Легендарному паровозу Казахстана - 100 лет

Қазақстан теміржолшысы

На столичной привокзальной площади вот уже 17-ый год стоит легендарный паровоз-памятник серии Эш-4161. В этом году он отмечает без малого свой 100-летний юбилей.

История пути старейшего уцелевшего паровоза в Казахстанедостойна уважения - он участник и свидетель многих исторических событий, трудовых подвигов железнодорожников. В годы Великой Отечественной войны возил грузы на прифронтовую полосу, не раз попадал под обстрелы и бомбежки. 

Он был изготовлен на другом континенте, на одном из заводов Швеции. Тогда по заказу Советского Союза шведская компания NOHAB построила 1000 паровозов серии ЭШ (приставка “ш” означает принадлежность Швеции). В 1933 году паровоз передали в распоряжение Туркестано-Сибирской железной дороги, где он обслуживал участки Турксиба.

Уже после войны, очищая паровоз от слоев краски, железнодорожники увидели историческую надпись - «Смерть немецким оккупантам!», а также обнаружили десятки залатанных пробоин и осколков.

В 1945 году паровоз передали в Жамбылское локомотивное депо, где он почти сорок лет еще приносил пользу в маневровом движении. Но время не стоит на месте и на смену дымящим тягачам пришли тепловозы и электровозы. В 1982 году паровоз вышел на заслуженный отдых - его установили на постамент в депо, где он простоял 21 год. А затем в честь столетия Казахстанской железной дороги его перевезли в столицу - украшать привокзальную площадь. 

Основательный, крепкий, разменявший век паровоз, словно не чувствует возраста, продолжая оставаться в строю и напоминать о своих достижениях. Охранять, беречь его – важная миссия железнодорожников. Поэтому каждую весну работники столичного локомотивного эксплуатационного депо приводят его в порядок - красят, чинят, чистят. Тем не менее памятник периодически страдает от рук местных вандалов. Чтобы хоть как-то защитить исторический объект, железнодорожники предлагают включить его в объекты культурного наследия столицы. С таким предложением они уже не первый год выступают перед руководством и выступают на местных телеканалах.

- Это памятник работникам, героически творившим историю. Память о боевом и трудовом героизме железнодорожников должна жить, - считает директор столичного депо Дулат Ахмадиев. - История легендарного грузового паровоза важна не только действующим работникам стальной магистрали, но и подрастающему поколению, важна школьникам. Паровоз - это не только дань уважения и благодарности за самоотверженный труд железнодорожников, но и символ развития железнодорожного транспорта.
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам
Регионы
25.04.2024
Материальную помощь направили локомотивщики из Кокшетау в Атбасар
Регионы
24.04.2024
Работу по повышению безопасности движения поездов ведут в Алматинской области
Регионы
24.04.2024
Коллективный договор обсудили в Балхашском вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.04.2024
КТЖ рекомендует пассажирам планировать свои поездки заранее
Новости
24.04.2024
Вопросы цифровизации железнодорожной отрасли обсудили в Минтрансе
Новости
24.04.2024
Преподаватели отраслевых вузов и колледжей прошли повышение квалификации в КТЖ
История железной дороги
24.04.2024
120 лет развития: что произошло в железнодорожной отрасли за годы независимости
Регионы
23.04.2024
О работе технической библиотеки рассказали на станции Есиль
В мире
23.04.2024
Робот Spot инспектирует оси колесных пар грузовых вагонов в Германии
Новости
23.04.2024
В Гармонизированную номенклатуру грузов внесли изменения
Новости
23.04.2024
180 модульных зданий установят для железнодорожников в 2024 году
Новости
23.04.2024
Обмен поездами вырос на станции Достык
Новости / Архив
23.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №35 от 23 апреля 2024 года