Знаку «Почетный железнодорожник» исполняется 87 лет

Новости
10.07.2021, 13:10
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В 2021 году главной профессиональной награде железнодорожников исполняется 87 лет, передает корреспондент Rail-news.kz. Знак «Почетному железнодорожнику» был учрежден ЦИК СССР в 1933 году, окончательно утвержден в 1934 году и даже с распадом СССР сохранил свою актуальность и значимость. За прошедшие 87 лет этого знака были удостоены более 170 тысяч человек. Как рассказал ветеран труда, бессменный руководитель ведомственного музея на протяжении 27 лет, Почетный железнодорожник Михаил Надточий, этот знак полагалось носить на левой стороне груди рядом с правительственными наградами. Позднее знак «Почетному железнодорожнику» стали носить на правой стороне, но своего значения он не потерял. В бытность СССР на железнодорожном транспорте работали более четырех миллионов человек. Существовала негласная установка – награждать по 2000 работников в год. Исключением стали годы Великой Отечественной войны – наибольшее количество награжденных приходится на 1943-1946 годы, когда этой наградой были отмечены 44 тысячи человек, или около трети от общего количества награжденных. Это подтверждает массовый героизм, проявленный железнодорожниками, особенно спецформирований НКПС, наравне с действующей армией. Они обеспечивали фронт всем необходимым, в кратчайшие сроки восстанавливали разоренное железнодорожное хозяйство.

– Уральск был ближним тылом Сталинградской битвы, а Западно- Казахстанская область – единственная в республике, подвергавшаяся бомбардировке, особенно доставалось железной дороге, высаживался вражеский десант, поскольку железная дорога была единственной транспортной артерией Сталинграда. Из Майкопа и Грозного было доставлено 500 цистерн с горючим. Их переправляли через Каспийское море, Уралу и далее – по Казахской железной дороге в Сталинград, – рассказывает Михаил Тихонович. – Коллективы паровозного депо и мастерские дистанции пути выпускали мины. Машинист паровозного депо Уральска Покусай вел поезд с танками к Сталинграду и был 15 раз атакован авиацией, бригада погибла, сам Покусай ранен, но довел поезд до пункта назначения.

Надо сказать, что железнодорожники сохранили свое единство и после развала СССР, а нумерация знака «Почетный железнодорожник» осталась сквозная. Да и сама идея сохранения единого знака для постсоветского пространства была претворена в жизнь в 1993 году на заседании Совета по железнодорожному транспорту, проходившем в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате. Тогда же было подписано соглашение о награждении знаком «Почетный железнодорожник» и льготах, предоставляемых работникам железнодорожного транспорта государств – участников Содружества. В нем говорилось, что награждение проводится по аналогичному порядку, который был установлен положением о знаке «Почетный железнодорожник» МПС СССР. Каждая железнодорожная администрация производит награждение в соответствии с Соглашением и предоставляет льготы. Лица, награжденные знаком «Почетный железнодорожник» на территории одного государства и изменившие постоянное место жительства или работы в связи с переездом в другое государство, пользуются льготами, установленными по новому месту жительства. В канун профессионального праздника – Дня работников транспорта, который отмечается в первое воскресенье августа, главным событием становится награждение лучших работников почетными грамотами, знаками отличия АО «НК «Қазақстан темір жолы», в том числе высшей профессиональной наградой – знаком «Почетный железнодорожник».

Новости / Архив
19.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №106 от 19 декабря 2025 года
Новости
18.12.2025
Проектно-конструкторское бюро инфраструктуры открылось в КТЖ
Регионы
18.12.2025
Уральские железнодорожники отметили День Независимости в отраслевом музее
Регионы
18.12.2025
Круглый стол ко Дню Независимости прошел в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
18.12.2025
День Независимости отметили в Астанинском эксплуатационном депо
Регионы
18.12.2025
Строительство современного перрона на Сарыбеле выходит на финишную прямую
КТЖ в лицах
18.12.2025
Общественная работа и профессионализм: путь Кенеса Дюсекеева на железной дороге
Регионы
18.12.2025
На Кумистауской дистанции пути усилили очистку инфраструктуры от снега
Регионы
18.12.2025
Карагандинские железнодорожники разработали план работы в зимний период
Новости
18.12.2025
KTZ Air Cargo: новый горизонт казахстанской логистики
Новости
18.12.2025
Интермодальные перевозки и цифровизацию обсудили на конференции в Актау
Новости
17.12.2025
Представители России, Армении, Монголии и Кыргызстана впервые приняли участие в форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 250 молодых специалистов приняли участие в XIV форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Молодёжь ҚТЖ научили действовать в условиях перемен
Новости
17.12.2025
Командное взаимодействие отработали участники форума молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 10 детей получили подарки на «Елке детских желаний»
Новости
17.12.2025
Спокойствие внутри – безопасность снаружи: молодые железнодорожники освоили техники управления стрессом
Новости
17.12.2025
Как ставить цели и расставлять приоритеты: тренинг для молодых специалистов прошел в ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Тренинг по ораторскому мастерству провели для молодых сотрудников ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Чемпионат кейсов по развитию молодежной политики прошёл в ҚТЖ