Как Турксиб повлиял на развитие Алматинского эксплуатационного локомотивного депо

Фоторепортажи
10.08.2020, 22:24
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Период становления железнодорожного транспорта в нашей стране связан со строительством Турксиба. В исторической летописи как в зеркале отразились главные этапы развития Алматинского эксплуатационного локомотивного депо. Без экскурса в прошлое трудно оценить настоящее, а тем более, заглянуть в будущее.

Строители Турксиба к моменту завершения стройки сдали в эксплуатацию два основных депо – на станциях Алма-Ата и Аягуз. Производственные мощности паровозного депо Алма-Ата представляли собой цеха промывочного и текущего ремонта паровозов, цех вспомогательного отделения и подъемочного ремонта. Многие из приехавших поднимать Турксиб остались здесь на постоянное место жительства и впоследствии стали родоначальниками трудовых династий.

К началу постоянной эксплуатации депо было полностью укомплектовано ремонтными и эксплуатационными кадрами. Машинист Мамарбай Умаров одним из первых подхватил почин машиниста Кривоноса, который заключался в движении при открытом большом клапане, что обеспечивало увеличение форсировки котла и мощности паровоза и позволяло водить поезда большого веса и скорости.

Когда началась Великая Отечественная война, многие деповчане ушли на фронт. Их место заняли жены дети. В летопись трудовой славы вошли подвиги женских паровозных бригад, среди которых Евдокия Сарина, Мария Дубова, Любовь Джурина, Мария Быстрова и Мария Лошакова. В первые месяцы войны для быстрой доставки фронтовых эшелонов началось формирование фронтовых паровозных колонн. Одна из таких была сформирована в Алма-Ате. Под ураганным огнем машинисты, подвергая себя риску и смертельной опасности, водили поезда на фронт.

А после войны надо было поднимать народное хозяйство. Росли объемы перевозок народно-хозяйственных грузов. Страна начала выпуск новых серий мощных паровозов. Машинисты Глузман, Прошкуратов, Медведь выступили с инициативой пройти без промывочного ремонта вместо плановых 6 тысяч километров – 20 тысяч. Это позволило увеличить среднесуточный пробег, достичь большой экономии средств, снизить затраты на ремонт.  

Первые тепловозы в Алма-Атинское депо пришли в апреле 1961 года. Руководство депо стремилось быстро вывести предприятие в ряд лучших по сети железных дорог страны. Однако это требовало новых форм организации труда, обучения кадров ремонтников и эксплуатационников. Многие деповчане, получив высшее образование и опыт работы, выросли до крупных руководителей. Среди них Николай Чеховский, Евгений Барановский, Амангельды Табергенев.

С 1995 года депо возглавил Даулет Казбеков. В тяжелейших условиях шла работа, но он сумел настроить коллектив на выполнение плановых заданий и эксплуатационных показателей. Алматинское депо не раз занимало призовые места в соревнованиях с другими предприятиями отрасли. Здесь по праву гордятся славными династиями Кесикбаевых, Балашовых, Садырмановых, Колесниковых, Карамышевых.

Более семнадцати лет алматинских локомотивщиков возглавлял Болат Оспанов, который внес свою лепту в развитие предприятия, широко пропагандируя рационализаторскую деятельность. Сегодня Алматинское эксплуатационное локомотивное депо – современное предприятие, основными задачами которого является обеспечение перевозок груза, выполнение хозяйственной и маневровой работы, технически исправного состояния и устойчивой работы локомотивного парка.

Недавно назначенный начальником депо Болатказы Толекпаев прошел все ступени роста эксплуатационной работы, был помощником машиниста, дежурным по депо, машинистом, машинистоминструктором. Он фанатично влюблен в свою профессию, считая, что не каждому под силу выдержать суровый экзамен под названием железная дорога.

– Я рад, что мне после стольких лет пришлось вновь вернуться в этот коллектив, где всегда на первый план выходило наставничество, а человеческий фактор является одним из важных аспектов в работе на железной дороге. И от того, какие люди придут на смену опытным машинистам, зависит безопасность и качество работы локомотивных бригад, – говорит Болатказы Кадырманович.

Несмотря на сложности нынешнего периода, депо выполняет эксплуатационные показатели, перевозочная работа выполнена на 103,8%, техническая скорость на 102%. Коллектив идет уверенной поступью, работает на перспективу, выполняя поставленные задачи, сохраняя добрые традиции своего предприятия.

Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау
Новости
01.07.2025
Сотрудники пожарной службы КТЖ прошли обучение
Новости
01.07.2025
Навигационные пломбы для отслеживания перевозок на железнодорожном транспорте начали устанавливать в Казахстане
Новости / Архив
01.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №50 от 01 июля 2025 года
Новости
30.06.2025
В профориентационное путешествие по Казахстану отправятся 200 детей из регионов
КТЖ в лицах
30.06.2025
HR-специалист ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Гульнара Керимбекова поделилась опытом в популяризации казахского языка
КТЖ в лицах
30.06.2025
Главного менеджера департамента бизнес-аналитики Наталью Гузь проводили на пенсию
Новости
30.06.2025
Пул «Лидеров профессий» создан в КТЖ
Регионы
30.06.2025
Число экстренных торможений отметили в Алматинском локомотивном депо
30.06.2025
Тематический вечер о наследии Абая прошел в КТЖ
Новости
30.06.2025
Олжас Бектенов представил коллективу Министерства транспорта нового руководителя
Новости
30.06.2025
В КТЖ подвели итоги за четыре года
Инфраструктура
30.06.2025
КТЖ приступило к модернизации участка Алтынколь — Жетыген
Новости
30.06.2025
Нурлан Сауранбаев назначен министром транспорта
Пассажирские перевозки
30.06.2025
Дополнительный пассажирский поезд запустят в летний сезон между Астаной и Актобе
Новости
27.06.2025
Планы развития ТМТМ обсудили в Варшаве
Новости
27.06.2025
Объем перевозок по ТМТМ вырос на 62%
Регионы
27.06.2025
О работе по охране труда рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
27.06.2025
Принятие нового Налогового кодекса позволит направить средства на развитие железнодорожных путей