению предприятий средствами малой механизаций и техническими средствами.

В рамках эффективной реализации программы Главы государства «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» разработана и утверждена «Дорожная карта», согласно которой до 2028 года предусмотрен ремонт 11 000 километров железнодорожных путей. В 2024 году проведены летне-путевые работы в объеме 1 401 километра, в том числе капитальный ремонт – 570 километров, покомпонентный ремонт – 241 километр, планово-предупредительный ремонт – 590 километров. При проведении ремонта пути уровень локализации товаров, рельсов, шпал, щебня казахстанских производителей составляет 100%.

За последние три года проведена комплексная работа по капитальному ремонту пути, благодаря чему улучшилось состояние пути из ниже среднего к целевым показателям, обеспечивающим безопасности движения поездов.

Что делается для снижения человеческого фактора в обеспечении безопасности движения поездов?

Главная ценность и основной ресурс ҚТЖ как ведущей компании – это работники. От уровня их профессионализма напрямую зависят результаты деятельности компании. Человеческий фактор играет важную роль в обеспечении безопасности. ҚТЖ уделяет большое внимание повышению квалификации работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением безопасности. В компании действуют пять учебных центров, расположенных в разных регионах страны, где ежегодно проходят обучение и повышение квалификации более 20 тысяч сотрудников.

Однако здесь важно стремление самих работников к совершенствованию, получению новых компетенций и изучению правил, инструкции и локальных актов компании, необходимых для профессиональной деятельности.

В этом году для повышения знаний железнодорожников основные документы по обеспечению четкой работы железной дороги и безопасности движения поездов – Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта и Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте – представлены в графическом и визуальном формате. Это позволило преобразовать сложные и масштабные объемы информации в понятную и наглядную форму, чтобы эффективно применять теоретические знания на практике.

Также ҚТЖ объявило видеоконкурс «Раскрой ПТЭ (Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта) в новом формате!», направленный на повышение осведомленности работников в области безопасности движения поездов и на то, чтобы сделать безопасность основой корпоративной культуры.

В компании вызывает обеспокоенность естественное старение кадров, особенно в хозяйстве пути, поэтому принимаются меры для привлечения внимания молодежи к отрасли.

Ежегодно проводится конкурс на присуждение именной стипендии председателя правления АО «НК «ҚТЖ» и образовательного гранта по программе «Магистраль» по профильным специальностям железнодорожной отрасли.

В 2024 году грант присужден 58 студентам, семь студентов стали обладателями именной стипендии. Профессиональную практику в компании прошли 1 540 студентов 13 учебных заведений по 23 специальностям.

В этом году ҚТЖ выступило с инициативой об открытии группы образовательных программ «Железнодорожный транспорт и технологии» в направлении подготовки «Инженерия и инженерное дело», что дает возможность абитуриентам лучше ориентироваться в поиске и выборе будущей железнодорожной профессии.

Кроме того, компания предложила вести интегрированный/гибридный формат обучения выпускников колледжей, желающих продолжить обучение в высших учебных заведениях. Данные инициативы получили поддержку на заседании учебного-методического объединения Республиканского учебно-методического совета.

Какие цифровые технологии внедряет ҚТЖ в целях повышения безопасности?

Действительно, цифровизация железнодорожного транспорта позволяет коренным образом изменить подходы к обеспечению безопасности, повысить конкурентоспособность отрасли перед другими видами транспорта.

Компания с целью исключения человеческого фактора внедрила и продолжает внедрять автоматизированные системы, направленные на повышение уровня безопасности движения поездов, за счет сбора и анализа данных с подразделений для принятия оперативных управленческих решений. В данный момент в Павлодарском отделении магистральной сети внедряется автоматизированная система управления техническим обслуживанием и ремонтом устройств инфраструктуры, которая позволит оцифровать процессы планирования, исполнения работ по текущему содержанию, техническому обслуживанию и ремонту устройств инфраструктуры, проведена интеграция системы и вагонов Мобильного диагностического комплекса. Благодаря этому результаты проезда вагонов в автоматическом режиме передаются в систему. Это дает возможность причастным работникам оперативно реагировать и устранять выявленные отступления. В дальнейшем данная система будет тиражирована в других регионах страны.

Также оцифрованы процессы учета и контроля инцидентов, связанных с безопасностью, формирования аналитической и статистической отчетности.  Мы получаем информацию о состоянии безопасности из регионов в режиме реального времени. Автоматизированная система оперативно обрабатывает большие объемы данных и предоставляет оценки риска на текущий период с последующей разработкой корректирующих мероприятий по управлению рисками.

Какие внешние факторы влияют на безопасность движения поездов?

На безопасность движения поездов оказывают влияние нахождение посторонних людей в зоне повышенной опасности, безнадзорно пасущийся скот, а также водители, нарушающие правила движения.

Основные причины несчастных случаев с людьми – игнорирование элементарных правил безопасности, спешка, разговоры по мобильному телефону и прослушивание музыки в наушниках при переходе железнодорожных путей. Железная дорога – является зоной повышенной опасности. В очередной раз призываем граждан быть внимательнее. Не переходите железнодорожные пути в неустановленных местах. Берегите свою жизнь и жизнь ваших близких. Чтобы избежать трагедий, не оставляйте детей без присмотра и не позволяйте им играть вблизи железнодорожных объектов. Помните, что локомотив – это не автомобиль, который может свернуть с пути, предотвращая наезд на человека. Безнадзорно пасущийся скот вблизи железной дороги становится причиной нарушения нормальной работы железнодорожного транспорта. Это приводит к остановке и задержке поездов, порче локомотивов и вагонов, к несвоевременной доставке грузов и пассажиров. К сожалению, за 9 месяцев 2024 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество наездов на скот увеличилось на 39%. В антирейтинге – Карагандинский, Акмолинский, Алматинский и Жамбылский регионы. Однако благодаря бдительности и профессионализму локомотивных бригад в почти двух тысячах случаев удалось избежать наезда на животных. ҚТЖ проводит профилактическую работу с жителями населенных пунктов, по территории которых проходит железная дорога, руководителями фермерских хозяйств и частными предпринимателями, ограждает пути от выхода животных. Только в этом году построено 1 000 километров проволочного ограждения, за последние два года – более 1 800 километров ограждений от выхода безнадзорно пасущегося скота на путь.

Почему происходят ДТП на переездах? Кто виноват в них? 

Железнодорожные переезды – самые сложные и опасные участки стальной магистрали, где нужно проявлять бдительность, внимательность и строго соблюдать правила дорожного движения. За девять месяцев текущего года на железнодорожных переездах зарегистрировано 19 ДТП. Пострадали девять человек, из них трое погибли.

Во всех случаях причина ДТП на переездах – низкая дисциплина водителей. Нарушения на железнодорожных переездах происходят при запрещающих сигналах исправно действующей переездной сигнализации. Водители забывают, что железнодорожный транспорт имеет преимущество перед остальными участниками движения.

Для предупреждения таких происшествий железнодорожники проводят комплексную работу. Проводится капитальный ремонт переездов, их оснащение современными предупредительными и заградительными устройствами. С 2025 года на охраняемых и неохраняемых переездах поэтапно будут устанавливаться системы видеонаблюдения с автоматической фиксацией данных.

Постоянно проводится профилактическая работа по ознакомлению работников автохозяйств с правилами проезда через переезды. В этом году совместно с правоохранительными органами проведено 1 480 рейдов, выявлено 281 нарушение. Свыше 85 тысячам водителей напомнили правила проезда через переезды. Организовано 642 собрания в автопредприятиях, с охватом более 17 тысяч человек.

Безопасность движения является ключевым элементом деятельности ҚТЖ.  Компания принимает необходимые меры для формирования и развития культуры безопасности движения через масс-медиа, социальные мессенджеры Telegram, TikTok, Facebook, WhatsApp.

Новости
20.12.2024
Более 100 участников собрал Первый женский форум Ассоциации женщин-железнодорожников в КТЖ
Грузовые перевозки
20.12.2024
Новые экспортные маршруты освоили в Мангистауском отделении грузовых перевозок
Регионы
20.12.2024
Семинар «История. Традиция. Независимость» провели для железнодорожников в Костанае
Регионы
20.12.2024
Конкурс среди железнодорожников ко Дню Независимости прошел на железнодорожном вокзале Караганды
Регионы
20.12.2024
Семинар «Қазақстан: кеше, бүгін, ертең» прошел в Акмолинском отделении магистральной сети
Регионы
20.12.2024
День Независимости отметили железнодорожники в Усть-Каменогорске
Регионы
20.12.2024
Итоги проведенной модернизации железнодорожной инфраструктуры подвели в Костанайском регионе
Новости
20.12.2024
Проект «Единое цифровое окно» презентовали в Астане
Новости / Архив
20.12.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №106-107 от 20 декабря 2024 года
КТЖ в лицах
19.12.2024
Менеджера Департамента технологических систем перевозочного процесса Каиргельды Макишева проводили на пенсию
Новости
19.12.2024
Форум «Казахстан как глобальный участник рынка транспорта и логистики» прошел в Астане
Регионы
19.12.2024
Более 1 700 фитинговых платформ было погружено в ноябре в Костанайском регионе
Спорт
19.12.2024
Машинист электровоза Асылхан Какимов стал победителем среди ветеранов в турнире по самбо
Новости
19.12.2024
Пути сопряжения порта Бисау и ТМТМ в Западной Африке намерены изучить Казахстан и Гвинея-Бисау
Новости
18.12.2024
Сильные ветры и снежные бури осложнили работу железнодорожного транспорта в Алматинской области
Новости
18.12.2024
Команда железнодорожников «Астана» выиграла Кубок КВН
Пассажирские перевозки
18.12.2024
КТЖ внедряет новую услугу «Проезд с пересадкой вагон+вагон»
Новости
18.12.2024
Более 20 новых ведомственных наград ввело КТЖ в этом году
Новости
18.12.2024
Калькулятор CO2 стал доступен на сайте KTZ Express
Новости
18.12.2024
Более 300 жилых модулей установило КТЖ на железнодорожных станциях и разъездах