«Не нравилось бы, давно бы ушел»: Осмотрщик вагонов рассказал о своей работе

КТЖ в лицах
03.12.2024, 10:39
Фото Александра Жабчука

Ермек Изажанов работает на железной дороге уже 31 год. Он рассказал Rail-news.kz о своем трудовом пути и о том, в чем заключается работа осмотрщика вагонов.

Ермек Макатович родился в Семипалатинской области, а в 1993 году переехал в Екибастуз к сестре. Работы не было, и тетя предложила молодому человеку устроиться на железную дорогу. До этого он и не думал, что свяжет свою жизнь со стальной магистралью. Сначала он был учеником слесаря, а затем сам стал слесарем по ремонту вагонов. Спустя какое-то время Ермек Изажанов поступил и окончил железнодорожный колледж.

Он отмечает, что в те годы его коллектив был по большей части женским, прекрасная половина составляла 60-70%, а мужчины в основном работали пролазчиками.

«Если б мне не нравилось, я б давно ушел. Железная дорога дает стабильность, и мне нравится, что здесь есть уважение к старшим», — признается мужчина.

Постепенно, с ростом профессионализма, Ермек Макатович занял должность старшего осмотрщика вагонов. В 2021 году переехал в столицу, и вот уже три года работает в парке осмотрщиком-ремонтником шестого разряда.

График работы осмотрщика: день/ночь/48. Рабочая смена длится 12 часов.

Выходя в день, осмотрщики приходят в начале девятого часа, переодеваются, а в 8:30 начинается планерка. Ее проводит начальник ПТО, вагонный мастер или старший осмотрщик вагонов. Он озвучивает целевой и внеплановый инструктажи, пришедшие телеграфные указания, рассказывает о травматических случаях, если такие были в течение прошлой смены, а также какие замечания были у предыдущей смены.

В девять утра все должны выйти в парк. Оператор вагонного депо подсказывает, по каким путям стоят какие вагоны.

«Где-то нужна техническая обработка, где-то поезда готовы, и мы должны произвести торможение. В течение смены вагонный оператор предъявляет поезда: какие-то после сортировки выходят, технической обработки. Также формирование поездов производится. Есть транзитные поезда, есть контейнерные поезда», — говорит Ермек Изажанов.

По словам осмотрщика, при обработке поездов они смотрят, есть ли неисправности - где и какие. Если все же есть, нужно произвести отцепочный или безотцепочный. Когда работы выполнены, осмотрщики передают оператору о технической готовности вагона. После этого вагон ждет проверка работы тормозов.

Только после полного опробования тормозов выдают оформленную справку с полной информацией. В ней указано, что поезд полностью исправен, обеспечен тормозами и может следовать.

Ермек Изажанов говорит, что наиболее сложным периодом можно назвать зиму, поскольку осмотрщики имеют дело с железом. Также непросто бывает в межсезонье, когда возникают резкие перепады температуры.

Говоря о нынешнем времени, Ермек Макатович отмечает, что работать в депо сейчас приходит много молодых специалистов.

«Я им говорю: «Всегда интересуйтесь. Лучше лишний раз что-то уточнить — вам всегда подскажут».  Надо консультироваться, узнавать, перезванивать, вызывать того, кто давно работает. С тем же руководством можно посоветоваться, как что-то сделать. Также важно заниматься самообучением, книги читать, техническую литературу, сейчас в YouTube можно многое подсмотреть. В наше время этого не было — читали книги и долго не могли понять, где та или иная деталь. Осмотрщик должен быть самодисциплинированным. Раз пришел на работу - работай. Также важно самообучение. Не важно какой стаж - хоть 30, хоть 40 лет. Сейчас новые технологии, много новых вагонов, параметры меняются. Их нужно изучать», — заключил Ермек Макатович.

Инфраструктура
20.11.2025
Руководство КТЖ проинспектировало ход строительства обводной железнодорожной линии вокруг Алматы
Новости
20.11.2025
КТЖ подписало ряд документов в Китае
Новости
19.11.2025
Экспортеры ознакомились с инфраструктурой портов и терминалов Мангистауского региона
Новости
19.11.2025
Советник премьер-министра ознакомился с ходом строительства линии «Бахты – Аягоз» в области Абай
Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Пассажирские перевозки
19.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Петропавловск через день
Регионы
19.11.2025
Семинар по профилактике коррупции провели для железнодорожников в Усть-Каменогорске
Новости
18.11.2025
КТЖ приняло участие во II Форуме международного сотрудничества по железнодорожному маршруту «Китай – Европа»
Новости
18.11.2025
КТЖ и Эстония обсудили развитие сотрудничества и перспективы ТМТМ
Новости
18.11.2025
АО «Кедентранссервис» обновило 19 км железнодорожных путей в 2025 году
Новости
18.11.2025
До конца года ж/д перевозки ЕАЭС – Китай перейдут на цифровой документооборот
Новости
18.11.2025
Казахстан и Узбекистан согласовали меры по стабилизации вагонопотока
Новости / Архив
18.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №96 от 18 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
17.11.2025
Почетный железнодорожник Абдуали Базаркулов отметил 70-летний юбилей
Регионы
17.11.2025
Более 300 саженцев березы высадили сотрудники ВЖДО в Костанайском регионе
Новости
17.11.2025
XXI Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России прошел в Уральске
Новости
17.11.2025
Более 3,5 тысячи сельчан получили помощь юристов поезда «Саламатты Қазақстан»