Легендарному паровозу Казахстана - 100 лет

Қазақстан теміржолшысы

На столичной привокзальной площади вот уже 17-ый год стоит легендарный паровоз-памятник серии Эш-4161. В этом году он отмечает без малого свой 100-летний юбилей.

История пути старейшего уцелевшего паровоза в Казахстанедостойна уважения - он участник и свидетель многих исторических событий, трудовых подвигов железнодорожников. В годы Великой Отечественной войны возил грузы на прифронтовую полосу, не раз попадал под обстрелы и бомбежки. 

Он был изготовлен на другом континенте, на одном из заводов Швеции. Тогда по заказу Советского Союза шведская компания NOHAB построила 1000 паровозов серии ЭШ (приставка “ш” означает принадлежность Швеции). В 1933 году паровоз передали в распоряжение Туркестано-Сибирской железной дороги, где он обслуживал участки Турксиба.

Уже после войны, очищая паровоз от слоев краски, железнодорожники увидели историческую надпись - «Смерть немецким оккупантам!», а также обнаружили десятки залатанных пробоин и осколков.

В 1945 году паровоз передали в Жамбылское локомотивное депо, где он почти сорок лет еще приносил пользу в маневровом движении. Но время не стоит на месте и на смену дымящим тягачам пришли тепловозы и электровозы. В 1982 году паровоз вышел на заслуженный отдых - его установили на постамент в депо, где он простоял 21 год. А затем в честь столетия Казахстанской железной дороги его перевезли в столицу - украшать привокзальную площадь. 

Основательный, крепкий, разменявший век паровоз, словно не чувствует возраста, продолжая оставаться в строю и напоминать о своих достижениях. Охранять, беречь его – важная миссия железнодорожников. Поэтому каждую весну работники столичного локомотивного эксплуатационного депо приводят его в порядок - красят, чинят, чистят. Тем не менее памятник периодически страдает от рук местных вандалов. Чтобы хоть как-то защитить исторический объект, железнодорожники предлагают включить его в объекты культурного наследия столицы. С таким предложением они уже не первый год выступают перед руководством и выступают на местных телеканалах.

- Это памятник работникам, героически творившим историю. Память о боевом и трудовом героизме железнодорожников должна жить, - считает директор столичного депо Дулат Ахмадиев. - История легендарного грузового паровоза важна не только действующим работникам стальной магистрали, но и подрастающему поколению, важна школьникам. Паровоз - это не только дань уважения и благодарности за самоотверженный труд железнодорожников, но и символ развития железнодорожного транспорта.
Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года